Найти тему
Журнал «Атолл»

Что не так с дорожными знаками в России?

В 2014 году ГИБДД РФ внесло в ГОСТ 52289 правки - было введено обязательное применение знаков "пешеходный переход" и "дети" на ярких щитах кислотно-желтого цвета.

Польза этой кислотной обертки на первый взгляд очевидна - она помогает отразить лучи автомобильных фар издалека, чтобы водители увидели в темноте, что вдали переход. И действительно, на трассах это работает.

Помимо трасс, такие знаки можно применять:

1) На нерегулируемых переходах, где ограничение скорости ≥60км/ч и более одной полосы движения в каждую сторону

2) На временных пешеходных переходах

3) На новых пешеходных переходах (чтобы водители привыкли к ним)

В других случаях, в подобных кислотных рамках необходимости совершенно нет. Так, например, на улицах города с ограничением скорости в 20-40км/ч применение рамок на знаках не имеет никакого смысла, ибо и обычные знаки на такой скорости очень легко читаются. Почти на каждом переходе в городе есть искусственные неровности, как, например, лежачий полицейский или поднятый пешеходный переход. Они и так заставляют водителя сбросить скорость, так что знак пешеходного перехода они точно заметят. Ну и даже не стоит говорить о светофорах - там и так очевидно, что смысла в такой рамке нет.

А в чем вред таких знаков? Ну пусть будут, так безопаснее…

-2

Первая проблема этих знаков в городах - они огромные и уродливые. Особенно это заметно в Санкт-Петербурге, где может быть узкая улочка с односторонним движением, по двум сторонам красивая малоэтажная историческая застройка, а на переходе это «чудовище».

-3

Как я уже сказал ранее, в таких местах нет никакого смысла в дополнительной кислотной рамке. Зато посмотрите, как она режет глаза.

Вторая проблема - опасность для пешеходов. Изначально идея этой рамки была как раз для обеспечения безопасности, ведь если видно знак, то и видно пешехода, считают в ГИБДД. На самом деле это, конечно, не так.

Если за знаком не будет видно пешехода, то «можно не сбавлять скорость»,- диктует водителю сознание, а если видно приближающегося пешехода, то лучше сбросить скорость. Это интуитивные решения любого опытного водителя. А теперь посмотрите, как со стороны водителей выглядят переходы в темное время суток.

-4

Видно кучу знаков и в небе, и сбоку, но не видно главного - самого перехода. А ведь человек может появиться «из темноты». Такая проблема решается подсветкой, которую используют уже во многих городах России.

Ярославская область
Ярославская область
Переход с дополнительной подсветкой, а знак без кислотной рамки. Обнинск
Переход с дополнительной подсветкой, а знак без кислотной рамки. Обнинск
Ульяновск
Ульяновск

Третья проблема - стоимость. Рефлективная желтая пленка сама по себе достаточно дорогая, поэтому цена лишь одного знака с этой пленкой сразу почти в 3 раза дороже, чем без нее.

-8

Посмотрите сколько здесь знаков «Пешеходный переход». Как думаете, все ли они здесь необходимы? Дороги здесь имеют одну-две полосы, видны островки безопасности, которые создают искусственный поворот, так что скорость машины там будет не больше 20км/ч.

В таких местах наглядно видно, как из дорожных знаков можно создать визуальный мусор, если не знать, как устроено их восприятие.

Еще пример
Еще пример

В учебнике Е.М. Лобанова «Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя» разобрано соотношение количества знаков и способность их восприятия водителями. По результатам исследований стало понятно, что более 2 знаков водители уже перестают воспринимать. На фото выше видно, что водитель из крайней левой полосы увидит аж 4 знака пешеходного перехода (если не будет всматриваться в остальные 7, которые тоже видно), один знак о завершении дороги с односторонним движением и один знак, запрещающий поворот направо. Исходя из выводов Е.М. Лобанова, водитель полностью воспринять все не сможет. Это может создать опасность на дороге.

В этом примере небольшой и неопасный перекресток. Но бывают и другие.

Здесь в поле зрения водителя аж 17 знаков
Здесь в поле зрения водителя аж 17 знаков
Еще пример. Тут и рекламу засунули рядом со знаками
Еще пример. Тут и рекламу засунули рядом со знаками
Визуальное захламление знаками
Визуальное захламление знаками
И такое бывает
И такое бывает

Опыт других стран

В странах, которые являются лидерами по безопасности движения, нет кислотных рамок и наслоения знаков, либо они встречаются очень редко.

Бельгия
Бельгия
В Германии на регулируемых переходах вообще нет никаких знаков и даже зебры, ведь движение регулируется светофором
В Германии на регулируемых переходах вообще нет никаких знаков и даже зебры, ведь движение регулируется светофором

Заключение можно сделать следующее. Безопасность пешеходов в городе можно обеспечить множеством способов, но самый неэффективный из них это кислотно-желтые рамки.

Снижение смертности пешеходов на дорогах и уменьшение количества ДТП достигается различными методами, основанными на многочисленных исследованиях и реальной мировой практики:

  • Акцентирование внимания на пешеходах, а не на разметке, ярких знаках, контрастной "зебре"
  • Освещение пешеходных переходов
  • Создание островков безопасности
  • Приподнятый пешеходный переход
  • Использование искусственных неровностей
  • Отсутствие подземных и надземных переходов
  • Кольцевые перекрестки
  • Искривление траектории движения транспортных средств
  • Нанесение краевой разметки с эффектом вибрации
  • Зональное ограничение скорости (60-50-40-20 км/ч)