Найти тему
StopGame - Об играх интересно

Религиозные и мифологические отсылки в Bloodborne и Elden Ring

Оглавление
Разбираемся, почему важно не прогуливать историю и литературу в школе

Данный материал стоит рассматривать исключительно в контексте анализируемой темы. Автор не имеет цели кого-либо оскорбить, а лишь делится теориями, найденными в сети.

Религия как основа лора

Друзья, привет! Сегодня я хочу поговорить о религии и мифологии в играх FromSoftware. Пока мы не начали, сразу скажу, что в этом ролике я не буду лишний раз объяснять лор вселенных Миядзаки. Если интересно, wiki вам в помощь. Вместо этого мы сосредоточимся на референсах, откуда японский гений (и речь сейчас не о Кодзиме) черпал вдохновение. Вы знаете, пока я собирал материалы для этого видео, то не нашел ни одной комплексной статьи, которая в достаточной мере раскрывала бы интересную мне тему. По крайней мере в русскоязычном сегменте интернета. Поэтому предлагаю не терять время, так как рассказ получился достаточно долгим. Открывайте вкусняшки и давайте начинать. Также хочу предупредить, что с некоторыми теориями наши с вами мнения могут разойтись. Если вам есть что добавить, обязательно пишите в комментариях.

Для начала несколько общих слов. Отсылки к мифологии и религии не являются чем-то уникальным для проектов FromSoftware. Например, в Dante’s Inferno герой отправляется в ад, где сражается с Люцифером и его приспешниками.

  📷
📷

В той же God of War Кратос пачками выносил сначала богов из греческого пантеона, а затем скандинавского. Список игр, которые заигрывают с подобной тематикой достаточно обширен. Однако большинство из них идут по одной и той же дороге.

  📷
📷

Сейчас объясню, что я имею в виду на примере уже упомянутого «Бога войны». Создатели экшена из Santa Monica старалась оставаться как можно ближе к исходному материалу, допуская при этом некую творческую свободу в рамках мифологии. У нас есть вымышленный Кратос, который сражается с реальными минотаврами (прежде, чем вы накидаете дизлайков, небольшая ремарка — под словом «реальными» я имею в виду то, что они упоминались в мифах и легендах Древней Греции), драуграми и различными божествами.

В то же время Хидэтаки Миядзаки, создатель Souls-жанра, пошел по иному пути. Он не стал включать в игру уже знакомых геймерам богов. Вместо этого он переключил внимание на концепции, предлагаемые различными мифами и религиями, а затем, вдохновившись ими, создал уникальные миры с собственным пантеоном божеств.

В интернете можно найти теории, авторы которых утверждают, что в основе Demon’s Souls преобладают христианские мотивы. Персонажи говорят о существовании единого истинного Бога, который создал все, даже демонов, наводняющих регионы мира. Частично это действительно так. Но гораздо чаще лор игры пересекается с косвенно упомянутой ранее «Божественной комедией» Данте, в которой греческий поэт Вергилий проводит главного героя через девять кругов ада.

  📷
📷

В Demon’s Souls появляется свой «Вергилий». Его роль досталась Деве в черном, которая помогает протагонисту. Не забыл Миядзаки и про свой вариант Эдемского сада. По его задумке, роль дома Адама и Евы играет Болетария. Из-за людского искушения и тяги к познанию сильной магии жители пробудили Старейшего, а мир накрыл туман, из которого вышли демоны. Да, в оригинале все было несколько иначе. Но суть, надеюсь, вы уловили. А эдемский змей, которого в народе считают сатаной, как ни трудно догадаться и есть главный демон, порождающий всех других демонов, крадущих живые души до тех пор, пока никого и ничего не остается. Посчитайте, сколько раз за последнюю минуту я сказал слово демон. В общем, с фантазией у геймдизайнера все было в порядке.

Elden Ring

Общую тему и идею материала я объяснил, поэтому предлагаю поговорить более предметно. Начнем с последнего проекта японской студии — Elden Ring. Внимание вопрос — на какую культуру опирался японский геймдизайнер: a) христианскую; b) буддистскую; c) ирландскую; d) ни на какую.

  📷
📷

Правильный ответ (c) — ирландскую. Культура страны является одной из самых древних на Европейском континенте. И нам очень повезло, что о ней сохранилось множество источников. Дело в том, что, когда в страну пришли католические миссионеры, то они изменили местные верования, чтобы те больше соответствовали христианской истории. Из-за чего отследить происхождение некоторых мотивов сейчас довольно трудно. Но давайте вернемся к игре. Сразу скажу, я люблю мифы и легенды различных стран, но при работе с этим материалом очень многое для меня было в новинку. К тому же источников на русском языке практически нет, поэтому прошу не судить строго за неправильное написание и неверно поставленное ударение.

  📷
📷

Предлагаю начать с Элемера из Шипов, который имеет много общего с рыцарями Красной ветви из ирландской мифологии. Этим словосочетанием называли отряд выдающихся воинов, собравшихся при дворе Конхобара Мак Нессы. По некоторым данным, такое странное название появилось благодаря тому, что они собирались в красном зале дворца. В другом источники писали, что такое наименование отряду дал Росс Красный из Ольстера. Самой яркой отсылкой к рыцарям являются красные побеги шиповника, украшающие его доспехи и щит Элемера.

  📷
📷

Кроме того, персонаж является игровым воплощением Кухулина — могучего воина, прослывшего самым свирепым бойцом страны, получившим благословение богини войны. Он был настолько могуч, что в одиночку справился с целой армией. В этом ему помогла особая сила «риастрад», превращающая его в чудовище. Однако, согласно преданию, в один момент герой теряет благословение богини Морриган, отвергнув ее любовь, и погибает, пронзенный собственным копьем. Существует предположение, что у персонажа был реальный исторический прототип. Однако со временем ему приписали магические черты. Узнать о герое чуть больше можно в книге «Похищение быка из Куальнге».

  📷
📷

Даже меч Элемера напоминает знаменитый Hard-Headed Steeling — оружие Кухулина. У него есть и традиционное название, которое я, простите, не могу выговорить. Согласно ирландским мифам, меч мог отрубить человеку голову, не прикасаясь к нему, и ночью сиял, как свеча. Меч палача Марэ, похищенный Элемером и наделенный вором особой магией, действительно светится красным и способен резать врагов, даже если хозяин его не держит.

  📷
📷

Ирландский писатель Шеймас Макманус в своей книге The Story of the Irish Race упоминает неких Туатов Де Дананн. Кто это такие точно сказать нельзя. По одной из теорий, так называли местных богов. По другой — это были обычные люди, которые пришли в Ирландию и правили ею в течение четырех тысяч лет.

Также писатель рассказывает о Фоморах — темных силах хаоса, с которыми приходилось сражаться народам страны. Связь между мифическими созданиями и игрой нашли, как ни странно, пользователи Reddit. По их словам, воплощением Туата Де Дананн является Королева Марика Вечная, а великаны — реинкарнация Фоморов.

  📷
📷

Хотя правильно будет сказать, что Огненный великан — это реинкарнация лидера Фоморов — Балора. У него был один глаз (по другой версии 3), который, открывшись, сеял хаос. У глаза было семь век, которые он мог поднимать одно за другим. Как только последнее было убрано, глаз испускал разрушительный огонь. По легенде, в детстве Балор заглянул в окно дома своего отца, когда там готовилось зелье. Ядовитые пары попали ему в глаз, вследствие чего тот настолько пропитался отравой, что его взгляд стал смертоносным для окружающих.

  📷
📷

В Elden Ring встречается щит с одним глазом. Его описание гласит, что на нем изображен «уродливый одноглазый бог», которому «когда-то поклонялись гиганты». Считается, что он был убит королевой Марикой. Балор из мифов погиб от руки его внука бога Луга. Да, с игрой в этом моменте есть некоторые расхождения, но думаю винить в этом Миядзаки лишнее.

Наконец, протагонист, которого еще называют Погасшим (хотя мне больше нравится «Запятнанный»), имеет много общего с Мелизианцами. Тут нужно рассказать, кто это такие. Этим словом называют гэлов, приплывших в Ирландию из Испании. По слухам, они провели сотни лет, скитаясь по различным землям. Добравшись до побережья новой страны, они вступили в схватку с Туатами Де Дананн, о которых я рассказывал чуть раньше. По итогам битвы сражавшиеся стороны решают поделить страну на две части. Милезианцам достается верхний мир, в то время как Туаты Де Дананн уходят в нижний мир, то есть потусторонний.

Разумеется, это далеко не все, но, пожалуй, самое значимое из всего, что так или иначе появляется в игре. Мне же остается только спросить вас, а какие вы знаете отсылки в Elden Ring?

Bloodborne

Я долго думал, какую же игру взять для второй части видео. Выбор был между Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice. В итоге решил оставить японскую мифологию для следующего выпуска, а пока сосредоточиться на путешествии в Ярнам.

  📷
📷

Происходящее в Bloodborne во многом вдохновлено двумя вещами — Христианством и произведениями Говарда Лавкрафта. Согласен, для геймдизайнера из Японии выбор весьма необычный. Но каким-то непостижимым образом симбиоз этих двух, казалось бы, несвязанных вещей дарит поклонникам жанра путешествие в один из самых мрачных и пугающих миров во всей игровой индустрии.

Искать все пересечения с книгами Говарда Лавкрафта я не очень хочу. Отсылок много, но с тематикой нашего разговора они не пересекаются или практически не пересекаются. В интернете полно материалов, которые сопоставляют тему безумия, исследуемого писателем в своих книгах, и историю, написанную Миядзаки. Если коротко, то герои Лавкрафта сходят с ума, не в силах выдержать реальность и постоянное присутствие потусторонних сил. И Bloodborne наполнена этим безумием с самой первой минуты геймплея. Мрачный город, где за каждым поворотом прячется смерть, сошедшие с ума жители, готовые рвать на куски любого, кто сунется на их территорию, постоянное чувство незащищенности перед опасностью и редкие минуты спокойствия на точках сохранения.

Самая старая и сильная эмоция человечества — это страх, а самый старый и самый сильный страх — это страх перед неизвестным.— Говард Лавкрафт

А вот разобраться в том, как на впечатления игроков работают отсылки на религию все же стоит. Мифология Bloodborne основана на идеях Церкви Исцеления — организации, основанной одним из учеников Мастера Виллема — Лоуренсом — после обнаружения Древней крови. Субстанция эта была довольно необычной и обладала особыми свойствами. С ее помощью можно было исцелять любые болезни. Однако у чудодейственного лекарства был «небольшой» побочный эффект. Некоторые пациенты теряли рассудок и превращались в ужасных чудовищ. При этом цель Церкви была не помочь несчастным исцелиться от проказ, а выяснить всю силу крови и установить контакт с Великими. Люди для них — лишь расходный материал.

  📷
📷

Вероятно, самая очевидная и, возможно, самая важная параллель, которую мы можем провести между Церковью Исцеления и ее реальными аналогами, — это Служение Крови или Blood Ministration в оригинале. В игре так называется акт, при котором желающие подвергаются переливанию этой субстанции. О самом ритуале известно не так много, но некоторые игроки предположили, что страждущим вливали разбавленную кровь Великого. Кстати, забавный факт, при использовании флаконов с кровью для исцеления персонаж будет вводить сыворотку ногу. При этом в самом начале нам показывают, что данная операция должна проводиться только специально обученными хирургами.

  📷
📷

А еще в игре есть так называемая смесь едкой крови. В игре этот коктейль можно использовать, чтобы приманить чудовищ к одному месту. Но давайте заглянем в описание: «Ценный инструмент, который очень сложно достать. В Ярнаме производят больше крови, чем алкоголя, поскольку она опьяняет сильнее».

В интернете я наткнулся на интересную статью автор которой уверял, что таким образом Миядзаки выразил свою позицию о христианской религии и обрядам. Мол, процесс служения крови (собственно, само исцеление болезней) есть ни что иное как едкая пародия на причастие. Ведь, людям переливают чужую кровь, не предупреждая о побочных эффектах. Лично я пародии или высмеивания тут не увидел, но, по словам некоторых геймеров, параллель явно прослеживается. В то время как католическая церковь считает, что хлеб и вино становятся телом и кровью Христа, очищая их и делая святыми, Церковь исцеления в Ярнаме уверяет, что необходимо принять чужую кровь для собственного исцеления.

  📷
📷
«Католическая церковь исповедует, что в праздновании Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа благодаря силе Святого Духа и инструменту священника. Иисус сказал: „Я есмь живой хлеб, сшедший с небес; всякий, кто ест этот хлеб, будет жить вечно; и хлеб, который Я дам, — это моя плоть на мирскую жизнь… Ибо моя плоть — истинная пища, а моя кровь — истинный напиток“.— Монсеньор Уильям П. Фэй

Продолжая тему «опьянения», можно найти еще одно пересечение с христианской традицией. Дело в том, что в религии есть такое понятие, как экстаз. Таким словом называют высшую форму молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника. Это состояние не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати. То есть, человек отрывается от мирского и полностью уходит в себя. В различных источниках можно найти описания людей в этом состоянии. Оно могло сопровождаться как эйфорией и трансом, так и более «чудесными» вещами, вроде неуязвимости, исцеления и даже левитацией.

Вот какое определение приводит Джеймс Стронг в своей книге со списком всех еврейских и греческих слов, используемых в Ветхом и Новом Заветах.

«Выбрасывание ума из его нормального состояния, отчуждение ума, будь то сумасшедший или человек, который по каким-то внезапным эмоциям переносится за его пределы. Так что в этом состоянии, он все еще не спит. Но его разум настолько оторван от всех окружающих объектов и полностью закреплен на божественных вещах, что он не видит ничего, кроме форм и образов, лежащих внутри. Ему кажется, что он воспринимает своими телесными глазами и ушами реальности, показанные ему Богом».— Джеймс Стронг

Архитектурные отсылки в Bloodborne

Напоследок немного про архитектуру Ярнама. Главный собор в Соборном округе имеет много общего с православным собором Трех Святителей, что стоит в румынском городе Тимишоаре. Согласен, что игровой вариант смотрится куда величественнее, монструознее что ли. Однако схожие детали, вроде убранства, бесспорно угадываются. Также здание несколько похоже на собор Святого Георгия, что расположен в том же городе.

  📷
📷

В Старом Ярнаме стоит разрушенная церковь, где игроки сталкиваются с Чудовище-кровоглотом, похожа на аббатство Сан-Гальгано в Италии.

  📷
📷

Место под названием Кошмар Менсиса явно вдохновлено чешским собором Святого Вита.

  📷
📷

А вот часовня Яаар’гул чем-то напоминает Нотр Дам.

  📷
📷

И прежде чем мы закончим разговор, нужно кое-что прояснить. Разумеется, Миядзаки вдохновлялся не только религиозными постройками. Весь Ярнам по своей сути — это искаженная мрачная версия чешской Праги. Если кто-то был, напишите в комментариях, скажите, так ли это или нет. Копать в тему архитектуры Souls-игр можно еще очень долго.

  📷
📷

Я уже хотел было заканчивать, но, поставив жирную точку в сценарии, решил прочитать еще одну статью, которая чуть не стала причиной переписывания всего блока. Но вместо этого я решил разбить этот материал на несколько частей.

В следующем видео мы вновь поговорим о Bloodborne, я расскажу о пересечениях с философией Ницше, а также продолжу экскурсию по архитектурным объектам из реального мира, которые перенесены японской студией в свои проекты. Также вас будет ждать рассказ о других играх FromSoftware, поэтому подписывайтесь на канал, ставьте лайки и обязательно пишите комментарии. Каждое оставленное мнение помогает мне развивать блог!

Автор: Дыши Глубже
Оригинал:
Религиозные и мифологические отсылки в Bloodborne и Elden Ring