Один из самых знаменитых японских художников и мастеров укиё-э широко известный не только у себя на родине, но и далеко за её пределами, сменил за свою жизнь более тридцати псевдонимов и сейчас мы его знаем как Кацусика Хокусай – псевдоним, который он начал использовать, когда ему было около сорока лет. Его же настоящее имя Токитаро.
Использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, но несмотря на это, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных мастеров. А если добавить сюда и то, что за свою жизнь он сменил около девяносто раз место жительства, можно только догадываться, какой беспокойной натурой был Хокусай)).
Кацусика Хокуса́й (葛飾 北斎; 1760-1849) родился в семье ремесленника, в районе Кацусика города Эдо (старое название Токио), Япония. Его отец Накадзима Исэ занимался изготовлением зеркал для своего сёгуна.
Хокусай начал рисовать около шести лет, а в подростковом возрасте стал учеником резчика по дереву. Позже он был принят в студию Кацукавы Сюнсё, известного художника укиё-э, прославившегося изображениями куртизанок, актеров кабуки и борцов сумо. Под руководством мастера Хокусай создал свою первую работу, когда ему было 18 лет.
Обладая тонким вкусом и умением передавать самое важное Хокусай начал экспериментировать с другими стилями живописи, включая западные. Прошло немного времени и Хокусай уже с лёгкостью соперничает в мастерстве со своим учителем в одном из самых популярных жанров якуся-э, изображающий жизнь актеров театра Кабуки.
Через несколько лет, после смерти Сюнсё в 1792 году, Хокусай покидает дом Кацукавы. Эти годы стали переломными в жизни художника. Он начал самостоятельную жизнь, и столкнулся с большими трудностями. Известно, что Хокусаю приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера.
В этот период творчество мастера охватывают весь спектр японского искусства: гравюры, суримоно, иллюстрирование книг, графических новелл, стихотворных антологий, исторических романов и эротических книг. Так же художник пишет картины и эскизы.
Суримоно - разновидность традиционной японской ксилографии, гравюра, посвящённая определённому событию в жизни или предназначенная для подарка на праздник.
На рубеже веков Хокусай некоторое время экспериментировал с перспективой и колоритом присущими западному стилю.
В начале 19-го века Хокусай начал иллюстрировать исторические романы, которые только входили в моду. Под их влиянием стиль художника начал претерпевать важные и отчетливо видимые изменения между 1806 и 1807 годами. Всё больше внимания уделяется классическим или традиционным темам, особенно самураям, воинам и китайским сюжетам.
В 1812 году Хокусай познакомился с художником Бокусэном(1775—1824), в результате чего вышла серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга».
Манга Хокусай (北斎漫画, "рисунки Хокусая") — это коллекция рисунков, сюжеты которых включают пейзажи, флору и фауну, повседневную жизнь и мифологию. «Манга Хокусая» первоначально была напечатана в 15 выпусках, выходивших с 1814 по 1878 гг. В совокупности в них содержится около 900 страниц.
В 2017 году издательство Петербургское Востоковедение выпустило сборник «Манга Хокусай», состоящий из четырех книг. В аннотации сказано:
«Русское издание — это первая полная и детально прокомментированная публикация «Манга». Подобных изданий (по полноте иллюстраций и комментариев) в мире не существует. Издание состоит из 4 книг. Первая включает введение в «Манга», переводы текстовых фрагментов и комментарии к каждой из 900 страниц, на которых содержатся изображения около 4000 персонажей и сюжетов, плюс указатели. Три другие книги представляют приближенное к факсимильному воспроизведение всех страниц авторской манга».
В 1828 году умерла вторая жена Хокусая, ему было тогда 68 лет. А вскоре вернулась к отцу его любимая дочь и ученица Ои Кацусика, разорвав свой неудачный брак с малоизвестным художником по имени Томэй.
Даже в таком преклонном возрасте энергичный художник продолжал работать в своем обычном режиме, он вставал рано и трудился до глубокой ночи.
Из тысяч работ Хокусая его знаменитая серия пейзажных гравюр «36 видов горы Фудзи» стоит на особом месте.
«Тридцать шесть видов Фудзи» — серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву. На всех гравюрах присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.
Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать, когда ему было около 70 лет. А сама знаменитая серия начала выходить в 1831 году. Работы оказались настолько популярны, что художник сделал еще десять гравюр к серии.
Одновременно с работой над серией "Тридцать шесть видов горы Фудзи", Хокусай создает ещё одну серию гравюр "Сто историй [о призраках]" 百物語 хяку-моногатари. И хотя, как видно из названия, планировалось сто работ, вышло всего пять гравюр.
Серия основана на суевериях людей живших в период Эдо, а "героями" гравюр стали ёкаи популярных в то время историй о призраках и привидениях.
*Ёкай (妖怪) - это общее название для всяких демонов, призраков и различного вида чудовищ, существующих в японской мифологии.
В следующий этап своей творческой жизни, начиная с 1834 года, Хокусай трудился над работой под названием "Гакёдзин Хокусай" ("Хокусай помешанный на живописи"). Именно в это время Хокусай создал "Сто видов горы Фудзи" - еще одна значительная серия работ в трёхтомном альбоме.
Серия была задумана как продолжение альбома "Тридцать шесть видов Фудзи", но в отличие от неё, гравюры были монохромны— напечатаны в два цвета. На некоторых из гравюр серии мастер лишь намекает на присутствие горы Фудзи, показывая её отражение в водах озера или чаше с вином, или её изображение на ширмах.
В постскриптуме к этой работе Хокусай пишет:
«В шесть лет у меня была страсть копировать форму предметов. В пятьдесят я опубликовал много рисунков, но из всего, что я нарисовал к семидесяти, нет ничего достойного внимания. В семьдесят три года я отчасти постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, а также жизнь трав и растений. И так, в восемьдесят шесть лет я продвинусь дальше. В девяносто я еще глубже проникну в их тайный смысл, и к ста годам я, возможно, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится сто десять лет, каждая точка, каждая линия будут жить своей собственной жизнью».
В 1839 году случилось ужасное несчастье, пожар уничтожил мастерскую Хокусая и большую часть его работ. Для мастера это был очень сильный удар, ведь ему было уже 79 лет, а ведь и так к этому времени его карьера начала угасать, поскольку молодые художники становились все более популярными.
В возрасте 83 лет Хокусай отправился в Обусе – город в провинции Синано (ныне префектура Нагано) по приглашению богатого фермера Такаи Козана, где он прожил несколько лет. За время своего пребывания в Обузе он создал несколько шедевров, в том числе "мужскую волну" и "женскую волну". Хокусай никогда не прекращал рисовать и закончил «утки в ручье» в возрасте 87 лет.
Мастер всю свою творческую жизнь стремился к совершенству и даже смертном одре он сказал: "если бы только небеса дали мне еще десять лет ...Еще пять лет, и я смогу стать настоящим художником."
Он умер 10 мая 1849 года и был похоронен в храме Сэнсо-дзи в Токио.
Сэнсо-дзи («храм молодой, бледной травы»)— храм буддийской школы Сёканнон в Токио. Сэнсо-дзи является самым старым буддийским храмом на территории Токио.
ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО И КУЛЬТУРУ
Творчество Хокусая оказало огромное влияние на западное искусство XIX века. Тематика гравюр мастера присутствует в работах Клода Монеи, Пьера Огюста Ренуара, Ван Гога. Даже сейчас на его выставки собираются огромные очереди.
Работы Хокусая послужили вдохновением для американского писателя фантаста Роджера Желязны, из-под пера которого вышла новелла «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая», принесшая писателю престижную премию «Хьюго» в 1986 году.
В Британской энциклопедии 1985года Ричард Лейн характеризует Хокусая как "мастера, который с конца 19-го века произвел впечатление на западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник».