Издавна человек пытался использовать картинки как средство организации текста, художественной выразительности или коммуникации в целом: тут и фрески и карикатуры древних греков и римлян, и гобелены Средних веков. В современном представлении — в виде комикса или графического романа — это явление относится к середине XVIII столетия, когда на фоне роста политизации и удешевления печатной продукции стали появляться массовые печатные издания с гравюрами и литографиями.
Первым был Вильям Хогарт — англичанин, который для бичевания общественных пороков выпустил несколько циклов карикатур с общим сюжетом. Названия у них достаточно говорящие: чего стоит, например, «Карьера проститутки» или «Модный брак»!
Примерно тогда же появились иллюстрированные азбуки и буквари, однако вплоть до середины XIX столетия сюжетные произведения с картинками прежде всего были адресованы взрослым и были неотъемлемой частью политической жизни в Западной Европе и США.
Карикатурист из Швейцарии Тёпфер первым догадался размещать под рисунками надписи, а немец Вильгельм Буш, известный нам прежде всего как автор юмористических стишков — стихи. Американец Аутколт первым придумал применять «облачка» различной конфигурации для отображения мыслей и реплик героев.
И, к слову, именно серии Ричарда Ауитколта «Желтый малыш» и «Бастер Браун» многие считают первыми комиксами в традиционном представлении.
Наконец, в 1894-м комикс впервые был напечатан в цвете: это было сделано в New York World, а автором был известный художник Уолт Макдугал.
На пути к золотому веку
Газетные комиксы были способом привлечь широкую публику, не очень-то понимающую в политике и едва научившуюся читать, к новым большим и доступным газетам. Однако со временем стали появляться и специальные издания в жанре детектива и приключений.
Тогда же комиксы стали всё больше ориентироваться на детскую и подростковую аудиторию: это и «Приключения Тинтина», и Микки Маус за авторством Флойда Готтфредсона и Эла Талиаферро на страницах газет.
А в 1938-м году случились два события, давших начало Золотому веку комикса. Во-первых, появился Супермен. Во-вторых, наряду с дополнениями к газетам стали выходить и самостоятельные издания.
В 50-х, по мере проникновения ТВ в национальном масштабе в США и экспансии в Европе, комиксы утратили позиции: на смену супергеройским сериям пришли романтические, научно-фантастические и мистические истории.
Примерно тогда же американский врач Фредерик Вертрам, близкий к религиозным радикалам, заявил: дескать, комиксы вредят моральному облику молодёжи, служат растлению и всё такое. Появился даже кодекс комиксов — свод иезуитских правил, прописывающий разрешенные и запрещенные темы.
Это, с одной стороны, убило жанр комикса-детектива и комикса-триллера, но вновь вернуло интерес к подзабытым персонажам эпохи супергероев (все они сегодня стали героями многомиллиардных франшиз, так что никто не забыт и ничто не забыто).
История комиксов в России также началась в конце XIX века, однако последовавшая в начале XX-го революция надолго закрыла тему: иллюстрированные истории на одну-две страницы в лучшем случае остались на страницах пионерских журналов.
Сегодня — не так. Рынок полон великолепно изданными и богато иллюстрированными книжками, журналами и сериями в различных форматах. Их настолько много, что немудрено запутаться! Представляем вашему вниманию подборку неплохих графических романов и комиксов для детей.
Крутиксы. 1 том. Крутые комиксы
Число в названии как бы намекает: я не один, ждите продолжения. И точно! Следом за первым журналом в печать выходят всё новые и новые, неизменно радуя читателей от 5 до скольких-нибудь ещё лет похождениями супергеройских животных.
Первая история посвящена собаке майора Грома по прозвищу Мухтар (это герой очень популярной серии произведений, вылившихся уже в два полнометражных фильма).
Как и его хозяин, пёс с товарищами объявил войну преступному миру, занимается расследованиями интересных и полных тайн преступлений. Картинки и текст перемежаются полезными и поучительными врезками на тему пользы уборки в доме и чистки зубов по утрам и вечерам, а также интерактивными играми.
Холодное сердце. Большая коллекция комиксов
В центре этой истории, покорившей миллионы сердец с первого же мультика — традиционные мультяшные герои. С одним крошечным нюансом: автор намеренно сделал их чуть-чуть людьми, добавив к образу персонажей несовершенство.
Даже главный антагонист тут далёк от образа вселенского зла. Комиксы расширили и обогатили авторскую вселенную и дают возможность новых встреч со старыми друзьями. А множество параллелей с обычными детскими забавами и приключениями сделают героев ещё симпатичнее и ближе.
Гравити Фолз. Странногеддон. Графический роман
Это произведение рассказывает о близняшках Мейбел и Дипер Пайнс; им предстоит серьёзное испытание — сражение за родной Гравити Фолз.
В произведении воспроизводятся последние три серии соответствующего мультфильма, что позволило снабдить текст многочисленными отсылками к произведению, «пасхальными яйцами» и рассмотреть, как происходила финальная схватка между добром и злом.
Вместе с тем книгу можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения: она закончена и не требует изложения внутри контекста.
101 далматинец. Графический роман
Классическая история: чудаковатый Роджер и очаровательная Анита сводят знакомство благодаря паре далматинцев, Понго и Пэдди. В результате на свет появляется 15 щенков.
Об этом прознала жестокая Стервелла ДеВиль — и похитила собак с намерением сделать из них шубку. Правда, 15 животных для этого маловато, и похищения происходят по всему городу. Людям найти своих любимцев не удаётся, а вот отважному дуэту из Понго и Пэдди и их многочисленных друзей — да.
Иллюстрации очень качественные, яркие и красочные, понравится не только детям, но и их родителям.
Рататуй. Графический роман
Ещё одна графическая адаптация мультипликационного фильма под формат графических романов повествует о сложностях жизни и приключениях молодого крыса Реми.
У Реми, как известно всем, кто смотрел мультик, есть мечта — стать величайшим поваром, пойдя по стопам телезвезды Огюста Густо. Казалось бы — ну что крысе делать во французском ресторане? Однако волей случая ему удаётся сначала попасть в ресторан Гюсто, а затем найти настоящего друга, вместе с которым они добьются вершин кулинарного мастерства.
Дети капитана Гранта
Эта история настолько стара, что уже прочно позабыта; кажется, дети не читают «Таинственный остров» и «Гранта». Вкратце напомним сюжет: яхта «Дункан», принадлежавшая владетельному лорду Гленарвану, находит в брюхе выловленной рыбы-молота бутылку, а в ней записку на трёх языках.
Отрывистых данных, сохранившихся на бумаге, оказалось как раз достаточно, чтобы понять: жертвы кораблекрушения были выброшены на небольшой остров. Есть широта, но долготы нет — и тогда чета Гленарван предпринимает экспедицию в поисках пропавших. Тем более что это не просто моряки, а такие же шотландцы, как и они сами.
Классическое произведение Жюля Верна с лёгкой руки художника Алекси Нэма обрело вторую жизнь в новом формате. Разумеется, текст был адаптирован и изрядно «похудел», но сохранил саму суть захватывающих приключений героев, а вдобавок обзавёлся классными иллюстрациями.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅Вы знали, что американцы красят свои газоны зеленой краской? Рассказываем, зачем
✅ Если собрались в путешествие по США на машине: что нужно знать о местных заправках
✅Сможет ли Европа полностью остановить поставки российского СПГ?
✅ Почему в США так популярны чековые книжки, а в России — нет
✅ История двух американских инженеров, ставших самыми успешными шпионами в истории СССР