Все знают Анатолия Папанова, как, в первую очередь, комедийного актера, который играл в таких фильмах как “Бриллиантовая рука”, “Двенадцать стульев” или “Джентльмены удачи”. Но жизнь этого человека далеко не так радужна и весела, как фильмы, в которых он играл. Этот человек попал на войну, стал там инвалидом, с горя стал пить, но даже это не остановило его. Он нашел в себе силы и дальше заниматься любимым делом.
Первые начинания в актерском ремесле
Еще отец Анатолия Папанова выступал в театре, поэтому он приобщался к актерскому делу с самого детства. Отец его, Дмитрий Филиппович, выступал в составе труппы, в которой организатором был Николай Плотников, руководила труппой Лучезарская, которая до этого выступала в императорских театрах. Ему всегда давали место на сцене, когда требовалось, чтобы кто-то сыграл ребенка. Подростком он подрабатывал на заводе, в то время еще кто-то украл детали и всю бригаду арестовали и отправили в Бутырку. Папанову тогда повезло, его отпустили уже спустя 9 суток.
Но любимого дела он не оставил. К 17 годам начинает посещать драматургическую студию, что была при ДК завода “Каучук”. Занимался в любительском театральном кружке, руководителями были актера театра имени Вахтангова, над которыми главенствовал Василий Куза. Его Папанов позже будет называть своим первым учителем.
В 1937 году он уже сыграл свою первую роль, хоть и эпизодическую, в фильме “Ленин в Октябре”, снимался также в массовках, по его словам, много и очень успешно.
Дорогие читатели! Хотелось бы, чтобы Вы дочитали эту статью до конца. Прошу Вас подписаться на мой канал, чтобы не упускать ежедневные истории. После обновления системы монетизации Ваша поддержка особенно необходима! Огромное спасибо!
Война и её ужасы
О войне от Анатолия вообще редко можно было услышать, может, потому что он был чистым пацифистом, а может, и потому что рассказать оттуда было особо нечего.
Известно, например, такое его высказывание по поводу войны:
“- Я не смог привыкнуть к ежедневным потерям. Время не смягчает все это в памяти. Мне доводилось видеть смерть, видеть людей, вернувшихся из боя неузнаваемыми, поседевших за одну ночь. До войны я думал, что это обычный литературный прием. Нет, это прием горя, войны... Я видел предельную самоотверженность, невероятную силу духа, величайшее чувство солдатского товарищества, святое братство, которое не могу описать – показать, как актер, может, могу…Я научился ценить жизнь. Не свою, Жизнь вообще, с большой буквы. Но мне не нравится, когда войну называют школой жизни. Другие учебные заведения нужны человеку!”
Война, с какой-то стороны к сожалению, а с какой-то и к счастью, не обошла Анатолия стороной. 12 августа 1941 года Анатолий отправился отдавать долг родине и был зачислен в запасной стрелковый полк. Уже в декабре этого года он со своим другом, Аликом, были осуждены на 6 лет за самоволку, но вместо заключения им придумали наказание намного хуже. В январе 42-го оба были перенаправлены на фронт, в действующую армию, еще и в стрелковую маршевую роту, а такие подразделения обычно посылали в самое пекло. Лично от Папанова об этой истории вообще никто никогда не слышал, а подробностях их самоволки также ничего неизвестно. Тогда же в бою погиб и его лучший друг Алик, с которым они были вместе осуждены.
Воевал Анатолий по итогу не долго, рядом с ним упал снаряд, после чего он оказался в госпитале с контузией, изуродованной осколками ступней и без трех пальцев на ноге. После лечения Анатолий Папанов был комиссован по состоянию здоровья. Анатолий вспоминал:
...и как она все-таки помогла актеру в исполнении его мечты
Довольно об ужасах войны, теперь поговорим о том, что же все-таки дала война Анатолию Папанову по итогу.
По возвращению домой Анатолий успешно поступает в ГИТИС, под обещание исправить свою хромоту. Вот, что говорил по этому поводу сам Папанов:
“- Я видел в этом вызов врагу – инвалид станет артистом, несмотря ни на что! Война напоминала о себе здесь тоже: театру нужны были парни, их не было. Так что меня взяли…”
Только к четвертому курсу Анатолий сможет пойти без какой-либо поддержки. Ему пришлось заново учиться ходить. Каждый день он, испытывая ужасные боли, занимался гимнастикой и все для достижения своей цели.
Карьера в театре и кино
В ноябре 46-го Анатолий успешно играет свой дипломный спектакль, выступая в роли Константина в “Детях Ванюшина” и старца в комедии “Дон Хиль - Зеленые штаны”. Отказывается от работы в МХАТ и Малом театре, уезжает в Клайпеду, чтобы там вместе с женой создать новый театр. Два года выступал в Клайпедском драмтеатре, а в 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры, выступал там около 40 лет, некоторые спектакли с его участием даже были записаны для телевидения.
В этот период у Анатолия начинается черная страница его истории. Крайне длительный период Папанов играет никому не интересных эпизодических персонажей, его это угнетает, ведь он мечтает стать настоящим актером, раскрыться. От безвыходности положения он пристрастился к алкоголю, устраивал скандалы что дома, что на работе, буянил. Еще отказался вступать в партию, когда всех к этому обязали, со словами: “-Я напьюсь и потеряю партбилет”.
Но после, наконец, не второстепенной роли в спектакле «Поцелуй феи» в 54-м Анатолий пошел на поправку, хоть пить окончательно он перестанет только в 73 году, после смерти своей матери. Перестанет резко и неожиданно.
С 60-го года еще и стал заниматься озвучкой мультфильмов, а волк из “Ну, погоди!” непременно ассоциировался с ним и ассоциируется и по сей день.
Дебютировал в кино Анатолий, однако, только в 61-м, в фильме “Человек ниоткуда”, где он играл Аркадия Крохалева, главного антагониста. Через три года Александр Столпер, изветный тогда режиссер, приглашает его играть в экранизации “Живых и мертвых” в роли генерала Серпилина, одного из главных персонажей кинокартины. За эту роль Анатолию была вручена государственная премия РСФСР и главный приз на Первом Всесоюзном Кинофестивале. Картину посмотрели более 40 миллионов зрителей.
После этого начался его интенсивный профессиональный рост, его часто зовут на роли, причем уже далеко не второстепенные.
В общей сложности принял участие в создании более 70 картин и озвучил почти 100 мультфильмов. Под конец своей жизни стал преподавать в ГИТИСе, в котором и сам когда-то учился.
Умер Папанов Анатолий Дмитриевич 5 августа 1987 года, в возрасте 65 лет, оставив после себя огромнейшее наследие и запомнившись всем потрясающим актером и добрым, целеустремленным человеком.
Какая роль Анатолия Папанова наиболее близко подошла актёру?