Оскоромилась я, дорогие друзья. Согрешила. Стыд, позор, бесчестье.
В общем, не буду томить - начала я тут читать нашумевшие мемуары принца Гарри. Спасибо кстати нашим замечательным и дорогим пиратам!)
И так как "нимагумолчать" - это в принципе главная причина появления этого блога, не смолчу и здесь. А наоборот, буду делиться своим особо ценным мнением о прочитанном.
Сюжет пересказывать не буду, да и не такой уж эксклюзивный секрет, биография принца Гарри...
Итак, какие впечатления.
Часть 1. Детство
1. Самое первое, что бросилось в глаза - книга хорошо написана. Понятно, что это не Гаррина заслуга, но дело не только в стиле. Много интересных жизненных наблюдений, любопытные сценарные фишки: пролог-флэшбеки-эпилог, выстрелившие ружья и тд. Тут или Гарри тоньше, чем принято считать, или они с писателем-призраком по-настоящему хорошо поработали, выуживая из памяти Запасного какие-то моменты, обрывки эмоций, мимолетные мысли - и построили вокруг них сюжет. Но это не просто линейное повествование, за каждым эпизодом кроется какая-то мораль.
2. Привязанность Гарри к матери, действительно, какая-то из ряда вон. На самом деле я могу его понять... но все же перебор, нечто нездоровое - не может же буквально ВСЕ на свете ассоциироваться с Дианой. Если у Гарри это действительно так... могу только посочувствовать.
3. Самый интересный персонаж (пока) - Чарльз.
Гарри рассказывает об отце с большой нежностью. Без осуждения. Без презрения. Чарльз выходит из-под пера сына - не образцом мачо, безусловно, но любопытной личностью.
Больше всего его беспокоило, что я избегаю книг. Папа не просто любил книги - он их обожествлял. Особенно - Шекспира. Он обожал 'Генриха V'. Сравнивал себя с принцем Халом.
Когда мне было примерно семь-восемь лет, папа поехал в Стратфорд и произнес пылкую апологию Шекспиру. На том месте, где родился и умер величайший писатель Британии, папа обрушился с обвинениями на школы за пренебрежение пьесами Шекспира, сокрушался, что Шекспир исчез из британских классов и из коллективного бессознательного нации. Эту пылкую речь папа усеял цитатами из 'Гамлета', 'Макбета', 'Отелло', 'Бури', 'Венецианского купца' - он вырывал строки из разреженного воздуха, словно лепестки одной из собственноручно выращенных роз, и бросал их аудитории. Это было позерство, но вовсе не пустое. Он хотел донести мысль: 'Вы все должны быть способны так делать. Вы все должны знать эти строки. Они - наше общее культурное наследие, мы должны их защищать и лелеять, а вместо этого мы позволяем им погибнуть.
Гарри упоминает, что Чарльзу всегда было трудно выразить чувства вслух, но он любил писать длинные, откровенные письма - видимо, Гарри унаследовал эту черту.
4. Самый неинтересный персонаж (пока) - Уильям.
Он просто есть. Маячит где-то на фоне и иногда бросает сквозь зубы - "Отвали!" Гарри достаточно убедительно доносит мысль, что его любовь и желание заботиться о брате всегда были исключительно сильными, но он не никогда не получал тех же чувств в ответ.
5. Момент сопереживания.
Во-первых, ситуация с Дианой.
Во - вторых, памятный день 11 сентября 2001 года, когда они всем Итоном наблюдали по телевизору за падением башен-близнецов. Мы с одноклассниками - за тысячи километров, в другой стране, видели и чувствовали то же самое.
Забавно, что у нас с английским принцем нашлись общие воспоминания))
Насколько это чувство общности ложное - увидете дальше.
6. Англичанин - царь зверей.
"Когда мое лицо высохло и желудок пришел в норму, я начал непомерно гордиться собой. Я хорошо справился с оленем, так, как меня учили. Один выстрел, прямо в сердце. Мгновенное убийство не только безболезненно - оно еще и сохраняет мясо...
Кроме того, я принес пользу Природе. Регулируя количество оленей, вы спасаете их популяцию в целом, благодаря этому им хватит еды зимой...
Мне прививали эти добродетели с младых ногтей, но теперь я пережил их на практике, и чувствовал их на своем лице. Я не был религиозен, но эта 'кровь на лице' означала для меня крещение. Папа был глубоко религиозен, он каждый вечер молился, но в это мгновение я тоже почувствовал, что Бог - рядом. Папа говорил: 'Если любишь Природу, обязательно поймешь, когда нужно оставить ее в покое, а когда нужно ее управлять, управление значит отбраковку, а отбраковка значит убийство.
Всё это - своего рода религиозный обряд'.
В этой главе Гарри рассказывает о своем первом убийстве - олене, которого он прикончил во время каникул в Балморале.
Мне вспомнилась сцена из одного старого английского фильма - где вздорный экоактивист пытается помешать охоте в аристократическом поместье. Хозяин отвечает ему нечто вроде : "Без нас этих уток вообще бы не было, поэтому в их отношении мы обладаем практически божественными правами". То бишь... хотим - казним, хотим - милу
Действие фильма происходит в 1910х, и подразумевается, что и эти рассуждения, и этот вид развлечения - ушедшая натура, то, чему не оказалось места в современном мире. Но по мемуарам Гарри можно сделать вывод, что некоторые люди продолжают жить в 1910х.
Второе. Меня терзают смутные сомнения, что "управление значит отбраковку, а отбраковка значит убийство" - оно ведь касается не только животных.
И когда принц Уильям на голубом глазу говорит:
«Из-за человеческой популяции растет давление на дикую природу и дикие пространства Африки, и это представляет собой огромную проблему... ».
Популяция оленей в Балморале и популяция людей в Африке - для него в принципе одно и то же. То, что БКС своей божественной мудростью должна регулировать. Уж таково английское воспитание.
Продолжение следует.