Часть 1
Часть 2
От матери не было никаких вестей и Аня потеряла всякую надежду встретиться с ними. Посылала письмо в станицу, писала председателю, но он ничего не отвечал.
Была осень 1944 года, в октябре вышел приказ, согласно которому Мария и Анна могли вернуться домой.
- Я останусь, а ты подписывай рапорт и возвращайся, найди мать и Клавочку, - просила Маша свою подругу. - Тебе есть куда вернуться, а я останусь... Меня все равно никто не ждет.
- Я буду ждать тебя, - сжала ее руку Анна. - Ты думай о том, что я тебя буду ждать. Я ведь простила тебя, ты знаешь.
- Здесь ты меня простила, но когда вернемся в станицу, все будет напоминать тебе о моем предательстве.
- Глупости, - покачала головой Аня. - Мы столько с тобой прошли, что те любовные переживания остались в прошлом.
- У тебя ведь в сердце есть человек, так? Не думай, что я не заметила. Ты два года борешься со своими чувствами, я слышу, как ты плачешь по ночам, как переживаешь. Ты сильная, Аня. Я вот не смогла тогда перебороть свою любовь. А ты можешь. Даже здесь ты сохраняешь свое достоинство. Возвращайся домой. С глаз долой - из сердца вон.
Аня горько усмехнулась. Маша права - она и правда едва сдерживает свои чувства и с каждым днем это все тяжелее. Два года бок о бок быть с человеком, которого любишь, но нельзя даже сказать ему об этом. Неправильно это и нечестно. Ему приходят письма от жены и, когда он их читает, Аня видит его лицо и его глаза. В них любовь и тревога за близких.
Она подала рапорт, но уехать не успела...
На их отряд напали и, когда она увидела, что Савелию угрожает опасность, бросилась к нему, успев накрыть своим телом. Ее пронзила острая боль.
- Товарищ Воронина, что же ты натворила.. - простонал он, увидев ее рану, когда удалось отбить нападение. Рядом с ней с тревогой суетилась Маша.
Ее отнесли к врачу, но он только развел руками.
- Я не могу ничего сделать, все слишком серьезно. В город доставить не успеем.
- Зачем ты это сделала, товарищ Воронина? - сокрушался Савельев.
- Потому что я люблю вас... Я готова свою жизнь отдать за вас, - прохрипела она.
Он не удивился и Аня поняла, что Савельев догадывался о ее чувствах. Он просто молча смотрел на нее.
- Отойдите, отойдите, - закричала Маша. Она взяла ее лицо в свои руки и заплакала. - Анечка, я прошу тебя, не покидай меня!
- Маша, у меня нет больше сил.. - едва прошептала Аня. - Найди моих.. Если живы, позаботься....
Ее не стало и Маша, держа за руку свою подругу, - горько плакала. Мир вокруг нее будто разбился на осколки.
****
Она возвращалась в родную станицу в декабре 1944 года, в вещмешке лежали две медали Анны, которые она надеялась передать маме Варе.
- Товарищ Архипов, - обратилась она к председателю, - почему хата мамы Вари пустая? Где они с Клавочкой?
- Ох, Мария... Что же тут творилось.. - он покачал головой. - Сколько людей в плавнях сгинули, сколько свежих холмов на погосте появилось...
- Где мама Варя? - едва дыша от волнения, повторно задала вопрос Маша.
- Она ушла в плавни, бежала с внучкой на руках. Где она, по сей день не знаем. Может, так же сгинула.
- Ее искали?
- А как же? Искали.
Маша пришла в свою хату, которая ей досталась от родителей. Она ходила из угла в угол, переживая. Нет, она будет искать маму Варю и Клаву, она не сдастся. И пусть два года прошло, но ведь их же не нашли в плавнях! А там не болота, не засасывает.
Поздно ночью, ворочаясь с боку на бок, Маша вдруг подскочила. Она вспомнила, как еще подростками они ездили в Краснодар к сестре Варвары. Была слабая надежда, что мама Варя могла выбраться с Клавочкой и добраться до города. Да, путь не близкий, но это единственная родня, которая осталась у мамы Вари.
Известив председателя, она отправилась в Краснодар. Маша смутно помнила адрес, но надеялась узнать в справочном. Дойдя до бюро, она назвала фамилию Варвары и Клавдии.
Через три часа тревога и страх сменились радостью - такие были! Получив адрес, Маша отправилась к ним, и понимала, что идет в верном направлении. Да, она уже была здесь лет десять назад, хоть и многое изменилось на этих улицах.
Нажав на звонок в дверь, она пыталась унять учащенное сердцебиение. Дверь ей открыла женщина, которую она с трудом узнавала.
- Здравствуйте, мне нужны Варвара и ее внучка Клавдия.
- А ты кто?
- Я Маша, подруга Ани.
- Ты не помнишь меня? Я Зина, - улыбнувшись, спросила женщина.
- Я вспомнила вас, - ответила ей улыбкой Маша.
- Проходи. Не стой на пороге, сама сейчас все увидишь.
Маша сразу узнала в пятилетней девочке Клавдию. Она выросла и стала безумно похожей на мать.
- Где же мама Варя?
- Здесь она, - отодвинув ширму, печально ответила Зинаида. - Болеет, несчастная. Врачи ничем помочь не могут. Ох, а ведь не старуха еще.
Маша смотрела на маму Варю, которая спала тревожным сном и поверхностно дышала. Как сказать ей о том, что Ани больше нет?
Варвара проснулась и увидела Машу.
- Ты? Но как ты здесь оказалась? - едва выговаривая слова, спросила женщина.
- Я вас искала.
- Ты знаешь, где моя дочь? Я писала ей, но ответа нет, возможно, их часть перебросили куда-то. Может быть, ты знаешь? Вы же вместе уходили в сорок втором.
Маша молча достала из вещмешка две медали и положила на стол. Нельзя скрывать, нет смысла в этом.
Варвара все поняла, она отвернулась к стенке и молча уставилась на нее.
Через три дня Варвары не стало...
****
- Мария, ты уверена, что поступаешь правильно? - спросила ее Зинаида через два дня после похорон.
- Да, я обещала Ане позаботиться о ее близких. В городе я не останусь, вернусь в родные края.
- Тогда с богом, милая. Береги девочку...
ЭПИЛОГ
Маша удочерила Клавдию и заботилась о ней как о своем ребенке. Замуж она больше не вышла, потому что врачи заявляли в один голос - детей у нее не будет. Так зачем мужика обрекать на бездетную жизнь? Она посвятила себя воспитанию приемной дочери и, когда Клавдия выросла, рассказывала ей о подвигах ее родной мамы с которой они с самого детства были как не разлей вода...
Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но я благодарна каждому моему подписчику за то, что вы есть!!! За то, что вы меня читаете!❤❤❤Другие рассказы можно найти в НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ
Прошу прощения за ошибки и несоответствия, если они есть...