Найти в Дзене

Глубокая переработка нефти на установке системы "Алко"

Оглавление

Первой отечественной установкой с глубоким вакуумом стала установка системы "Алко" американского производства, открывшая новый этап нефтепереработки - глубокую переработки нефти.

Показатели работы

Две нефтеперегонные установки для глубокой перегонки парафинистой нефти по системе "Алко" были введены в работу в Грозном в середине 1932 г. и в феврале 1933 г. и имели следующие показатели:

1. Производительность - 1360 тонн в сутки.

2. Отборы:

  • бензиновой фракции - 15% об.;
  • лигроиновой фракции - 7% об.;
  • керосиновой фракции - 22% об.;
  • газойля - 9% об.;
  • парафинистого дистиллята - 25% об.;
  • цилиндрового дистиллята - 12% об.

3. Асфальтовый остаток и потери - 10% об.

Принципиальная схема

Принципиальная схема установки "Алко": 1 - сырьевой насос; 2 - регенератор бензина; 3 - водогрязеотделитель; 4 - регенератор соляра; 5 - регенератор парафинистого дистиллята; 6 - регенератор цилиндрового дистиллята; 7 - печь атмосферной колонны; 8 - атмосферная колонна; 9 - выпарная колонна; 10 - холодильники погружного типа; 11 - водоотделитель; 12 - рефлюксная ёмкость; 13 - рефлюксный бензиновый насос; 14 - насос мазута; 15 - печь вакуумной колонны; 16 - вакуумная колонна; 17 - барометрический конденсатор; 18 - холодильник-конденсатор; 19 - рефлюксный насос соляра; 20 - вакуумные приёмники; 21 - выпарная секция; 22 - насос гудрона; 23 - насос парафинистого дистиллята; 24 - насос цилиндрового дистиллята; 25 - к эжектору; 26 - стриппинг лигроина; 27 - стриппинг керосина; 28 - стриппинг соляра; 29 - пароперегреватель; 30 - насос соляра.
Принципиальная схема установки "Алко": 1 - сырьевой насос; 2 - регенератор бензина; 3 - водогрязеотделитель; 4 - регенератор соляра; 5 - регенератор парафинистого дистиллята; 6 - регенератор цилиндрового дистиллята; 7 - печь атмосферной колонны; 8 - атмосферная колонна; 9 - выпарная колонна; 10 - холодильники погружного типа; 11 - водоотделитель; 12 - рефлюксная ёмкость; 13 - рефлюксный бензиновый насос; 14 - насос мазута; 15 - печь вакуумной колонны; 16 - вакуумная колонна; 17 - барометрический конденсатор; 18 - холодильник-конденсатор; 19 - рефлюксный насос соляра; 20 - вакуумные приёмники; 21 - выпарная секция; 22 - насос гудрона; 23 - насос парафинистого дистиллята; 24 - насос цилиндрового дистиллята; 25 - к эжектору; 26 - стриппинг лигроина; 27 - стриппинг керосина; 28 - стриппинг соляра; 29 - пароперегреватель; 30 - насос соляра.

1. Нефть, перекачиваемая паровым насосом 1, проходила последовательно:

  • бензиновый парожидкостный теплообменник 2;
  • водогрязеотстойник 3;
  • регенератор тепла паров соляра вакуумной колонны 4;
  • регенератор парафинистого дистиллята 5;
  • регенератор цилиндрового дистиллята 6.

2. Количество перекачиваемой нефти учитывалось счетчиком Фоксборо, размещенным на нагнетательном трубопроводе сырьевого насоса 1.

3. После предварительного нагрева в теплообменниках, нагретая до 190 °С нефть, разделялась на 4 потока и поступала в конвекционные трубы атмосферной печи 7 и затем, объединившись в 2 потока в подавалась в
радиантную секцию печи.

4. Нагретая в атмосферной печи до температуры около 315 °С нефть, поступала в сепарационное пространство атмосферной колонны 8 для фракционирования на:

  • бензин;
  • лигроин;
  • керосин;
  • легкий соляр.

5. Мазутный остаток, пройдя четыре тарелки лютерной части, с низа атмосферной колонны 7 поступал на приём горячего парового насоса 14 и подавался с температурой 280-290 °С, печь вакуумной колонны 15.

6. По нагревательным трубам печи 15 мазут прокачивался двумя потоками, нагреваясь до температуры порядка 420 °С и нагретый поступал в вакуумную колонну 16.

7. В вакуумной колонне 16 на 16-ти тарелках в укрепляющей части колонны от мазута отпаривались пары:

  • тяжелого соляра;
  • парафинистого дистиллятов;
  • цилиндрового дистиллятов.

8. Остаток вакуумной перегонки в суженной лютерной части вакуумной колонны 16, проходя четыре тарелки, обрабатывался перегретым водяным паром, откачивался насосом 22 с низа вакуумной колонны 16 и
поступал через холодильник в резервуар, в качестве готового продукта-асфальта.

9. Смесь бензиновых и водяных паров с верха атмосферной колонны 8 направлялись в пародистиллятный теплообменник 2, а затем погружной холодильник 10.

10. Сконденсированная и охлажденная смесь бензина и воды попадала в водоотделитель 11, откуда бензин перетекал в рефлюксную ёмкость 12.

11. Частично бензин из рефлюксной емкости 12 забирался насосом 13 в качестве острого орошения верхней части атмосферной колонны 8, а оставшаяся часть бензина под собственным давлением поступала в приемники.

12. Лигроин, керосин и легкий соляр отделялись в жидкой фазе в выносных стриппинг-секциях 26, 27 и 28 соответственно, расположенных рядом с атмосферной колонной.

13. Далее отобранные дистилляты направлялись под собственным давлением через погружные холодильники 10 и контрольные стекла в приемные резервуары.

14. Соляровая фракция собиралась в вакуумном бачке, которым являлась нижняя часть комбинированного аппарата 17.

15. Из вакуумного бачка соляровая фракция откачивалась двумя
насосами
19 и 30, первый из которых являлся рефлюксным.

16. Несконденсированные водяные пары вместе с газами поднимались на верх вакуумной колонны и, проходя барометрический конденсатор 17, вследствие контакта с холодной водой конденсировались. Оставшиеся неконденсирующиеся газы отсасывались двумя двухступенчатыми паровыми эжекторами.

17. Парафинистый дистиллят отбирался в виде жидкого бокового погона с 18-й или 20-й тарелки вакуумной колонны 16.

18. Цилиндровый дистиллят, перед отбором его из вакуумной колонны 16,
подвергался предварительной ректификации на двух тарелках внутренней
стриппинг-секции и обрабатывался перегретым водяным паром на глухой (отводной) третьей тарелке.

19. Оба дистиллята, пройдя под собственным давлением соответствующие теплообменники, поступали в вакуумные приемники, откуда насосами откачивались в приемники товарного парка.

20. В атмосферной ступени получали следующие продукты:

  • бензин с концом кипения 160 °С;
  • лигроин с пределами выкипания 160 - 200°С;
  • керосин с пределами выкипания 200 - 300 °С.

21. Соляровая фракция в атмосферной части установки отбиралась редко, обычно сбрасывалась в мазут и выводилась с верхней части вакуумной колонны 16.

22. Иногда вместо лигроина 160-200 °С на установке получали тракторный лигроин 160 - 220 °С. В последнем случае температура выкипания керосина составляла 220 - 300 °С.

Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.