Найти в Дзене
Две империи

Кацусика Хокусай - Старик помешанный на живописи

Один из самых знаменитых японских художников и мастеров укиё-э широко известный не только у себя на родине, но и далеко за её пределами, сменил за свою жизнь более тридцати псевдонимов и сейчас мы его знаем как Кацусика Хокусай – псевдоним, который он начал использовать, когда ему было около сорока лет. Его же настоящее имя Токитаро. Использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, но несмотря на это, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных мастеров. А если добавить сюда и то, что за свою жизнь он сменил около девяносто раз место жительства, можно только догадываться, какой беспокойной натурой был Хокусай)). Кацусика Хокуса́й (葛飾 北斎; 1760-1849) родился в семье ремесленника, в районе Кацусика города Эдо (старое название Токио), Япония. Его отец Накадзима Исэ занимался изготовлением зеркал для своего сёгуна. Хокусай начал рисовать около шести лет, а в подростковом возрасте стал учеником резчика по дереву. Позже он был принят в
Кацусика Хокусай 葛饰北斋, 1839 г.
Кацусика Хокусай 葛饰北斋, 1839 г.

Один из самых знаменитых японских художников и мастеров укиё-э широко известный не только у себя на родине, но и далеко за её пределами, сменил за свою жизнь более тридцати псевдонимов и сейчас мы его знаем как Кацусика Хокусай – псевдоним, который он начал использовать, когда ему было около сорока лет. Его же настоящее имя Токитаро.

Использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, но несмотря на это, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных мастеров. А если добавить сюда и то, что за свою жизнь он сменил около девяносто раз место жительства, можно только догадываться, какой беспокойной натурой был Хокусай)).

Китобойный промысел у Гото (五島鯨突). Огромного кита окружили десятки лодок. Похоже кит еще не ранен, но вскоре флот приблизится и ударит гарпунами в унисон.
Китобойный промысел у Гото (五島鯨突). Огромного кита окружили десятки лодок. Похоже кит еще не ранен, но вскоре флот приблизится и ударит гарпунами в унисон.

Кацусика Хокуса́й (葛飾 北斎; 1760-1849) родился в семье ремесленника, в районе Кацусика города Эдо (старое название Токио), Япония. Его отец Накадзима Исэ занимался изготовлением зеркал для своего сёгуна.

Хокусай начал рисовать около шести лет, а в подростковом возрасте стал учеником резчика по дереву. Позже он был принят в студию Кацукавы Сюнсё, известного художника укиё-э, прославившегося изображениями куртизанок, актеров кабуки и борцов сумо. Под руководством мастера Хокусай создал свою первую работу, когда ему было 18 лет.

Журавли. Краткие зарисовки журавлей, являющиеся частью серии «Быстрые уроки упрощенного рисования», отражают их элегантные движения и позы.
Журавли. Краткие зарисовки журавлей, являющиеся частью серии «Быстрые уроки упрощенного рисования», отражают их элегантные движения и позы.

Обладая тонким вкусом и умением передавать самое важное Хокусай начал экспериментировать с другими стилями живописи, включая западные. Прошло немного времени и Хокусай уже с лёгкостью соперничает в мастерстве со своим учителем в одном из самых популярных жанров якуся-э, изображающий жизнь актеров театра Кабуки.

Через несколько лет, после смерти Сюнсё в 1792 году, Хокусай покидает дом Кацукавы. Эти годы стали переломными в жизни художника. Он начал самостоятельную жизнь, и столкнулся с большими трудностями. Известно, что Хокусаю приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера.

Сон жены рыбака, 1814. Сюжет гравюры основан на легенде о принцессе Таматори, ныряльщице за жемчугом, которая, украла жемчужину у морского дракона и, преследуемая морскими чудищами, разрезала грудь, чтобы спрятать жемчужину.
Сон жены рыбака, 1814. Сюжет гравюры основан на легенде о принцессе Таматори, ныряльщице за жемчугом, которая, украла жемчужину у морского дракона и, преследуемая морскими чудищами, разрезала грудь, чтобы спрятать жемчужину.

В этот период творчество мастера охватывают весь спектр японского искусства: гравюры, суримоно, иллюстрирование книг, графических новелл, стихотворных антологий, исторических романов и эротических книг. Так же художник пишет картины и эскизы.

Суримоно - разновидность традиционной японской ксилографии, гравюра, посвящённая определённому событию в жизни или предназначенная для подарка на праздник.
Суримоно. Кацусика Хокусай
Суримоно. Кацусика Хокусай

На рубеже веков Хокусай некоторое время экспериментировал с перспективой и колоритом присущими западному стилю.

В начале 19-го века Хокусай начал иллюстрировать исторические романы, которые только входили в моду. Под их влиянием стиль художника начал претерпевать важные и отчетливо видимые изменения между 1806 и 1807 годами. Всё больше внимания уделяется классическим или традиционным темам, особенно самураям, воинам и китайским сюжетам.

Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи), из серии "Тридцать шесть видов Фудзи"
Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи), из серии "Тридцать шесть видов Фудзи"

В 1812 году Хокусай познакомился с художником Бокусэном(1775—1824), в результате чего вышла серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга».

Манга Хокусай (北斎漫画, "рисунки Хокусая") — это коллекция рисунков, сюжеты которых включают пейзажи, флору и фауну, повседневную жизнь и мифологию. «Манга Хокусая» первоначально была напечатана в 15 выпусках, выходивших с 1814 по 1878 гг. В совокупности в них содержится около 900 страниц.

В 2017 году издательство Петербургское Востоковедение выпустило сборник «Манга Хокусай», состоящий из четырех книг. В аннотации сказано:
«Русское издание — это первая полная и детально прокомментированная публикация «Манга». Подобных изданий (по полноте иллюстраций и комментариев) в мире не существует. Издание состоит из 4 книг. Первая включает введение в «Манга», переводы текстовых фрагментов и комментарии к каждой из 900 страниц, на которых содержатся изображения около 4000 персонажей и сюжетов, плюс указатели. Три другие книги представляют приближенное к факсимильному воспроизведение всех страниц авторской манга».

Манга Хокусай. Художник зарисовывал все, что видел, таким образом Мангу Хокусая можно считать его дневником без слов. Всего у Хокусая вышло 12 томов эскизов, которые включали карикатуры и сцены из повседневной жизни. Эти зарисовки, которые часто называют "энциклопедией японской жизни"
Манга Хокусай. Художник зарисовывал все, что видел, таким образом Мангу Хокусая можно считать его дневником без слов. Всего у Хокусая вышло 12 томов эскизов, которые включали карикатуры и сцены из повседневной жизни. Эти зарисовки, которые часто называют "энциклопедией японской жизни"

В 1828 году умерла вторая жена Хокусая, ему было тогда 68 лет. А вскоре вернулась к отцу его любимая дочь и ученица Ои Кацусика, разорвав свой неудачный брак с малоизвестным художником по имени Томэй.

Даже в таком преклонном возрасте энергичный художник продолжал работать в своем обычном режиме, он вставал рано и трудился до глубокой ночи.

Из тысяч работ Хокусая его знаменитая серия пейзажных гравюр «36 видов горы Фудзи» стоит на особом месте.

«Большая волна в Канагаве». Кацусика Хокусай. Первая работа из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Пожалуй это самая знаменитая картина мастера, его визитная карточка
«Большая волна в Канагаве». Кацусика Хокусай. Первая работа из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Пожалуй это самая знаменитая картина мастера, его визитная карточка
«Тридцать шесть видов Фудзи» — серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву. На всех гравюрах присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.

Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать, когда ему было около 70 лет. А сама знаменитая серия начала выходить в 1831 году. Работы оказались настолько популярны, что художник сделал еще десять гравюр к серии.

«Мост Сэндзю в провинции Мусаси»	武州千住. Из серии "Тридцать шесть видов Фудзи"
«Мост Сэндзю в провинции Мусаси» 武州千住. Из серии "Тридцать шесть видов Фудзи"

Одновременно с работой над серией "Тридцать шесть видов горы Фудзи", Хокусай создает ещё одну серию гравюр "Сто историй [о призраках]" 百物語 хяку-моногатари. И хотя, как видно из названия, планировалось сто работ, вышло всего пять гравюр.

Серия основана на суевериях людей живших в период Эдо, а "героями" гравюр стали ёкаи популярных в то время историй о призраках и привидениях.

*Ёкай (妖怪) - это общее название для всяких демонов, призраков и различного вида чудовищ, существующих в японской мифологии.

В следующий этап своей творческой жизни, начиная с 1834 года, Хокусай трудился над работой под названием "Гакёдзин Хокусай" ("Хокусай помешанный на живописи"). Именно в это время Хокусай создал "Сто видов горы Фудзи" - еще одна значительная серия работ в трёхтомном альбоме.

Фудзи, морская волна, из серии «Сто видов Фудзи». 1834. Работа очень похожая на "Большую волну в Канагаве". Такое же бурное море, но на этот раз огромные пенные волны разлетаются силуэтами морских птиц. Лодок уже не видно
Фудзи, морская волна, из серии «Сто видов Фудзи». 1834. Работа очень похожая на "Большую волну в Канагаве". Такое же бурное море, но на этот раз огромные пенные волны разлетаются силуэтами морских птиц. Лодок уже не видно

Серия была задумана как продолжение альбома "Тридцать шесть видов Фудзи", но в отличие от неё, гравюры были монохромны— напечатаны в два цвета. На некоторых из гравюр серии мастер лишь намекает на присутствие горы Фудзи, показывая её отражение в водах озера или чаше с вином, или её изображение на ширмах.

В постскриптуме к этой работе Хокусай пишет:
«В шесть лет у меня была страсть копировать форму предметов. В пятьдесят я опубликовал много рисунков, но из всего, что я нарисовал к семидесяти, нет ничего достойного внимания. В семьдесят три года я отчасти постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, а также жизнь трав и растений. И так, в восемьдесят шесть лет я продвинусь дальше. В девяносто я еще глубже проникну в их тайный смысл, и к ста годам я, возможно, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится сто десять лет, каждая точка, каждая линия будут жить своей собственной жизнью».

В 1839 году случилось ужасное несчастье, пожар уничтожил мастерскую Хокусая и большую часть его работ. Для мастера это был очень сильный удар, ведь ему было уже 79 лет, а ведь и так к этому времени его карьера начала угасать, поскольку молодые художники становились все более популярными.

В возрасте 83 лет Хокусай отправился в Обусе – город в провинции Синано (ныне префектура Нагано) по приглашению богатого фермера Такаи Козана, где он прожил несколько лет. За время своего пребывания в Обузе он создал несколько шедевров, в том числе "мужскую волну" и "женскую волну". Хокусай никогда не прекращал рисовать и закончил «утки в ручье» в возрасте 87 лет.

Мастер всю свою творческую жизнь стремился к совершенству и даже смертном одре он сказал: "если бы только небеса дали мне еще десять лет ...Еще пять лет, и я смогу стать настоящим художником."

Он умер 10 мая 1849 года и был похоронен в храме Сэнсо-дзи в Токио.

Сэнсо-дзи («храм молодой, бледной травы»)— храм буддийской школы Сёканнон в Токио. Сэнсо-дзи является самым старым буддийским храмом на территории Токио.

ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО И КУЛЬТУРУ

Творчество Хокусая оказало огромное влияние на западное искусство XIX века. Тематика гравюр мастера присутствует в работах Клода Монеи, Пьера Огюста Ренуара, Ван Гога. Даже сейчас на его выставки собираются огромные очереди.

Работы Хокусая послужили вдохновением для американского писателя фантаста Роджера Желязны, из-под пера которого вышла новелла «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая», принесшая писателю престижную премию «Хьюго» в 1986 году.

В Британской энциклопедии 1985года Ричард Лейн характеризует Хокусая как "мастера, который с конца 19-го века произвел впечатление на западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник».

Съедобное вдохновение. Талантливые пекари из московской кондитерской «Тортик Аннушка», вдохновившись работами Хокусая, создали вот такой невероятный торт
Съедобное вдохновение. Талантливые пекари из московской кондитерской «Тортик Аннушка», вдохновившись работами Хокусая, создали вот такой невероятный торт
Японская живопись укиё-э. Искусство японской гравюры
Две империи3 апреля 2023