Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 95 - Предел бесконечности

Доброго времени суток. Я чуть задержался, прошляпил первые два дня лета. Земные дела никак не желают отпускать на волю, что поделать. Однако пробил час, и я возвращаюсь к разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound". 157 место "Солярис"(1972) Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 76 003; Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 87 881; Режиссёр - Андрей Тарковский. На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, полностью покрытой Океаном, прибывает новый учёный, психолог Крис Кельвин. Его задача - разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции и закрыть её вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума, а потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его жена Хари, некоторое время назад покончившая с собой. Без спойлеров Экранизация работы польского писателя Станислава Лема советским режиссёром Тарко
Оглавление

Доброго времени суток. Я чуть задержался, прошляпил первые два дня лета. Земные дела никак не желают отпускать на волю, что поделать. Однако пробил час, и я возвращаюсь к разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound".

157 место

"Солярис"(1972)

Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 76 003;

Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 87 881;

Режиссёр - Андрей Тарковский.

На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, полностью покрытой Океаном, прибывает новый учёный, психолог Крис Кельвин. Его задача - разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции и закрыть её вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума, а потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его жена Хари, некоторое время назад покончившая с собой.

Без спойлеров

Экранизация работы польского писателя Станислава Лема советским режиссёром Тарковским, вот такое долгое наименование. Роман Лема я читал уже давно и, признаться, вообще оттуда ничегошеньки не помню, потому как, насколько всё же помню, ничего такого шокирующего и переворачивающего сознание там не вычитал.

Немногочисленные негативные отзывы говорят именно о том, что Тарковский исковеркал роман Лема и опять снял что-то своё, что лично меня не удивляет: очень наивно было даже в те времена полагать, что такие режиссёры как Тарковский или Кубрик просто снимут точную экранизацию и делу конец, - хе-хе, э-э, брат, не-е-е.

Сам фильм, тем временем, мне, м-м-м, относительно зашёл. Тарковский в своём стиле смакует кадры речушек, плавно двигающихся под водой водорослей, деревьица, движение автомобиля по дороге четыре минуты. Мне порой это неиронично нравилось, так как разделяю любовь автора к природе, однако когда дело доходит до космического корабля, то всё становится чуть хуже. Декораторы молодцы, вне сомнений, но следить за убранством корабля и медленному движению по нему камеры мне было куда скучнее, нежели чем за теми же водорослями. Из-за этого по истечению полутора часов я начинал всё чаще смотреть на линию хронометража, потихоньку желая, чтоб фильм уже как-то закруглялся.

Связано это с ещё одной причиной, но об этом уже без спойлеров сложновато говорить.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Где-то на сотой минуте фильме(если будете смотреть в двух сериях, то это вторая серия, минута этак 25) один из персонажей выдаёт монолог, который, в общем-то, объясняет мысль автора, на мой взгляд, прямым текстом. Мысль о том, что "человеку нужен человек", что все наши попытки в космос - это на деле "расширение Земли", и прочее.

Второй "смысл", кроющийся именно в отношениях Кельвина с "призраком" Хари, на самом деле, по мне так становится ясен достаточно быстро, и так же быстро можно догадаться, чем примерно это кончится. Он её любит, она его тоже, хоть и призрак, живи да радуйся, но нет. Она ведь даже не призрак, а лишь воспроизведение его истерзанного виной разума, живое напоминание о случившемся несчастье, которое уже нельзя никак исправить. Говоря ещё проще, он не может быть с ней даже при том, что она вот же, здесь, потому что он её УЖЕ потерял, её УЖЕ нет.

Поэтому последний час фильма я лично вымучивал, потому как в плане посыла мне всё было уже примерно понятно.

Послесловие

Мысли, поднимаемые Тарковским и Лемом, интересные, имеются красивые виды, кадры, есть некая атмосфЭра, однако, как правильно заметил один человек, фильм весь какой-то несколько "аморфный", из-за чего фильм, каким бы он ни был, достаточно быстро вылетает из головы(проверено). Ровно как и роман Лема(проверено).

Хотя, конечно, чего уж никак не отнять, современному российскому кинематографу подобные работам Тарковского фильмы не ровня - слишком разные уровни, и не в сторону нынешнего племени. Этого, думаю, даже те, кому "Солярис" Тарковского не понравился, отрицать не станут.

#советские фильмы #советские режиссеры #фильм #топ фильмов #список фильмов #cccp #обзор фильма #классика кино #режиссер #фантастические фильмы