Доброго дня всем. Близится день, когда подойдёт к завершению мой разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Сегодня в рамках этого самого списка прощаемся с ещё одним именитым режиссёром, творчество которого я мог временами наблюдать на его просторах.
18 место
"Персона"/"Persona"(1966)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 32 921;
Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 131 528;
Режиссёр - Ингмар Бергман.
Знаменитая актриса внезапно перестает разговаривать. Никто не понимает, что с ней происходит, и психиатр отправляет ее с сиделкой на море. Актриса молчит и слушает, сиделка постоянно разговаривает, а границы между личностями двух женщин постепенно размываются.
Без спойлеров
С моей точки зрения, ситуация странная, потому что самое высокое место среди картин режиссёра заняла та работа, которая мне понравилась наименьшим образом. Для меня "Персона" где-то на одном уровне по интересности с "Шёпотами и криками". А вот "Фанни и Александр", "Земляничная поляна" и "Седьмая печать" явно на голову выше, последние два 100%. Если бы здесь стоял кто из них, вопросов бы не было. У меня их, собственно, и так нет, чего я на просторах этого рейтинга только не видел, но вы понимаете, о чём я. Почему-то по мнению большинства опрошенных британским изданием именно "Персона" наиболее выдающаяся работа шведского режиссёра.
Ну и ладно, работаем с чем дают. "Персона" так "Persona". Начнём с моей традиционной для первой 30-ки списка рубрики "Как молоды мы были...": когда я посмотрел ленту с Биби Андерссон и Лив Ульман в первый раз около пяти лет назад, то я вообще мало что понял из увиденного, плюс наверняка смотрел ночью, хотел спать, и от этого мне вдобавок было скучновато. Сейчас, разумеется, я уже стал гораздо мудрее и научился зреть в корень. Не хочу хвастаться, конечно, но пять лет назад у меня было 45 хромосом, а сейчас-то я уже исправился и стал великим мыслителем, ведь теперь их у меня 47. Поэтому подумайте об этом, коли затеете спор с гением.
Это если говорить серьёзно. Если шутя, то что можно сказать по просмотренной картине? Снято симпатично, аскетично даже в некоторой мере, наверняка капец как глубокомысленно, я мало что из этого понял, но хотя бы смотреть было явно поинтереснее, чем в прошлый раз. Что стало мне ясно почти с самых первых кадров, это тот тип фильмов, когда вы с первых же секунд напряжённо всматриваетесь в экран и настраиваете себя на волну "сейчас будет жёсткий мозговой штурм, я должен увидеть каждую деталь в кадре, ведь всё это, блин, что-то значит, всё это имеет смысл".
Постановка кадра, игра света и тени, временами пространные разговоры, неопределённость происходящего, усиливающаяся в последней трети хронометража, мимика и прочее — нужно учитывать и считывать всё это, ведь всё это вкупе даст вам возможность понять суть произведения. Наверное. Или нет. Тут как знать. В таких вещах гарантий быть не может. В любом случае, дабы наиболее полно, насколько это вообще возможно, понять замысел со всеми его нюансами, нужно посмотреть кино несколько раз к ряду, а это, вы меня уж простите, немного не в моей компетенции. Ладно бы мне понравилось, но пересматривать кино, которое для меня в лучшем случае на 5,5-6 из 10, ради призрачной надежды что-то в нём понять, а сами понимаете, тут ни о каких гарантиях, опять же, речи быть не может, это... ну вы сами стали бы этим заниматься на моём месте, честно?
Так что остановимся пока на следующих умозаключениях. Фильм технически сделан идеально. Постановка кадра и всего, что в нём, выдаёт талант своего автора. Две центральные актрисы тоже сделали всё, что было в их силах, никаких к ним и их игре вопросов не возникло. Сюжет интересный в задумке, на практике Бергман уводит его немножко в свою сторону, но это ладно, так тоже неплохо. Смотреть, в принципе, интересно, хронометраж в 1 час 25 минут способствует. Смысл... э, нет, не так... Та часть смысла, что я уловил, тоже весьма любопытная и жизненная тема: все эти маски, которые мы вынуждены носить в обществе и в личной жизни, переплетение любви и ненависти, амбивалентность чувств, совершение непонятных поступков, будто принадлежащих отличному от вас человеку, — всё это наверняка заинтересует людей, занимающихся психологией и, даже может быть, немножко психиатрией, и просто неравнодушных зрителей.
Со спойлерами
А я верно понял, исходя из концовки, что то ли по фильму вселенная вышла из суперпозиции, создав две несвязанных версии себя, то ли оказалось, что никакой Элизабет и не было никогда, и это лишь альтер-эго Альмы? Если нет, то вэтэфэ? Не, логично сделать такое предположение, когда в последних кадрах Биби Андерссон уже в доме одна, присутствия других людей не видно, она собирает свои вещи, проводит рукой по волосам так же, как ей это делала Элизабет(это даже в фильме запараллелено) и уезжает? По-моему, логично как минимум допустить такой вариант. Тем более, что в сценах с мальчиком в начале и конце картины видно, что это лицо Альмы. Да, в первой из них лицо как-то подозрительно меняется, и это чётко видно, но это только подкидывает дров к моей теории.
Другое дело, что если это и так, если Элизабет — это и есть Альма, то что это даёт, что объясняет? Вряд ли это должно прояснить, что на деле Альма актриса, а не медсестра. Видимо, инцидент с нежеланным и ненавистным ребёнком Элизабет на самом деле — это часть биографии Альмы? Это тот ребёнок, которого ей на пляже заделали, или уже другой? Всё-таки, наверно, другой: в фильме проговаривается. А что в этом свете должен означать момент, когда Элизабет разбалтывает подробности личной жизни медсестры в письме, и та в отместку провоцирует то, что актриса наступает на битое стекло? Неумение держать язык за зубами и желание наказать себя же за излишнюю болтливость? СложнА, великие силы, как всё запущено...
А сейчас вообще подрубаю лютейшую насмотренность: а я вот заметил, что Элизабет носит светлую шляпу, а Альма чёрную. Как это понять? — Альма хотела бы стать своим альтер-эго, так как её она видит в "белых цветах", а себя в "тёмных"? Одна в сознании выступает как спокойная стихия, а вторая как импульсивная? Но тогда сюда не вписываются эпизоды со сливом Альмы в письме и нарушение молчание Элизабет при угрозе кипятка. Эх, хотел было блеснуть внимательностью, так и что — только увяз глубже.
Послесловие
"Персона" — это хорошо поставленная картина от мастера Ингмара Бергмана с очень такой разветвлённой системой не очень скрытых смыслов, которые, тем не менее, при всей их НЕ скрытости, сложно сложить в одну единую картину. Главной темой этого кино я бы назвал, согласно одному из его монологов, "страх непонимания" и все исходящие из этого проблемы, двойственность чувств, двойственность нашей натуры, когда мы думаем одно, а делаем другое, и трудности с коммуникацией(что я ощутил и на мета уровне "кино/зритель" — Бергман гений). Как шутливо писал один рецензент на зарубежном киносайте, "Персона" — это такой "Бойцовский клуб" для женщин, дескать "так вот что чувствуют мужчины от того фильма". Утрированное смеха ради заключение, но часть правды в этом есть. Тем не менее, если вам интересны вышеобозначенные темы, то можете посмотреть картину Бергмана, и пол ваш при этом не столь важен.