Найти в Дзене
Моя Россия

Почему в лучшей киношколе в США берут пример у русских? А русские подражают США?

Оглавление

Совсем недавно я приобрел крайне интересный материал. Книга Дэвида Говарда и Эдварда Мабли: "Как работают над сценарием в Южной Калифорнии". Читаю с большим интересом.

Для понимания, 80% всего американского проката создается выпускниками этой киношколы. Именно в эту школу инвестируют такие мастера, как Роберт Земекис, Джордж Лукас, Стивен Спилберг и другие авторы... Не просто инвестируют, а находятся в тесном контакте. Проводят обучение, стажируют, лучшие выпускники обязательно находят работу, потому как Университет Южной Калифорнии - престижный, один из лучших в мире.

А самое главное, по этой книге занимаются абсолютно все, кто причастен к кинодраматургии - редакторы, продюсеры, режиссеры, операторы, художники и специалисты по спецэффектам. Эта книга обязательно для всех специальностей в кино.

Так вот! В приложении к этой книге авторы разбирают три советских киношедевра! «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Москва слезам не верит».

Авторы были удивлены, что Великие советские мастера - Гайдай, Брагинский и Рязанов, Черных и Меньшов выстраивали сценарии к своим фильмам согласно американскому канону!

Что-что? Да - американский канон! Тот самый, по которому сегодня творят и российские киноремесленники.

А чуть далее авторы книги признаются, что весь их курс основан на опыте и идеях ВГИКа. И что методики, которые в 1920 году придумал Лев Владимирович Кулешов - абсолютно гениальные. Спросите современных авторов киноремесла - кто такой Лев Кулешов? - вряд ли ответят... А на той стороне земного шара знают. . А ведь работы Кулешова - абсолютно гениальное Наследие в киноискусстве.

Лев Владимирович Кулешов
Лев Владимирович Кулешов

Также авторы признаются в детальном изучении работ выдающихся советских мастеров Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова.

Сергей Михайлович Эйзенштейн - символ совестной киноэпохи, режиссёр, педагог, теоретик, автор фундаментальных работ по теории инематографа.

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

Дзига Вертов (настоящее имя - Давид Кауфман) - один из основателей и теоретиков документального кино.

Дзига Вертов 1929 год
Дзига Вертов 1929 год

В Университете Южной Калифорнии также изучают работы Михаила Александровича Чехова (племянника Антона Чехова). Актера и режиссера, педагога Чехова американцы называют своим, исключительно американским. Может они и правы. А мы опираясь на произношении имени и фамилии, уперто отвечаем, что он наш, русский. А между прочим, Михаил Чехов был учителем таких гигантов в истории 20 века, как Мерлин Монро и Марлон Брандо, Грегори Пэка и Ингрид Бергман, Клинт Иствуда и Энтони Куинн.

Михаил Чехов - автор очень важной книги "О технике актера".

Михаил Чехов
Михаил Чехов

А самое главное (!) в курс занятий в Университете Южной Калифорнии включены работы Константина Сергеевича Станиславского - автора знаменитой актерской системы.

Станиславский Константин Сергеевич
Станиславский Константин Сергеевич

Перед ним здесь приклоняются, его почитают. То, что мы называем "Системой Станиславского", американцы называют The Method и всегда с Большой буквы.

Ссылаются американцы и на важность таких русских драматургов, как Тургенев и Достоевский.

А еще, Иименно в этой книге я впервые прочел совершенно блестящую мысль Ивана Сергеевича Тургенева о писателях:

«Странная вещь получается. Композитор, прежде чем начать сочинять, изучает гармонию и теорию музыкальных форм, художник не напишет картины без знаний о цвете и рисунке, профессии архитектора нужно долго учиться. Лишь тот, кто решает стать писателем, почему-то полагает, что ничего учить не нужно и что писателем может стать всякий, кто умеет писать».
Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич

Неприкрытая благодарность советским и русским мастерам жанра в этой книге легко осязаема. А еще - честность! Американцы честно признаются, что все свои знания и опыт они "выхватывают" из опыта всего мира, упаковывая в свою, в уникальную американскую модель. В американский канон.

И как часто это бывает, мысли легко материализуются. После прочтения книги, я совершенно случайно "натыкаюсь" на неизвестную мне киноленту "из списка классического мирового кино" - "Возвращение из пепла". Это черно-белый триллер от студии MGM, снятый на заднем дворе кинокомпании в 1965 году. Простой, без лишних эффектов и декораций.

"Возвращение из пепла", кадр из фильма
"Возвращение из пепла", кадр из фильма

В самом начале фильма главные герои читают вслух отрывок из романа "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского. Тот самый разговор двух братьев о Боге и вере. И удивительно, что весь сюжет фильма был построен вокруг этого отрывка из романа.

Удивительно и то, что лента была снята по книге французского писателя Юбера Монтейе, который, очевидно, был настолько впечатлён трудами Федора Михайловича Достоевского , что при написании своего романа, включил разговор братьев Алексея и Ивана в основу своей истории.

Так почему же в лучшей киношколе в США американцы берут пример у русских? Почему же самый главный труд Дэвида Говарда и Эдварда Мабли - тот самый материал, столь обязательный для всех студентов киношколы, пропитан опытом великих советских и русских мастеров? Быть может, потому что эти мастера лучшие? Потому что вклад этих мастеров бесценен? Так считают и американцы. И они обучают своих студентов по этим канонам, хоть и называют его своим.

А что у нас? Почти все наши киношколы загружают студентов материалами и трудами американского происхождения...

Мы черпаем знания о кино из книг американских писателей, когда те пишут книги на основе знаний, которыми обладали советские и российские мастера! Гротеск и парадокс...

И последнее. В последнее время часто слышу сравнение наших фильмов и сериалов с тарантиновским стилем, сюжетной линией и диалогами. "Как у Тарантино" - штамп избитый, и все еще на слуху. Для всех любителей снимать кино, как Тарантино, прикрепляю 3 цитаты о России и русской культуре, произнесенные Тарантино:

Тарантино в Москве
Тарантино в Москве
  1. “Если вы спросите меня про самый любимый русский фильм, то назову “Александр Невский”, снятый Сергеем Эйзенштейном. Это невероятное кино, в котором одна только сцена ледового побоища чего стоит! Я никому об этом не говорил, потому что итак этот фильм многие обсуждают”.
  2. “Если бы снимал фильм о России, то в нем появился бы человек-амфибия из советского кино. Я же обожал в детстве этого персонажа. Но у нас его не показывали в кинотеатрах, и я посмотрел его по кабельному телевидению, влюбился в этот фильм, даже не зная, что он снят у вас”.
  3. “Далеко не каждая страна может похвастаться таким вкладом в мировую литературу, как Россия. Меня в Москве поразило обилие памятников писателям и поэтам. В США этого нет. Это не случайно”.

***

Не случайно и наше невежество...Иначе как можно обьяснить причину нашего тотального низкопоклонства к западным ремесленникам в киноискусстве? Почему мы равняемся на тех, кто боготворит Станиславского и Эйзенштейна? Нет, вопрос не в том, что Станиславский или Эйзенштейн - плохо. Вопрос в другом - они осознали и поняли, что два Великих советских Мэтра - это точка опоры в мире кинематографа. Ее столпы. А мы как-будто бы не замечаем...