Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 233 - Потёмки чужой души

Оглавление

Доброго дня всем. Продолжает заканчиваться список лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Звучит странно, да, но по сути верно. Сегодня расскажу про последний в топе фильм советского режиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского.

19 место

"Зеркало"/"Mirror"(1974)

Рейтинг КП - 8,1; Кол-во оценок - 61 566;

Рейтинг IMDb - 7,9; Кол-во оценок - 52 545;

Режиссёр - Андрей Тарковский.

Зеркало, 1974
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.

Без спойлеров

Стало быть, именно "Зеркало" считается главной работой своего автора, пусть и оторвалась от "Сталкера" и "Андрея Рублёва" она не столь далеко. А вот "Солярис" прям отстал, хоть я бы и не сказал, что он сильно уступает остальным. Об этих картинах можете узнать отдельно, коли интересно. А сейчас — "Белый, белый день", согласно первоначальному названию сценария.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Какие-то вещи у Тарковского неизменно хороши, и в том числе красота кадра. Я не смотрел все его фильмы, но во всех, что я видел, с картинкой всегда был полный порядок. В каждом из них хватает сцен, из которых можно сделать картину и на стену повесить. В "Сталкере" этого было особенно много, там весь фильм практически набор пейзажей. В "Зеркале", как и в других, такого добра поменьше, но тоже хватает.

Добавьте к этому антураж чисто советской/русской глубинки, который будет полностью понятен и знаком только людям, принадлежащим к этой культуре, и который в глазах этих же людей добавляет ленте +100 баллов к ламповости так называемой, а прочим зрителям представляется экзотикой, и получается, что одна только съёмка уже оправдывает просмотр картины.

-2

Впрочем, обычно предполагается, что у фильма должен быть какой-то там сюжет и нарратив, — а вот с этим уже сложнее. Помню, когда я смотрел кино впервые, я вообще не понял, о чём он: да, симпатично снято, но вот по смыслу глухо. На втором заходе 100% вышло получше. Теперь я, на худой конец, понимаю, в каком направлении мысль пускать. Но до состояния, когда я с гордо поднятой головой могу заявить с трибуны "я всё понял", как до Тучкова ползком.

Главная беда задумки "Зеркала", как я это вижу, в том, что зритель может примерно понять, какие чувства испытывает главный герой, читай — Тарковский, когда через воспоминания, читай — фильм, пытается передать те ощущения от своего детства, спокойствие, умиротворение, которое было тогда, тихие моменты, отрывки биографии и так далее, — но полностью уразуметь их невозможно, потому как даже при большом желании нельзя полностью понять чувства других людей, уж тем более когда мы говорим о людях творческих и тонких по душевной натуре. Это не то, что "я не могу", или "я не хочу", — это невозможно по определению: я — не Андрей Арсеньевич Тарковский, а он — не я.

-3

Со спойлерами

Лично я, — вот конкретно, паспортно я, такой-то и такой-то, — могу понять(и то, кто проверит?) часть тех впечатлений, атмосферы, мыслей и настроения, которые хотел передать режиссёр через определённые эпизоды. Я могу понять красоту эпизода в начале, когда Маргарита Терехова сидит на заборе и смотрит в поле, когда в финале её постаревшая героиня идёт по просёлочной дороге с двумя детьми(кстати, в той же сцене видно, что в поле, рядом со столбом линий электропередач, кто-то стоит — кто это?:/), могу понять сцену с испанцами(думаю, знакомая ситуация из детства, когда к родителям пришли знакомые и давай шуметь на кухне разговорами), могу понять момент, где ребёнок сидит и тупит в стену, пока взрослые за стеной что-то обсуждают, даже могу примерно понять, что за конфликт у главного героя с матерью, не взирая на то, что по самому фильму вообще не понятно, что между ними произошло.

-4

Но это ведь только часть картины. Картины, которая является "зеркалом" своего создателя, и заглянув в которое я увидел отражение части его натуры, и отдельные фрагменты которого я могу понять, в то время как другие мне принципиально недоступны. Большее, что я могу сделать, это считать то, что он показал в нём, и соотнести с каким-то своими личными переживаниями и частями биографии, моей истории.

Впрочем, быть может, это и была цель автора?

Послесловие

"Зеркало" — очень личное кино от советского режиссёра Андрея Тарковского, и говоря "личное" я имею ввиду буквально. Понять такую работу можно только будучи её создателем. Все же остальные вынуждены лишь догадываться...

...и-и-и-или, как завещал другой мастер, Дэвид Линч, просто позволить картине не направлять себя, но дать простор для собственный мыслей, воспоминаний, рефлексий и чувств. И я не имею ничего против двух этих подходов. Но в этом конкретном случае второй путь имеет смысла поболее.

Хотя всегда может оказаться, что я опять чего-то не понял. Что ж, пусть так. Благословляю тогда других на просмотр этой кинокартины. В любом случае, она довольно интересная большую часть времени и очень красивая.