Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 164 - Жестокий, жестокий мир

Оглавление

Доброго дня. Я потратил суммарно около 8 часов на сегодняшнюю картину, так что пожалуй перейдём сразу к делу. Это снова-таки разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня произойдёт пояснямус за один из поздних фильмов режиссёра Ингмара Бергмана.

88 место

"Фанни и Александр"/"Fanny och Alexander"(1982)

Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 12 609;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 65 107;

Режиссёр - Ингмар Бергман.

«Фанни и Александр» (Fanny och Alexander, 1982)
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в тёмном и жестоком внутреннем мирке.

Без спойлеров

У фильма существует две версии, одна вроде как (кино)театральная на 3 часа, и вторая, в виде телесериала, на 5 часов. Я, как известно, человек совестливый и любопытный, разумеется, смотрел обе(на самом деле я просто отсмотрел первую версию ещё незнамо когда, а для статьи пришлось вспоминать и пересматривать, вот я и подумал, а чаво, посмотрю уж полную версию на 5 часов).

Уж не знаю, может, это на неделе настроение было такое хорошее, или это после ознакомления с "Седьмой печатью" лимит доверия к Бергману возрос, но почему-то при пересмотре телеверсии "Фанни и Александр" мне понравился даже больше, чем в первый раз при просмотре театральной версии, хотя перевес на целых два часа был явно не на руку первой. Я правда не знаю, с чем это связано. Возможно, пересмотри я сейчас киноверсию она бы мне также зашла поболее, нежели чем в первый раз, но проверять это, уж извините, сейчас, по крайне мере, не особо хочется.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако же могу дать совет тем, кто захочет глянуть телеверсию. Не уверен, насколько оно помогает, но облегчающий эффект имеет явно. В общем, я смотрел телеверсию не единым куском в 5 часом, а по сериям, которые идут каждая что-то около часа. В таком варианте, дозированно, всё это добро воспринимается куда как легче.

Ну так что же, чем фильм хорош, раз я указал на него как на хорошее кино? Сложно сказать. Сюжет здесь не то чтоб ахти какой, при его пересказе у многих закономерно сложится впечатление, что материала тут часа на 2 от силы, а никак уж не на 3, а то и 5 часов. Мне видится, успех этой картины больше про "как", чем про "что", так скажем. Что бы там не писали всякие умные товарищи в своих временами жутко скучных рецензиях, про великие смыслы, тащит здесь именно режиссура. Персонажи, игра актёров, атмосфера, цвета, проникновенные диалоги - всё вот это.

Смысл, конечно, есть, наверно, какой-то, но лично мне все эти разговоры о жестокости реальности и уюте наших собственных микро-мирков кажутся будто несколько перетянутыми. Иными словами, это закономерный итог размышлений персонажей ввиду того, что они все пережили, но дальше этого как-то особо кино не ведёт. Мол, ну вот так. Я ничего против не имею, особенно учитывая общее исполнение, но все эти рецензии на философские темы, которые упускают разговор о самом, собственно, фильме всё ещё меня забавляют.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Сила картины, как по мне, далеко не только в её истории, а в том, как она рассказана, поскольку в ней, как мне кажется, хватает пятен. Из того, что меня наиболее напрягало, это то, что я не мог ни в первый, ни во второй просмотр нормально сопереживать Александру. Мне он и тогда и сейчас кажется странным и ребёнком, и персонажем в целом.

Если его нервы на смертном одре отца ещё можно объяснить слабой детской психикой, хоть та же Фанни в этой же ситуации ведёт себя куда как спокойнее и достойнее, то его ложь про мать, та которая про "цирк" с "цыганкой" - это к чему?

А бросание вызова епископу зачем? Типо, на что он надеялся? Да, я понимаю, что это ребёнок, но в любом случае, человек, умышленно и осознанно идущий к тому, за что он получит по шее, и по получении наказания жалующийся на это наказание не вызывает во мне тонну жалости и негодований о злодейке-судьбе. Причём его обломы епископских нравоучений даже не назвать какой-то принципиальностью или честностью, это банальный троллинг и открыто демонстрирующийся в неуместных условиях пофигизм.

Отчасти по этой причине у меня не вызывал такого резкого отторжения, как, полагаю, должен был, персонаж епископа. То есть да, он какой-то странный товарищ, а уж правила его дома и вовсе ужас. Вот кстати про это: мне кажется, что если бы момент, где Фанни заставили доканчивать еду с её собственной рвотой(иу), был именно показан в кадре, а не рассказан Эмилией на словах, то, возможно, эффект был бы, что называется, "что надо". Короче, вот эти двое, Александр и епископ Эдвард, оба странные и оба вызывают какие-то непонятные ощущения.

Ну и ещё меня несколько смущает то, что кино идёт 5 часов, и при этом ему этого будто мало, так как оно не успевает уточнить некоторые вещи. Например, мне бы хотелось чуть подробнее понять суть отношений Карла и его жены, а также Густава, его жены и любовницы меж собой. То есть эти вещи как бы показаны в общих чертах, но опять таки, хотелось бы побольше понимания ситуации.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

Итого имеем, что "Фанни и Александр" - это довольно занятная семейная история от Ингмара Бергмана, имеющая в рукаве интересных героев, атмосферу, цвета, всё такое, словом, приятное исполнение, хоть не обошлось и без странных моментов и аспектов, с разной степенью режущих глаза. Хоть некоторым, как я слышал, не особо интересно следить за всей этой аристократической жизнью из прошлых столетий, но лично я не из таких. Мне зашло. Конечно, это не то кино, которое я захочу пересмотреть в миг скуки или отчаяния, не то, что я буду рекомендовать знакомым, но явно то, которое заслужило своё место под солнцем, в этом временами жестоком, жестоком мире.