Эрих Мария Ремарк — один из самых ярких представителей «потерянного поколения», поколения, чья молодость прошла в период Первой мировой войне, а зрелость — в период Второй. Он один из самых популярных романистов XX века. Творчество Ремарка особенно любимо российскими читателями: его книги неизменно входят в топ продаж на отечественном рынке.
Родившись в семье книжного переплётчика, Ремарк имел доступ к произведениям многих классиков и современных авторов своего времени. Он любил творчество Германа Гессе, Федора Достоевского и других не менее известных авторов. Он также принимал участие в литературном кружке «Приют грез», который возглавлял малоизвестный поэт Фриц Хёрстермайер. Начинающие литераторы собирались на чердаке его дома, читали свои произведения, рассуждали о смысле жизни, пели во весь голос. Эти встречи оказали серьезное влияние на юного Ремарка: он решил стать писателем. Впоследствии он назвал свой первый роман в честь этого литературного кружка.
В возрасте 18 лет он был призван в армию. Его отправили на Западный фронт, самое опасное место Первой мировой войны. Там он получил осколочные ранения, в том числе в руку, что не позволило ему стать профессиональным музыкантом и стало для него настоящим испытанием. У него был музыкальный талант и он вполне мог стать профессиональным пианистом. Несмотря на ранения, музыка продолжала играть важную роль в его жизни. Позднее Ремарк признавался, что музыка вдохновляла его на написание романов.
Когда писатель служил в армии, умерла его мать. В честь матери он сменил свое второе имя «Поль» на имя матери «Мария». За храбрость, проявленную в бою, Ремарк был награжден Железным крестом — высокой воинской наградой, от которой он отказался.
После демобилизации он оказался в руинах побежденной страны. Как и тысячи его сверстников, чьи души были исковерканы войной, Ремарк не знал, как жить дальше. Он менял работу: бухгалтером, учителем, воскресным органистом, даже продавцом надгробий. Позднее он описал эти переживания в романе «Черный обелиск». В конце концов Ремарк стал журналистом и опубликовал в журнале свое произведение «Станция на горизонте».
Но именно после выхода четвертой книги «На Западном фронте без перемен» автор по-настоящему заявил о себе. В этой книге он выступил пацифистом, описав ужасы и абсурдость войны. Поначалу роман публиковался в газетных статьях. Редакторы описывали автора как обычного солдата без литературного опыта, который просто хотел выговориться. Издательство даже заключило с Ремарком договор о том, что в случае неудачи он возьмет на себя расходы по публикации романа в качестве журналиста.
Однако эти заверения оказались излишними. История поражения в войне, рассказанная глазами простого солдата, нашла отклик в сердцах немцев. Письма читателей переполняли редакцию, а тираж газеты рос в геометрической прогрессии. К моменту выхода романа отдельным изданием на него были сделаны десятки тысяч предварительных заказов, в результате чего издательству пришлось нанять несколько типографий.
За первый год продаж «На Западном фронте без перемен» разошлась тиражом более полутора миллионов экземпляров, став самой продаваемой книгой в истории Германии! Затем роман был переведен на 26 языков, получил всемирное признание и был экранизирован в Голливуде.
Однако не все немцы были рады успеху своего соотечественника. По мере роста популярности нацисты устроили автору настоящую травлю: назвали его предателем Родины, добились запрета на показ романа в немецких кинотеатрах и распространили слух, что на самом деле он еврей по фамилии Крамер: это его фамилия, если прочитать слово «Ремарк» задом наперед.
Ремарк вспоминает, как в газете, издаваемой Адольфом Гитлером, был опубликован рассказ о человеке, участвовавшем в Первой мировой войне. Газета сопровождалась предисловием, в котором редакция призывала читателей верить правдивому рассказу очевидца, а не лжи писателя-подрывника Ремарка. Примечательно, что в газете под псевдонимом был опубликован отрывок из романа «На Западном фронте без перемен» , который прислал в редакцию неизвестный шутник.
Вскоре к власти пришли нацисты. Они официально подвергли книгу Ремарка цензуре и начали публично сжигать ее. Не желая дожидаться новых репрессий, писатель эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем в США.
Но его семья не успела покинуть страну. Нацисты арестовали и обезглавили сестру Ремарка, Эльфриду. По свидетельству очевидцев, судья сказал ей: «Вашему брату удалось скрыться, но вам не уйти». В конце казни с другой сестры Ремарка, Эрны, взяли деньги за содержание Эльфриды в тюрьме и услуги палача. Сам писатель узнал о казни своей сестры позже и посвятил ей книгу «Искра жизни».
Ремарк был одним из немногих немецких писателей-эмигрантов, получивших широкую известность за рубежом благодаря успеху романа «На Западном фронте без перемен» и его голливудской экранизации. Рост известности позволил ему обрести финансовую независимость и продолжить литературную деятельность. Новые книги Ремарка также стали бестселлерами и были экранизированы блестящими режиссерами. В одном из таких фильмов, «Живи и дай умереть», в главной роли снялся сам автор.
После окончания Второй мировой войны запрет с имени писателя в Германии сняли, ему даже вручили несколько официальных наград. Однако Ремарку так и не вернули немецкое гражданство, которого его лишили нацисты после вынужденной эмиграции.
Личной жизни Ремарка можно посвятить отдельную статью, чего только стоит его роман с блистательной Марлен Дитрих. Этот роман был полон страсти и разочарований. Но в конце концов они оба пришли к мнению, что это был самые яркие отношения для них обоих.