О роли праздников в неолитическую эпоху, – их функции «клапана», спускающего распирающей общину пар, – к слову пришлось внезапно. Обычно, источником вдохновения для заметок и постов если и становятся комментарии читателей, – какие-то зашкаливающе абсурдные. Но встречаются и комментарии ценные в совершенно ином, – полностью позитивном смысле. Например, Мирослав Нуррединов оставил упоминание о борьбе с имущественным неравенством в неолитическом обществе. Многие культурные особенности и обычаи в обществах – не только древних и примитивных, а часто и просто традиционных, – обусловлены именно этой борьбой.
Оседлость, переход к земледелию и скотоводству, начавшаяся смена общинного хозяйства семейным, зарождение обмена и накопления, в неолите привели к появлению и нарастанию имущественного неравенства. Как нового, тогда непривычного элемента реальности. И хотя, вообще, именно имущественное неравенство – даже с точки зрения марксистов – было условием дальнейшего общественного развития, прогресса, – тогда неравенство людям нравилось не больше, чем сейчас. То что у соседа корова толще – дико выбешивало. Ну а если у негодяя было целых две коровы? Другие общинники начинали испытывать к богатею личную неприязнь такой силы, что уже не могли кушать и быстро теряли силы. Что ставило под угрозу обороноспособность племени.
Попытки смягчить вызванный неравенством конфликт принимали различный характер. Исключая, разве что, раскулачивание. Будучи членом племени, богач оставался под защитой закона. Как правило же, функции предохранителя, не дававшего классовой ненависти выйти из под контроля, выступали праздники и священнодействия, расходы на которые наиболее состоятельные представители общества брали не себя.