Итак, продолжаем вспоминать события испано-американской войны 1898 года, пытаемся в ней увидеть нечто подобное с отдельными моментами русско-японской, причем больше в организационном плане, чем в боевом. Начало статьи ЗДЕСЬ
Окончание...
Итак, план по отвлекающим действиям силами остатков испанского флота у побережья Североамериканских штатов пришлось отменять. И его отменили, всю операцию свернули, и власти дали официальное опровержение всем "скандальным новостям". Но делать что-то надо было, правда переброска сил непосредственно к Сантьяго или в Гавану пока не рассматривалась. Такое изменение планов можно объяснить не только ухудшением ситуации на Филиппинах, но и тем, что после гибели эскадры контр-адмирала П.Монтехо-Пассарона, Морской министр Сигисмуно Бермехо ушел в отставку, а его преемник имел свое (иное) мнение на ведение войны. И теперь приоритетом стало не ослабление блокады Кубы, а помощь сухопутным войскам на Филиппинах, ведущих бои с повстанцами и ожидающих американского десанта.
Передвижения отряда Камары отложили до 15 мая, но уже 7 мая стало известно, что броненосец "Пелайо" (единственный современный броненосец Испании) передали в состав Резервной эскадры, формирование которой происходило в Кадисе. Причем на день раньше, 6 мая, командующим Резервной эскадрой назначили контр-адмирала дона Мануэля де ла Камара-и-Ливермур, того самого кому предполагалось действовать у американских берегов. 8 мая 1898 года новый Морской министр Рамон Ауньон и Виллалон приказал контр-адмиралу Камара в десятидневный срок подготовить эскадру к выполнению пока еще не ясной задачи и тот соответствии с приказом Камара начал приводить в готовность свои корабли. Как видим времени у нового командующего Резервным флотом было не много, много делалось второпях, но хотя бы, в отличии от русской 2 ТОЭ - броненосцы не строились, а все корабли были в строю.
Для справки (на момент вступления в строй): крейсер "Император Карлос V": водоизмещение (стандартное/полное)- 9090/9235 т; размерения (макс.) - 115,8х20,4х7,6 м; ГЭУ - 2 паровые машины, 12 котлов, 15000 л.с.; скорость хода (проектная/наибольшая) - 20/19 узлов; дальность плавания - 12000 (10) миль. Бронирование: палуба - 51 мм (165- скосы), батарея- 51 мм, барбеты- 250 мм, рубка - 305 мм. Вооружение - 2х1-280-мм/35 орудия, 8х1-140-мм/35, 4х1-100-мм/35, 10х1-57-мм, 8х1-37-мм/20 пушек, 2-70-мм десантные, 2 пулемета, 7-356-мм торпедных аппаратов. Экипаж - 600 чел.
Но задача подготовки эскадры оказалось делом не простым. Камара постоянно жаловался на трудности получения ЛЮБЫХ видов снабжения, начиная от боеприпасов и заканчивая пресной водой. Устранение же неисправностей и доводка до работоспособного состояния вооружения, механизмов и систем кораблей испанскими рабочими вообще не вписывались ни в какие планы. Так и хочется сказать - "все как у русских".
В итоге к 14 мая окончательно уточнился состав эскадры, в которую вошли флагманский броненосец «Пелайо», крейсеры «Император Карлос V», «Aльфонсо XIII», вспомогательные крейсеры «Рапидо», «Патриота» и три миноносца. Корабли почти те же, что и для первого "варианта", вот только их задача изменилась на 180 градусов (почти буквально) - отказавшись от первоначального плана действий в Атлантике, испанское правительство решило послать Резервную эскадру на помощь блокированной Маниле, на Филиппины! Как говорится, чем вам не Порт-Артур?
Рассматривая новый план, надо отметить, что испанское правительство все же трезво оценивало силы своей "эскадры", и задач по снятию блокады с Манилы и завоевания господства на море, которые были перед эскадрой З.П.Рожественского, перед ним не ставили.
Интересно, что Камара не собирался идти непосредственно в саму Манилу: ведь в этом случае ему предстоял тяжелый бой с крейсерами адмирала Дж.Дьюи, в котором у испанцев не было практически никаких шансов на прорыв в Манилу. Шесть крейсеров Дьюи во главе с "Олимпией" вряд ли могли бы потопить "Пелайо", но крейсерам бы точно досталось. Но даже если два самых сильных корабля испанцев "Пелайо" и «Император Карлос V» прорвались в Манилу, это бы не решило вопроса снятия ее блокады.
Вероятно, это понимали и сами испанцы. Поэтому их план был более "скромным" и состоял в переходе, в лучшем случае, к Илоило (остров Панай), но не исключался также и прорыв к Холо или Минданао. Тем самым было бы гарантировано испанское доминирование на юге Филиппин. Далее, опираясь на оставшиеся там испанские базы, можно было бы развернуть действия на американских коммуникациях. Следует помнить, что на тот момент на Филиппинах еще были испанские части, которые без поддержки флота не могли вести активные действия.
В свою очередь сконцентрированные у Манилы американцы (вместе с филиппинскими повстанцами) не смогли бы мобилизовать достаточно сил для устранения этой опасности, прежде чем испанцы перехватили бы с десяток пароходов, возможно и с войсками. Единственным кораблем, способным противостоять подобному "разбою", мог был американский крейсер «Филадельфия» (под флагом главнокомандующего флота Тихого океана адмирала Дж.Н.Миллера), в начале августа находившийся на Гавайях. Это если не ослаблять эскадру Дьюи, захватившую Кавите.
Для справки: вспомним, что среди вариантов, который предлагался различными экспертами и историками по действиям русской 2ТОЭ, были и такие, где рассматривались захват или нейтрального порта, или острова вблизи корейского пролива или в районе Филиппин. На захваченных территориях предлагалось создать операционную базу и оттуда уже действовать против Японии.
Для перехода к Филиппинам Резервная эскадра была вновь реорганизована, на этот раз «Пелайо», «Император Карлос V», «Рапидо» и «Патриота» вошли в состав «Группы А». И вот 22 мая официальный Мадрид заявил, что эта эскадра в сопровождении ряда пароходов направляется на Филиппины. Хотя некоторые военно-морские специалисты тут же успокоили американское общественное мнение, что скорее всего «Пелайо» из-за своей осадки не сможет пройти Суэцким каналом, но в американском штабе это сообщение, мягко говоря, вызвало переполох.
Но насколько эти корабли были готовы как к переходу, а главное к ведению боевых действий? Здесь представляет интерес донесения российского наблюдатели лейтенанта Д.Б.Похвиснова.
По его словам, корабли Резервной эскадры "были совсем недавно укомплектованы в основном плохо обученными новобранцами: «Пелайо» - после модернизации, «Aльфонсо XIII» - после достройки, a «Император Карлос V» лишь 4 апреля покинул Гавр, где проходил вооружение. Новейшие миноносцы, строившиеся в Англии, прибыли лишь в марте-апреле. Боеспособность Резервной эскадры была недостаточно высокой". Ничего не напоминает?
11 июня, как положено (шутка), после многочисленных задержек и проволочек эскадра, собранная в Кадисе, получила приказ следовать на Филиппины. 16 июня эскадра покинула Кадис (как пишут в некоторых источниках - "с запечатанным в конверте приказом"), а немного погодя ее заметили у Гибралтара движущейся на восток. Одно время с эскадрой шла правительственная яхта "Гиральда" с Морским министром, который в море, объявил задачу эскадры и ее цель - Филиппины. Вскоре Камара достиг Картахены - 21 июня его корабли видели у Пантельяри, а 26 июня испанцы вошел в Порт-Саид.
Вообще весь переход занял всего десять дней, но уже на этом относительно небольшом участке пути выяснилось, что сложные в обслуживании котлы Никлосса, установленные на «Пелайо» во время модернизации в Тулоне, не желают исправно работать в руках недостаточно опытных испанских кочегаров. Уголь часто горел не в топках, а в трубах и выбрасывался наружу несгоревшим, так что броненосцу едва хватило полного запаса топлива, чтобы дойти до египетских берегов. Сверх того, непомерно большим оказался расход пресной воды, и, когда ее стало не хватать, котлы пришлось питать соленой водой, отчего на стенках котельных трубок образовалась накипь, и они начали перегорать.
Но самое интересное началось в Порт-Саиде, возле которого эскадра застряла на трое суток. Египетские власти отказались продать уголь кораблям воюющей страны без разрешения турецкого правительства (а нет ли тут британского влияния, так и хочется спросить). Кроме того стороны никак не могли прийти к соглашению по срокам прохода Суэцкого канала и стоимости этой операции, более того египтяне отказывались пропустить в Красное море испанские угольщики. Отказав в покупке угля, египетское правительство отклонило просьбу испанцев и о бункеровке и не позволило Комаре заправиться углем со своих собственных угольщиков (сопровождающих транспортов) непосредственно в порту.
29 июня власти Египта потребовали убрать корабли из Порт-Саида, мотивируя это тем, что их пребывание в порту уже значительно превысило отведенные 24 часа. Контр-адмирал Камара пытался возражать, но ничего не добился. 1 июля «Пелайо» вместе с другими кораблями эскадры покинул порт и, выйдя из территориальных вод, начал бункеровку прямо в открытом море. Погодные условия 2 и 3 июля были чрезвычайно тяжелыми, и команды очень устали. В итоге угольный аврал растянулся почти на неделю!
Так и хочется вспомнить бесконечные угольные погрузки в авральном порядке на трех отрядах эскадры Рожественского, так же в открытом море, с угольщиков, и за пределами территориальных вод нейтральных государств. Правда русские выполнили более 20 таких погрузок и дошли до Цусимы, причем часть кораблей - вокруг Африки.
И только 5 июля "Пелайо" и "Император Карлос V", приняв небольшое количество угля, смогли наконец то войти в Суэцкий канал. Кстати, после погрузки испанский адмирал отправил в Испанию два транспорта и все три истребителя миноносцев, как не пригодных к дальнему переходу.
6 июля эскадра подошла к Суэцу, где адмирал сразу же был уведомлен египетским правительством, что может оставаться в Суэце лишь в течении 24 часов, все по закону! По некоторым данным Камара пошел на хитрость и сообщил египетским властям о том, что при переходе каналом у "Пелайо" вышла из строя энергетическая установка, тем самым получив возможность зайти в порт Исмалия. Тем временем испанское правительство, озабоченное бедственным положением с углем для кораблей эскадры, на экстренном заседании решило обратиться с просьбой к Италии, чтобы эта страна предоставила угольщики для бункировки в Красном море. Тем временем остальные корабли Камары удалились от берега на 7 миль и легли в дрейф в видимости берегов, ожидая флагманский броненосец и последующей бункеровки.
Здесь следует заметить, что пока испанские корабли грузились углем и "бодались" с египетским правительством, у Сантьяго-де-Куба американская эскадра полностью уничтожила испанскую эскадру контр-адмирала Серверы. Эти новости, а также сообщения о неисправности "Пелайо", о трудности со снабжением топлива привели к тому, что в испанском правительстве наконец возобладали трезвые настроения и более реальный взгляд на обстановку. Большинство в правительстве четко понимали, что после разгрома эскадры Серверы отряд Камары обречен, и было принято вполне разумное решение.
Уже в конце дня 6 июля Камара получил приказ сосредоточиться в Суэце для возвращения обратно. Утром "Пелайо" вышел из порта Исмалия, встретил поджидавшие его корабли (почти без топлива) и повел их обратно в Суэц. 8 июля эскадра снова вошла в канал и вскоре они снова вошли в Порт-Саид. И тут случилось чудо - не возникло проблем ни с покупкой и погрузкой угля, ни с нахождением "кораблей воюющей страны" в нейтральном порту и т.д. Загрузившись углем испанская эскадра 9 июля по главе с "Пелайо" вышла в море и взяла курс на Картахену, куда испанские корабли прибыли 20 июля.
Вот такая попытка "поиграть мускулами" или скорее "пойти на поводу у общественного мнения". Сложно оценить всю необходимость похода. Военно-морские специалисты того времени и историки и эксперты нашего время спорили и спорят по поводу целей этого странного похода эскадры Комары, как сказал один итальянский писатель - «шатания».
Действительно, посылая эскадру (в которую включили все что можно) на Восток, испанское правительство оставляло совершенно беззащитными берега метрополии, и единственно возможное решение состояло в максимально быстром переходе на Филиппины, чтобы туда еще не успели подойти тихоходные американские мониторы, иначе вся операция теряла смысл.
Заметьте как много общего с Россией, которая также в 1904 году на Дальний Восток отправила все что можно, оставив на Балтике только устаревшие боевые единицы в своем большинстве потерявшие боеспособность. Как много общего с Россией, где тоже фактор времени играл огромную роль, особенно пока Первая Тихоокеанская эскадра была боеспособна, и пока держался Порт-Артур.
С другой стороны, если фактор времени так важен - то в этом случае было непонятно зачем в состав эскадры включили тихоходный броненосец «Пелайо», радиус действия которого был к тому же весьма ограниченным. Чтобы только покрыть 6300 миль от Суэца до Филиппин при средней скорости 10 уз потребовалось бы 26 дней; это давало возможность эскадре подойти к Филиппинам 2 августа при условии, что она вышла бы 8 июля. А ведь еще надо добавить 10 суток на переход Средиземным морем!
Как стало известно после войны, Камара действительно предполагал, что называется, «до краев» загрузиться в Суэце углем, чтобы потом без дополнительных бункеровок дойти до Филиппин. Но, по самым скромным подсчетам, для подобной операции (бункеровки), да еще в условиях открытого моря, «Пелайо» потребовалось бы по крайней мере 4-5 дней. При этом, даже если бы удалось принять 1000 т угля, дальность плавания броненосца едва ли превысила бы 3500 миль. Таким образом, на переходе потребовались бы еще две бункеровки, чтобы не прибыть к месту назначения без топлива. Это отодвигало дату прибытия броненосца на Филиппины на 7-8 августа, и все это при условии отсутствия каких бы то ни было поломок или случайных задержек.
Скорость больше 10 уз также исключалась: ее поддержание потребовало бы дополнительного расхода угля и, соответственно, более частых бункеровок. Следует также помнить о неисправностях котлов «Пелайо», которые делали все расчеты перехода к Филиппинам крайне ненадежными.
С другой стороны, а какой смысл было отправлять на Филиппины эскадру без "Пелайо", если практически любые 2-3 крейсера из шести крейсеров эскадры Дж.Дьюи не уступали по боевым возможностям испанским крейсерам, а их экипажи были более подготовленными.
В итого, единственное, что достигло испанское руководство отправляя эскадру Камары на Восток, - они потрепали нервы американскому командованию. Однако американцы сумели продумать и план действий на случай если бы испанцы достигли своей цели, причем они не собирались геройски гибнуть в бою с броненосцем. Как стало известно после войны, если бы испанская эскадра с «Пелайо» умудрилась прийти на Филиппины раньше, чем американские мониторы, то командующий эскадрой адмирал Д.Дьюи намеревался отослать уже подошедшие транспорты с войсками в сопровождении боевых кораблей на северо-восток Лусона, после чего самом с крейсерами собирался отойти на восток, пока не встретит мониторы. Тем временем, генерал Андерсон, командовавший американскими частями на берегу в тот момент решил также отступить в глубь острова и укрепившись, там ждать возвращения флота.
И вот когда флот вернулся бы.. То тогда, Дьюи вместе с американскими мониторами снова возвратился и уничтожил бы эскадру Камары, пусть и после такого "неприятного" отступление (бегства) и нескольких дней своего отсутствия. Конечно, по всей своей рациональности этот план привел бы к некоторому оскорблению национальной гордости и смог бы вызвать известные политические осложнения. Но цель как говорится оправдывает средства, а победителей не судят.
Но нет смысла обсуждать что могло бы случиться в этом случае. Случилось то, что случилось. 20 июля эскадра Камары бросила якорь в Картахене, а 12 августа 1898 года Испания и США заключили перемирие.
Примечание: в случае с Цусимой все произошло иначе. Преодолев все трудности морского перехода с Балтики на Дальний Восток, в условиях нейтралитета большинства стран, бесконечных угольных погрузок, освоения и ремонтов только что построенных или уже устаревших кораблей русские корабли дошли до Мадагаскара, где их достигло сообщение о падении Порт-Артура. По сути это было повторением "Суэца" Камары, своеобразной точкой, когда возвращение еще было возможным и осуществимым. Но эскадра продолжила движение вперед...
P.S. Я пытаюсь подсказать ЗПР что и как надо было делать, я просто увидел определенную аналогию и высказал ее Вам, уважаемые друзья.