Найти тему
Модная лавка 19 века

«Поющие в терновнике»… Давненько герои романа не вызывали такого отвращения

Прочла эту книгу лишь сейчас. Недоумеваю. Не могу понять, как её можно сравнивать с «Унесёнными ветром». По мне – это просто небо и земля.

Посмотрела ради интереса отзывы. Заметила, что положительные оставляют люди, прочитавшие роман давно, когда они были юными, а книгу вовсю пиарили. У многих читателей зрелого возраста впечатления сходные с моими.

Конечно, у романа есть и достоинства. Главное из них – нешаблонность. А также - реализм, интересное описание жизни, быта и нравов людей, живущих в австралийской провинции первой половины 20 века.

Про сюжет скажу словами из одного отзыва: «История о корыстном священнике и молодой дурёхе». Ну а что, не так? Разве Мэгги – умная?

Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год, США. Мэгги.
Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год, США. Мэгги.

Ну а преподобный отец Ральф де Брикассар… Столь отвратного героя-любовника я даже не могу вспомнить. Карьерист, приспособленец, ханжа, трус, эгоист…

Да ещё и нарцисс, вдобавок.

После сцены, где он раздевается перед Мэри Карсон, гордясь своим поникшим мужским достоинством, мне про него всё стало ясно.

Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Обнажённый Ральф перед Мэри Карсон.
Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Обнажённый Ральф перед Мэри Карсон.

«Мерзкая старая паучиха, да сгноит ее Господь» – так он отзывается об этой почтенной даме. При этом радостно катается на подаренной ею машине и ждёт её смерти, чтобы получить бабло, которое поможет ему сделать в церкви карьеру.

Тут невольно напрашивается вопрос: а почему он вообще выбрал такую стезю? Чтоб поменьше работать?

Я ни в коем случае не хочу обидеть священников. Быть настоятелем прихода (хоть католического, хоть православного) – труд весьма нелёгкий.

Но к персонажу романа это не относится. Он мечтает пробиться на высокое, тёплое местечко, а не служить Богу.

Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Ральф де Брикассар.
Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Ральф де Брикассар.

Я так понимаю, что на выбор его профессии повлияло осознание своей сексуальной холодности. Он понял, что целибат не будет для него в тягость. А того, что его накроет любовь более высокого уровня, не ожидал.

Но случилось так, что он полюбил Мэгги сперва как ребёнка, а потом – как женщину.

Здесь нет ничего извращённого. Эта фраза (полюбил сперва как ребёнка, а потом – как женщину) мне попалась в романе «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка. Так бывает, ничего особенного.

Ральф прекрасно осознавал свои чувства к Мэгги. Знал, что и она его любит. И не просто любит, но всем сердцем к нему прикипела.

Что должен был сделать нормальный человек в этих обстоятельствах? Ну, наверное, отказаться от сана и жениться.

Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Мэгги и Ральф на празднике.
Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Мэгги и Ральф на празднике.

Но как это сделаешь, когда Мэри Карсон «загнала его в ловушку» новым завещанием? Ведь благодаря этому завещанию Ватикан должен был двумя руками вцепиться в преподобного отца Ральфа де Брикассара.

По совести – да-да, именно по совести! – это завещание нужно было уничтожить. Сразу после прочтения прилагавшегося к нему письма «старой паучихи». Ведь из него было ясно, что она вовсе не хотела завещать своё богатство церкви, а хотела лишь поиздеваться над Ральфом. Поставить его с такую ситуацию, чтобы он мучительно решал, как поступить – обнародовать завещание или уничтожить.

Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Мэри Карсон.
Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год. Мэри Карсон.

И вот его решение:

«– Я продал тебя, моя Мэгги, продал за тринадцать миллионов сребреников»…

Хоть не лицемерит сам с собой в эти минуты, и то хорошо.

Но всё равно мерзко. Правильно его отчитал адвокат Гарри Гоф. И облил заслуженным презрением.

Далее, если честно, мне было неинтересно читать. Читала отрывками, где-то посмеявшись, а где-то брезгливо поморщившись.

Никакого сочувствия «драма» главных героев не вызвала. Как и «драма» Мэгги. Женщина, живущая по принципу «выйти замуж (за кого попало), родить, а там хоть потоп»… Цепляющаяся годами за мужчину, который не стоит любви… Нет, я таким не сочувствую.

Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год, Как бы трогательная сцена.
Кадр из фильма «Поющие в терновнике», 1983 год, Как бы трогательная сцена.

«Слишком утомительно. Я отказываюсь!»… Как трудно раздеть даму Прекрасной эпохи.

За что литературный критик Элизабет Ригби так невзлюбила Джейн Эйр?

Бесцветный, жалкий Паратов и харизматичный Карандышев… «Бесприданница» 1974 года.

Отдал перстень невесты мужику… Новые «Три орешка для Золушки».

#классика #семейные отношения #женщины#психология#