Огромная волна когтистым гребнем нависла над утлыми лодочками, пригодных только для прибрежного плавания, ещё миг и...
Да уж, никто из нас не хотел бы оказаться в такой ситуации, которую изобразил на своей гравюре знаменитый японский художник Кацусика Хокусай (1760-1849).
«Большая волна в Канагаве» впервые была представлена публике в 1832 году, а спустя 18 лет после смерти художника в 1867 году, работы Хокусая были выставлены на Международной выставке в Париже и оказали большое влияние на многих известных художников и даже музыкантов таких как Винсент ван Гог, Клод Дебюсси, Клод Моне, Эдгар Дега.
С того времени прошло уже почти 200 лет, но "Большая волна" всё так же узнаваема и будоражит воображение. Эта гравюра является визитной карточкой не только самого мастера Кацусика Хокусая, но и всего японского изобразительного искусства.
Этой гравюрой мастер начал свою знаменитую серию «Тридцать шесть видов Фудзи», включавшую в себя 36 работ, объединённых общей темой — священная гора Фудзияма, изображенная со стороны Эдо (ныне Токио). Но эта серия оказалась настолько популярной, что в последствии было выпущено ещё 10 работ. Люди выстраивались в очередь, чтобы приобрести работы из этой серии, благо цена позволяла, ведь стоимость одного эстампа была сопоставима с двумя мисками лапши.
Но и этого оказалось мало, в 1834—1835 годах Хокусай выпускает новые гравюры "Сто видов Фудзи" тремя альбомами. Но в отличии от предыдущей серии, эта была монохромная и печаталась в два цвета — чёрный и серый.
Хокусай настолько ценил "Волну в Канагаве", что создаёт в новой серии такую же по динамике гравюру "Морская волна" с похожим сюжетом. Правда здесь нет ни лодок, ни испуганных людей, зато есть морские птицы, пенными брызгами разлетающиеся между волной и вулканом. Может быть, это души погибших моряков?
Конечно же творчество Хокусая вдохновляло не только европейских художников, но и его соотечественников, так, например, Утагава Хиросигэ (1797-1858), один из последних представителей направления укиё-э, настолько вдохновился работами мастера, что создал свою серию "Тридцать шесть видов Фудзи" в 1852 году, состоящую из 36-ти гравюр горизонтального формата, изображающих гору Фудзи в разные сезоны и погодные условия, из множества разных мест и расстояний.
Работы Хиросигэ оказались тоже очень популярны и через несколько лет он выпускает ещё одну серию "Тридцать шесть видов Фудзи" и тоже состоящую из 36-ти гравюр, но на этот раз вертикального формата.
***
А теперь, собственно, давайте поговорим о самой гравюре «Большая волна в Канагаве», которая полна визуальной игры и скрытых смыслов.
Это гравюра на дереве размером примерно 25х37 см. Картина описывает природу и непростую повседневную жизнь простых японцев, а потому отлично соответствует духу традиционных японских гравюр в стиле укиё-э.
Вот примерное место действия на гравюре.
Композиция состоит из трех основных частей: бушующее море, три лодки и гора Фудзи, ну и отдельными элементами идут название картины и подпись художника, которые находится в верхнем левом углу. Но всё же первое, что приковывает взгляд это огромная волна, она доминирует на картине хищно, растопырив свои пенные когти, нависая над джонками с перепуганными рыбаками. Кажется, будто она символизирует неописуемую силу природы и слабость человеческих существ.
Интересно, что большинство зрителей впервые увидев гравюру не замечают ни лодок, ни тем более рыбаков, их напряженные фигурки настолько маленькие, что художник изобразил их лица символически.
Часть рыбаков скрыта за волнами и нам видны не все, но можно предположить, что их всего около тридцати.
Исследователи предположили, что используя лодки в качестве эталона, можно примерно вычислить размер волны. Стандартная длина таких лодок 12-15 метров, но знатоки утверждают, что Хокусай растянул изображение по вертикали процентов на тридцать, поэтому высота волны где-то метров 10-12, что по шкале Бофорта является сильным штормом.
На картинке видно, что лодки без груза и направляются на юго-запад, таким образом можно предположить, что рыбаки благополучно продали свой товар и возвращаются с денежкой на кармане со столичных рынков в деревню... и тут такая напасть, они попадают в сильный шторм и складывается впечатление, что им вряд ли удастся спастись.
Традиционной японской живописи не присуща перспектива, знакомая нам по европейскому искусству. Японские художники узнали о перспективе, когда голландские моряки в начале XVIII века стали завозить в страну европейские медные гравюры через порт Нагасаки — единственный на то время открытый для иноземной торговли порт в эпоху Эдо (ныне Токио).
В своей работе Хокусай совместил японскую и европейскую техники, использовав линейную перспективу и низкую линию горизонта, типичную для голландских пейзажей. И скорей всего "Большая волна Канагавы" не имела бы такого успеха на Западе, если бы зритель не увидел на гравюре знакомых приёмов и техники изображения пространства.
Ещё от западного искусства Хокусай почерпнул использование берлинской лазури для изображения различных оттенков синего. Это было примечательной особенностью не только знаменитой "Большой волны", но и всей серии "Тридцать шесть видов Фудзи". В те времена это был совершенно новый материал, ведь поставлять его начали голландские моряки в Японию только с 1829 года. Это была своего рода "Синяя революция Хокусая".
Интересно, что берлинская лазурь, это первый в истории синтетический краситель, который получил красильщик Дисбах из Берлина в 1706 году.
Кроме берлинской лазури в этой гравюре использовались еще два красителя: чёрная тушь и желтая охра. Итак, Хокусаю удалось создать многоцветное изображение с помощью всего трёх красителей. А вот сияющий белый цвет морской пены, снежной вершины Фудзи и лица моряков это просто чистые, не прокрашенные участки бумаги.
Интересно, что на ранних гравюрах Хокусая волны кажутся плотными, монолитными, словно каменные. В более поздних работах волны "оживают", нависая над лодками рыбаков и разлетаясь белоснежными хлопьями.
Сине-белый конус Фудзи кажется еще одной волной, поднявшейся над лодками, она перекликается с волной на переднем плане. Однако в отличии от динамики волн, гора монолитна, и лишь она, как божественно начало, сможет противостоять волне и кажется неким "гвоздём", на котором держится мироздание.
Некоторые критики видят в священной горе символ Японии, как центра вселенной, вокруг которого беснуется зловещий внешний мир, пытаясь прорвать барьеры Сакоку (самоизоляция Японии, 鎖国, буквально «страна на замке»).
Еще один скрытый символ видится в противостоянии лодок и волны. Для японцев, в письменности которых символы идут сверху вниз, а столбцы справа налево, лодки идут правильным курсом, волна же, силуэт которой похож на гигантского дракона, движется в неверном направлении. Такое противостояние может привести к катастрофе.
Надпись в рамочке в левом верхнем углу гласит - Тридцать шесть видов на гору Фудзи / у побережья Канагавы / под Волной (冨嶽三十六景/神奈川沖/浪裏). Левее подпись художника - (картина) кисти Хокусая, сменившего свое имя на Иицу (北斎改爲一筆).
В то время использование множества псевдонимов было обычной практикой у японских мастеров. Но Хокусай и тут переплюнул всех, он использовал около тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни, что существенно превосходит других известных художников.
Вот ещё несколько интересных фактов о мастере и картине:
- Хокусаю на момент создания своей самой знаменитой гравюры было уже за семьдесят.
- Учитывая, что серия была очень популярна на момент ее выпуска, печать продолжалась до тех пор, пока деревянные блоки не начали заметно изнашиваться. Вероятно, что оригинальные деревянные блоки были напечатаны тиражом около 5000 экземпляров. Учитывая, что многие оригинальные оттиски были утеряны в войнах, землетрясениях, пожарах и других стихийных бедствиях, сохранилось мало ранних оттисков, на которых линии деревянных блоков были все еще четкими на момент печати. Оставшиеся отпечатки и последующие репродукции значительно различаются по качеству и состоянию.
- Известно, что до сих пор существует около 100 оригинальных копий "Великой волны".
- "Великая волна вдохновила Клода Дебюсси на оркестровую композицию "Море" (1903-1905), а изображение гравюры послужило обложкой для партитуры.
- В 2024 году Банк Японии выпустил новую банкноту в 1000 йен, на обратной стороне которой размещена эта замечательная гравюра.
***
P.S. А вот и котики, куда без них))