Неспешная прогулка по Костроме продолжалась... (первая часть, вторая часть)
Ранее о ресторане «Гроза», который находится на первом этаже отеля «Островский», в самом центре Костромы напротив Романовского музея на проспекте мира слышал как о главной гастрономической жемчужине Костромы. Именно в этом помпезной, распиаренном заведении хотелось отметить очередную дату своего рождения. Заранее все забронировал.
«Грозой» он назван не случайно, здесь любят Островского, а «гроза» является одним из самых известных пьес автора. Заведение внутри стилистически напоминали дворянские покои в белоснежных тонах. Здесь было несколько зон: зал с камином, веранда, небольшой зал с барной стойкой под названием «библиотека».
Мы разместились на веранде. Ресторан был выбран не столь за громкое название, сколь за оригинальное содержание меню. Еще бы. В поисках уникальных способов приготовления и обработки команда ресторана прочла сотни страниц кулинарных архивов. А рецепты многих блюд собирались во время поездок по глухим деревням Костромской области. Ну, и конечно, цены. Тут они демократичные, по сравнению со столичными.
Команда официантов порадовала - нам еще не доводилось видеть, чтобы за один вечер, за сравнительно короткое время, официант умудрился дважды уронить блюдо. В первый раз - невнимательность, во второй - несчастный случай.
- Явно у него сегодня не день Бэкхема! - вспомнил я старую, бородатую шутку.
Но это все делал не наш официант. Наша отлично справлялась с ролью. Прежде чем принести основные блюда, нас угостили хлебной корзинкой с пятью кусками хлеба, собственного приготовления. Подавалась со взбитым воздушным маслом. Это очень вкусно! И хлеб и масло! Хлебушек еще тепленьким был.
Казалось, что после хлеба удивить сложно, но мы оказались не правы. Принесли паштет из осетра с желе из шампанского и дикой горчицей. Блюдо подавалось в круглой тарелке, оформленная в виде пчелиных сот с цветочками. Вот где был настоящий гастрономический кайф. Вкуснее что-то съесть тяжело. Особенно с хлебушком. Паштет просто таял во рту, вкуснотище!
Дальше в бой пошли основные блюда. Заказали два блюда. Первое - томлёные телячьи щечки с кремом из капусты, алычи и лисичками. Нежные, сочные и мягкие - бесподобный вкус. А вот второе блюдо - фирменное.
Дело в том, что в 2020 году «Гроза» получила серебряную «Пальмовую ветвь ресторанного бизнеса» — одну из самых престижных профессиональных премий индустрии общепита. А за что награда? За приготовленный диковинным образом кологривского гуся — современного переосмысления старого русского рецепта. Это стало вообще символом ресторана. Как же его и не заказать?
Помимо всего прочего, крайне любопытна подача блюда. Официант вывозит на специальной тележке кологривского гуся, затем следует от него небольшой экскурс, из которого можно узнать, что когда-то существовал древний обычай запекать гуся в глине, и промышляли этим в Кологривском районе Костромской области. В глине ныне не подают - подают в очень плотном черносмородиновом панцире. Далее официант разбивает его специальным молоточком и оставляет нас с птичкой наедине. Можно наслаждаться. Мы и наслаждались!
Хороший мягкий кусочек филе. Специфический пряный соус на основе фуагра, этот самый вкус филе подчёркивает. Подавалось все с моченными яблоками. Вкусно. И кстати, объёмный панцирь из несладкого безе с чёрной смородиной тоже можно было есть. Любимая осилила только треть панциря, остальное уплетал я. Необычный вкус. Интересный. Сытыми, довольными и счастливыми мы решили немного прогуляться по ночной Костроме. Захотелось спуститься к Волге.
А ночь в Костроме выдалась безоблачной и теплой. Луна в эту ночь оказалась полной, смело, на почти застывшей ночной глади Волге, она проторила себе дорожку на всю ширину. Романтично.
Набережная хорошо освещена, взяв любимую за руку мы дышали провинцией, тишиной местности, фотографировались возле традиционной туристической инсталляции «Кострома, люблю тебя», любовались единственным автомобильным мостом через реку.
На утро вставать было не охотно, но нужно было. Мы решили прогуляться по костромским улочкам – не центральным улицам. Узнать удобства веерной системы и разглядеть будничную, не туристическую Кострому.
Завернув на улицу Комсомольская, мы неожиданно оказались в уголке эпохи СССР - название оправдывает себя. На стене самого первого попавшей старенькой пятиэтажки красовалась тематическая фреска с изображением советских людей разных профессий: тут и строители, и космонавты, и инженеры и много других. Фреска создана к 50-летию комсомола. А на противоположной стороне, в небольшом сквере установлен бюст дважды Герою Советского Союза, главному маршалу авиации А. А. Новикову. Его открыли давно - 6 ноября 1958 года. Маршал Новиков, уроженец деревни Крюково Нерехтского района, прошел великолепный боевой путь от командира ВВС Ленинградского военного округа до главного маршала авиации. В годы Великой Отечественной войны был главнокомандующим ВВС СССР.
Мы двигались медленно дальше, складывалось ощущение, что мы в каком-то совсем маленьком, старом, провинциальном городке - почти так и было. В основном, тут были частные дома, деревянные, двухэтажные, не парадные, хотя на некоторых и искрились изумительные наличники.
Хочется гулять дольше - именно так живут простые костромичи, где-то там конечно и выглядывали современные многоэтажки, но они были не здесь. На Комсомольской, Сенной - другая атмосфера.
Встретили с любимой еще одну безусловную «изюминку» - одну из интереснейших церквей Костромы с короной на колокольне - Церковь Алексия, человека Божия. Историки полагают, что церковь своим названием обязана сыну Михаила Романова - Алексею, по прозвищу "тишайший". Местонахождения храма здесь объяснима, если снова обратиться к истории.
Ранее это была северная окраина Костромы, именуемая "Гашеева слободка". Свое название слобода получила по основной деятельности населявших ее в то время костромичей - "гашению" извести, и принадлежала Анастасиину монастырю, будучи выделенной ему "под коровий двор". А первое упоминание церкви относится к 1653 году. В 1627 году царь Михаил федорович выдал Анастасиину монастырю особую грамоту, подтверждавшую его владение слободой. А спустя 2 года, в 1629 году, в царской семье рождается долгожданный наследник. И, предположительно, в знак благодарности и освятили церковь во имя небесного покровителя царевича Алексея - преподобного Алексия человека Божия. Возможно, по той же причине появилась и корона на колокольне выстроенной во второй половине XVIII века каменной церкви. Хотя некоторые историки считают, что короной данная церковь обязана императрице Екатерине II, посетившей Кострому в 1767 году. В общем, не разберёшься сразу.
На рубеже XVIII-XIX веков храм был расписан. Особенностью фресковой живописи данного храма является композиция "Тайная вечеря" - писали на основе гравюры с одноименной всемирно известной композиции Леонардо Да Винчи в миланском монастыре Санта Мария делла Грация.
Церковь коснулась "борьба с опиумом для народа". В октябре 1929 года ее закрыли, а открыли изолятор, а в 1930 году в ней вообще обустроили общежитие. Поломали русы колокольни, крыльцо и купол самого храм. Только в 1988-1992 годах храм был возрожден и приведен к своему изначальному историческому облику, кроме, пожалуй, цвета. Ранее он был желтым - сейчас перед нами предстаёт в белом исполнении.
Повернув еще раз, мы вышли на одну из основных центральных улиц города - Проспект Мира. И сразу же столкнулись с монументальным двухэтажным зданием из красного кирпича, построенное в русском стиле в 1894 году. Это сейчас здесь родильный дом, а с 1924 года - городская больница, а до этого - духовое училище, в котором находилась богатейшая частная библиотека, и Трехсвятительская церковь, закрытая в 1918 году.
Восхищаться, действительно было чему. Расположенное на углу квартала, оно служит важным архитектурным акцентом в центральной части города.
А дальше мы шагнули с любимой на пешеходную аллею признания или культуры, которая находилась прямо посередине оживлённого проспекта, облагороженная плиткой, фонарями, лавочками и деревьями. На аллее признания в тротуарную плитку вмурованы таблички с именами лучших людей, прославивших Кострому: здесь увековечен и костромской архитектор-самоучка С.А.Воротилов, и основатель города — Юрий Долгорукий, и священник, ученый П. А. Флоренский, и царь - Борис Годунов. В общем, личностей много!
Романовский музей н представляет собой двухэтажное на цоколе здание, выполненное в псевдорусском стиле, а-ля древнерусский терем. Кирпичное здание имеет вытянутый вдоль улицы прямоугольный в плане объем, оно выходит на улицу сложным фасадом, обрамленным по бокам башенками. Сильно выступающее крыльцо, оформленное двухчастными арками с висячей «гирькой» в центре, служит основанием балкона второго этажа. Это гордость Костромы, так называемая «колыбель Дома Романовых». Музей построили специально к приезду императорской семьи в Кострому в 1913 году, по проекту архитектора Н. И. Горлицына.
На этой аллее было еще два культовых места. Театр им. А. Н. Островского основан в 1808 году и является одним из старейших театров России. Большое влияние на него оказало то, что во время войны с Наполеоном в 1812 году сюда был эвакуирован Московский императорский театр. В 1854 году в нем впервые в провинции поставили пьесу Островского, и далее в нем ставились все пьесы знаменитого драматурга, за исключением «Пучины». А в 1863 году театр был перестроен в нынешнее здание в духе классицизма. В начале ХХ века театру присвоено имя Островского.
Стоит заметить, что русский театр существовал и до Островского, но именно он как автор смог создать национальный репертуар и наполнить сцену русскими пьесами.
Напротив театра в 1967 году установили памятник А.Н. Островскому, он до сих пор здесь. Бюст драматурга перенесли из усадьбы Щелыково.
Когда мы закончили гулять по аллее, один из домов снова напомнил об Островском.
Трехэтажное кирпичное здание, построенное в стиле зрелого классицизма построено между 1810 и 1817 гг. В 1821 году владельцем половины дома, выходящей на площадь и проспект Мира, являлся купец И. П. Рогаткин, который содержал здесь постоялый двор, находилась гостиница «Россия». В 1848 году здесь останавливался великий А. Н. Островский во время своей первой поездки в усадьбу Щелыково. Об этом событии подскажет памятная табличка на дома. Здесь же во время своего пребывания в Костроме останавливались и другие выдающиеся деятели культуры, в частности, Н.А. Некрасов.
Мы вышли на Сусанинскую площадь. И тут обнаружили несколько монументов, ускользнувших от нас в прошлый раз.
На высоком постаменте бронзовый голубь словно пытается взлететь из рук человеческих. Необычно. Руки являются не только предметом декора, но и дополнительной опорой и защитой голубя от вандалов. Основной акцент сделан на саму птицу: проработано каждое перышко пернатого. Крайне заметна большая проработка реалистичности голубя, рук.
Здесь голубь, как утверждают создали не случаен. Сусанинскую площадь облюбовали голуби, они настолько привыкли к людям, что клюют еду прямо с рук. Именно поэтому голубя и сделали в качестве нового символа для увековечивания в скульптуре. А еще создатели говорят, что это своеобразная дань тем птицам, которые внесли посильный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Незаметные голуби-почтальоны доставили более 15000 сообщений и писем.
А вот «памятный гвоздь» нужно искать где-то между плитками. Впрочем, труда найти не составит. «Купеческое слово держит крепче гвоздя», — говаривали когда-то в Костроме. Сложилось так, что гвоздь — памятный знак о намерении восстановить на главной площади монумент Михаилу Романову и Ивану Сусанину, стал просто ее украшением.
Памятный гвоздь или, скорее, его гигантская шляпка представляет собой металлический диск с надписью по кругу: «Лета 2007 в год 855-летия града Костромы на память благочестивого народа, в ознаменование воссоздания Сусанинской площади с памятником царю Михаилу Федоровичу Романову и крестьянину Ивану Сусанину костромскими зодчими забит сей гвоздь».
А через дорогу, там где и проходил фестиваль на встретил забавный памятник "котам и собакам, пострадавшим от автомобилей". На нем так и написано. Это мультяшная кошка со шляпой-копилкой, в которую можно положить денежку. И этого кота можно смело назвать родственником собачки таксы Бобки. Автором скульптуры выступил Андрей Юрьевич Лебедев.
Кот отлит из бронзы, высота около метра, вес с постаментом составляет почти тонну. Напоминает сборный образ всех мультяшных котофеев. По словам скульптора Андрея Лебедева, он очень долго искал образ. Автор признается, что им было пересмотрено великое множество мультфильмов. Трудился скульптор над памятником около года. Памятник имеет мягкую, обтекаемую форму. Беспородный кот обладает выразительными, огромными глазами, торчащими острыми ушками.
Именно Иван Сусанин у меня ассоциировался с Костромой. Но я был рад расширить свой кругозор. Сусанин, несомненно, легенда. Вообще, у каждого города имеются свои имена, которыми они гордятся и лелеют. У Калуги есть Циолковский, у Тулы - Лев Толстой, у Брянска - Тютчев, у Костромы - Сусанин.
Памятник Сусанину достаточно долго прокладывал дорогу в свет, так сказать. В 1952 году выпускник Московского института им. В.И. Сурикова Никита Лавинский успешно защитил дипломную работу — проект памятника Сусанина для Костромы. Его научным руководителем был народный художник СССР Н.В. Томский. Экзаменационная комиссия рекомендовала продолжить работу над монументом. Отказавшись от привычных, устойчивых представлений о Сусанине, навеянных оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя», он создает обобщающий скульптурный образ крестьянина, сознательно шедшего на смерть ради спасения Родины. В Костроме обсуждение модели памятника проходило в ноябре 1965 года. На месте, отведённом под будущий памятник, установили фанерный макет в натуральную величину. В конечном счете - согласовали! 28 сентября 1967 года открылся высеченный из белого известняка памятник Ивану Сусанину. Постамент представляет собой высокую фигуру крестьянина в долгополой одежде с надписью «Ивану Сусанину – патриоту земли русской» на массивном цилиндрическом постаменте. Установлен на высоком берегу Волги в окружённом старинными торговыми рядами в сквере. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Памятник большой, но не яркий, терялся в суете.
Погода продолжала радовать, с любимой решили спуститься к Волге-Матушке и погулять уже по дневной набережной, которая оставалась немноголюдной.
Сразу вновь встретили легендарный дебаркадер, и расположенный на нем ресторане «Старая пристань», практически точно воссоздающий картинку из фильма «Жестокий романс», снятого по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". Однако это не сохранившаяся декорация: ресторан открыт недавно и лишь имитирует внешний облик причал и интерьеры парохода «Ласточка», на котором происходила кульминация киноверсии драмы Островского.
Тут подумалось, а ведь Кострома – город с большим кинематографическим прошлым, и здесь было снято более 20 фильмов и сериалов. И снимали ведь, в основном, исторические фильмы: «Китайский Сервиз», «Сибирский Цирюльник», «Жестокий романс», наконец, самый знаменитый фильм, снятый в многих костромских локациях. Значит город все же русский по духу и силе ! Хотя и мультиконфессиональный. Здесь есть и протестантские, и католические и старообрядческие общины, хватает мусульман. В Костроме находится деревянная синагога, построенная в начале XX в.
А вот и не просто беседка! Это один из главных символов Костромы. Называется беседка Островского. Построена она в 1956 году, вместо деревянной беседки в китайском стиле, располагавшейся, в отличие от нынешней, у самой воды и снесенной в 30-е годы ХХ века при строительстве дорог — железной и автомобильной. В деревянной беседке бывал Островский и оставил о ней восторженное воспоминание в первое свое посещение города: «Вид из этой беседки вверх и вниз по Волге, какого мы не видели до сих пор».
Белокаменную ротонду часто изображают на сувенирах. Беседка Островского находится на искусственной насыпи, на левом берегу реки Волги. Когда-то на этом месте возвышались валы древнего Костромского кремля. В те годы губернатор Костромы К. И. Баумгартен активно занимался благоустройством города и приказал на месте валов построить бульвар, который получил название Малый. Тогда и появилась первая, деревянная. Каждую весну насыпь под ней размывало и ее приходилось укреплять бревнами и камнем. В 30-х годах Малый бульвар укоротили, беседку сломали.
В 50-х городские власти решили восстановить беседку и организовали конкурс. Победителем стал архитектор Г. Зосимов. Его беседка-ротонда с семью колоннами, ажурным ограждением и шлемовидной крышей радует нас и до сих пор.
Из нынешней беседки открывается изумительный вид на Волгу и улицу 1 Мая. И пусть летом реку сильно закрывают деревья, но это не ничуть не умаляет достоинств ротонды. А у подножья можно обнаружить инсталляцию «Любовь» - крайне романтично выглядит.
А теперь главный вопрос - почему беседка Островского? Ведь на самом деле Александр Николаевич никогда не был в этой беседке в силу разных эпох. Беседка появилась спустя 70 лет после смерти писателя. А теперь ответ. Его не будет! Беседка так и не получила официального названия и доподлинно неизвестно почему ее прозвали в честь знаменитого драматурга. Возможно, так хотели подчеркнуть связь Островского с Костромой и той эпохой. Ведь беседка похожа на дворянскую, ее даже запечатлели на кадрах все в том же фильме «Жестокий романс», основанном на известном произведении А. Н. Островского «Бесприданница».
Пока мы поднимались в гору к парку, полюбовались чудесной липовой аллеей и лавочками, распложённые вдоль нее. Лавочки примечательны тем, что на них красуется герб Костромы - спокойной парусник.
Наше знакомство с Костромой подходило к концу, нужно было где-то пообедать, купить бутылочку вина и отправлять на вокзал.
Когда тронулись в сторону Москвы, стали рассуждать о Костроме за бутылочкой, закусывая нежнейшим костромским сыром. Я начал первым:
- У Костромы хватает точек притяжения: Ипатьевский монастырь, Волга-матушка, мост через нее, центральная площадь, та же набережная. Мне кажется, туристу точно есть, где зацепить глаз. Конечно, если он ожидает от города чего-то сверхинтересного – то нужно быть готовым к разочарованию. Каких-то умопомрачительных изюминок Кострома не предъявит, но обязательно откроется с разных сторон. Мужик был прав. В Костроме много русского! Город русский. Советских построек попадалось не так много – все-таки городу удалось сохранить центр дворянским. Что ты скажешь?
- А я бы отметила гастрономические изыски. Сюда я бы точно приехала, поесть еще раз того самого паштета из осетрины. Сюда без денег лучше не соваться, однозначно. А чтобы проникнуться городом, все-таки надо что-то местного поесть, заглянуть в музей, покататься на теплоходе и так далее. А сам город прекрасный, не без изъяна, видно, что еще реконструируется.
На одном сошлись точно. Эти два дня, проведенные в русском городе Кострома мы надолго запомним! Без вариантов. Спасибо ему за настроение!
На этом точно все.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал.
А пока можно почитать о прогулках по другим городам.
Дмитров, Кемер, Троицк, Тверь, Малоярославец, Медынь