Найти в Дзене
Журнал Автограф

Не ищите чудо и тайны далеко

Горный Алтай – место, которому пророчат роль колыбели новой цивилизации

В конце июня в сердце Геопарка Алтай – там, где мелкая, но бурная река Тёте огибает небольшую поляну высокогорья – состоялся форум «Мир Алтай». Ученые говорили о кризисе техногенно-потребительской цивилизации, на смену которой пророчится духовно-экологическая. И о потенциале Горного Алтая – месте, где зарождались цивилизации. Главное в этот переходный момент уберечь сакральные места от необузданного желания прибавлять капиталы, во что бы то ни стало.

Организаторы анонсировали мероприятие так: Алтай – это модель многополярного мира. Регион на стыке культур, этносов, верований, стран и цивилизаций. Анализируя прошлое и настоящее Алтая, мы увидим закономерности, характерные для всего Мира. Узнаем новое об Алтае, России и Мире. Наметим шаги, которые помогут сформировать осознанное будущее благодаря синергии действий неравнодушных людей: наметим научные и бизнес-проекты, направленные на развитие.

-2

Жить как раньше

Форум состоялся в эко-кемпинге с одноименным названием «Мир Алтай». От Барнаула – десять часов пути мимо «попсового» Горного со скалами, испачканными надписями «Здесь был Вася». Через перевалы и Курайскую степь с цепочками пазырыкских курганов. Вперед! К подножью снежных вершин, которые по три раза за день заволакивает облаками, погружает в хмарь дождя и освещает солнцем. Хорошо тут.

«Коренное население Горного Алтая боится сегодняшних событий – натиска капитала, который ринулся развивать туристический бизнес», – с этих слов начал свое выступление особенный гость форума Урмат Мамаков. Он алтаец. Родился в предгорье Актру, всю жизнь провел тут и не собирается переезжать.

– Для большого капитала, который сейчас приходит на Алтай, первостепенны материальные блага. Но местное население считает, что так относиться к Алтаю нельзя. Это очень хрупкий мир, – говорит Мамаков. – Правительство Горного Алтая даже приняло концепцию ноосферного развития. Она про сохранность этих мест. Но это пока только слова.

О конфликте «внешнего» и «внутреннего» мира Горного есть что сказать и собравшимся гостям.

– Большой, да и малый бизнес зачастую не понимает, чем живут местные жители. Насколько они любят и ценят это место. И эта проблема характерна для всех стран, где развивается туризм, – говорит Даниил Безденежных, художник и управляющий экокемпингом «Мир Алтай», который принимал гостей форума.

По его словам, да и по словам всех собравшихся, «внешний» мир понимает Алтай как картинку. Красивую картинку, которая не дает представления о глубинной стороне этого места.

– Собственники турбаз, как правило, люди приезжие из других регионов, в том числе Москвы. Малопосвящённые в культуру местного населений. Поэтому бывает недовольство со стороны алтайцев, – продолжает философ Юрий Попков, профессор кафедры международных отношений новосибирского технического университета.

Даже ему – гостю Горного Алтая – неприятно видеть безобразное поведение людей по отношению к природе и местному населению:

– Например, мне жаловались жители, что в республике дефицит электроэнергии. Для коренного населения его регулярно отключают, зато мощные турбазы запитывают стабильно.

-3

Излом цивилизаций

На форуме собрались ученые, общественные деятели, художники, которые в обычной жизни редко находят время и место поговорить о большом в такой разношерстной компании.

Особенно, когда вокруг простирается долина высокогорья, в которой все еще цветет весна. И видно тропинку к крутому подъему в гору, а потом спуску. По камушкам через речку Тёте, прыжками через болотце и вот ты стоишь над грядой пазырыкских курганов. Над цепочкой почерневших камней, уложенных кругами столетия назад. Под ними – замершая цивилизация. А ветер шумит, холодит лицо и если закрыть глаза, то будто летишь через долину. И время не существует.

- Здесь – на Алтае – сохранилась удивительная связь людей с этим местом, – делится Михаил Шишин, доктор философских наук, академик Российской академии художеств, директор Института комплексных исследований Большого Алтая. – Она не всегда проговаривается. Ее надо почувствовать. Они [местные жители, коренной народ] чувствуют дерево, реку, горы. Живя в городах, мы это утратили. Почему люди стремятся на Алтай? У многих это родовое чувство. Оно живет где-то там внутри и ведет к таким местам.

Алтай многим ценен, говорили на форуме. Но прежде всего тем, что это метафизическое явление, которое пока не подвластно трактовкам современной науки. Благодаря своей «закапсулированности» от внешнего мира, свойственной до бума развития турбизнеса, он сохраняет дух и традиции коренных народов. И в этом его большой потенциал.

– В сущности, Алтай может стать центром одной из геостратегических осей развития, - рассуждает Виктор Аверьянов, – философ, общественный деятель, доктор философских наук. – /…/ Потому что дух Алтая, национальный дух, он чувствуется и просматривается. Он может быть включен в более активные процессы, чем сейчас. Сейчас мы наблюдаем лишь поверхностные активности, связанные с бизнесом. А могла бы быть активность, связанная со смыслами. В этом отношении Алтай может дать много смыслов.

Отрадно, что в России есть такие точки, где создается образ будущего, в котором было бы экологично жить, заключил Аверьянов.

-4

Где рождаются цивилизации

Форум, организованный в высокогорье Алтая, постоянно погружал участников в природу этих мест и культуру коренного населения. И самый верный инструмент для этого – слушать горловое пение – кай.

Жители Алтая трактуют кай как пение души, которое объединяет человека с окружающим миром. Сейчас он вновь набирает популярность среди молодежи Республики Алтай – дети слушают, перенимают, учатся. У особенно искусных исполнителей есть поклонники.

– У алтайцев много песен. Мы поем о том, что любим этот мир, свою родину, природу, своего коня, – говорит исполнитель ВИА «Эру-Чей» Айас Турлунов.

Мир переживает кризис старой техногенно-потребительской или просто потребительской цивилизации, поделился Юрий Попков. Михаил Шишин более резок в высказываниях: «Суть такой цивилизации – кровь и нефть, которые приводят к тупику». По словам ученых, главная причина кроется в стяжательстве, а выход из него как раз в философии «все что лишнее – не мое, в этом нуждается другой человек».

– На смену изживающей себя старой цивилизации должна прийти новая. Мы называем ее духовно-экологической, есть еще термин «ноосферной», – говорит Попков. Местом, где она появится, может быть Горный Алтай. И состоявшийся научный форум – шаг навстречу к ней.

И надежды на магию Алтая большие. Ведь он действительно притягивает особенных людей. Шишин делится: он постоянно встречает людей в аэропорту и помогает им добраться до Горного: «Тут в любую точку можно смотреть – везде картины. Потрясающая пластика. Это еще поискать нужно такое место на земле, чтобы все было».

– Когда соединяется искусство, наука, кино, то появляется возможность создать особую структура или действие. Они позволят по-другому взглянуть на Алтай даже искушенному обывателю, – говорит Даниил Безденежных. – Что такое петроглифы, почему тут возник миф о Беловодье, почему Рерих искал тут Шамбалу. На самом деле все это строится в науке, искусстве и мировоззрении. Позволяет понять, что такое Алтай, чем он ценен, почему здесь рождались многие цивилизации – тюрки, хунну. Когда это донесено до большого количества людей, то это маленький шаг, который перерастает в структурное действие.

А пока мир на пути к новой цивилизации, алтайцы изо всех сил берегут магию родного места.

– К Алтаю нужно подходить по-другому, не как к экономическому развитию в других регионах, – говорит Урмат Мамаков. – Здесь более глубокое понимание и подход. Это не просто экологически чистый регион с экологически чистой продукцией. Здесь есть духовная составляющая и, я думаю, что научное сообщество докажет ее.

-5

СПРАВКА

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин так объяснил, что такое концепция ноосферного развития и зачем она нужна: «Нам важно предусмотреть как сохранение, так и эффективное использование уникальных преимуществ республики как экологической столицы России. Концепция станет основой для разработки и реализации стратегии социально-экономического развития республики и других плановых и программно-целевых документов».

-6

Как ездить в Горный Алтай?

Михаил Шишин, доктор философских наук, академик Российской академии художеств:

- Здесь не надо торопиться. Это величайшая глупость. Дайте себе правило посмотреть себе несколько мест. Второе правило – не надо излишествовать. И не ищите чудо и тайны далеко. Они всегда рядом. Они стоят вот здесь. С этим чувством надо ехать на Алтай.

Текст: Юлия Абрамкина; фото: Валентина Аскерова