Продолжение истории жизни пианиста Артура Рубинштейна. Предыдущая часть здесь⤵️
Триумф
Память у Артура была потрясающая, фотографическая, он знал наизусть почти весь репертуар. Мог учить пьесу в поезде, выстукивая пассажи на коленях, проигрывал в уме целые оперы и симфонии. Любил живые концерты:
«Для настоящего артиста играть перед людьми – счастье. Человек слушает музыку «между делом», а концерт должен быть праздником…»
Он часто играл весьма спорную новаторскую музыку, причем бывало всякое – за Дебюсси, Прокофьева или Шостаковича пианиста даже освистывали. Рубинштейн первым познакомил многих со Стравинским и Шимановским, он предлагал необычные интерпретации музыки Равеля, Пуленка, Мийо. И публика, вначале возмущенная, через пару лет устраивала ему бешеные овации, слушая те же пьесы.
В юности Рубинштейн предпочитал романтиков – Моцарта, Листа, Бетховена, Шумана. А в зрелые годы стал все чаще играть Шопена, причем его трактовки стали эталонными – как вершина фортепианного искусства.
Рубинштейн открыл миру испанскую музыку и стал одним из лучших ее исполнителей. Он любил композитора Исаака Альбениса, но играть его в Испании боялся:
«В Польше самые знаменитые иностранные пианисты вызывают смех, когда играют мазурки Шопена; они совсем чужды ритмическому духу этой типично польской музыки. И я не хочу быть осмеянным в Испании».
Но как-то в гостях у вдовы и дочери Альбениса он рискнул и сыграл. Они были в таком восторге, что Рубинштейн осмелился исполнить Альбениса в Мадриде.
«Эти концерты стали поистине поворотным пунктом в моей карьере. После каждой пьесы зал вопил: «Бис, бис!..» На улице толпа, крича «браво!», шла за мной до самого отеля. «Вы играли так, словно родились здесь», – говорили мне», – вспоминал он.
С тех пор Рубинштейн включал в концерты лучшие вещи испанцев Альбениса, Энрике Гранадоса, Федерико Момпу, Мануэля де Фальи. Играл импульсивно, с неподражаемым шиком, словно погружая внутрь стихов Лорки, в терпкие ароматы знойного дня… Это было яркое, жизнелюбивое искусство.
Неугасимый огонь
Рубинштейн всегда сохранял почти детский энтузиазм и считал себя счастливчиком. Он дружил с Томасом Манном, Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Альбертом Эйнштейном, Чарли Чаплиным. Пикассо написал 24 его портрета! Годы шли, а в нем горел все тот же огонь:
«Когда я сажусь за рояль, мои болезни проходят, и я безумно счастлив».
В 75 лет в течение одного года пианист дал около ста многочасовых концертов, при этом спал очень мало, ел все подряд, перед сном пил по три чашки кофе, курил сигары.
В 90 лет он со счастливой улыбкой объяснил, что считает каждый день подарком, и нашел плюсы даже в том, что теряет зрение – теперь можно снова выучить свой репертуар только по слуху. Накануне юбилея, уже полуслепой, пианист записал фортепианные концерты Брамса, Бетховена, Грига, Шопена и Сен-Санса с Лондонским оркестром.
Рубинштейн часто давал благотворительные концерты, помогал молодым музыкантам пробиться.
«В создании великой музыки должен быть элемент смелости, на сцене я авантюрист… Эти молодые люди слишком осторожны. Они ищут музыку в кармане, а не в сердце», – говорил он.
В 1974 году в Израиле учредили Международный конкурс пианистов его имени, сейчас один из самых престижных в мире.
Окончание здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Алла Горбач (с) "Лилит"