Найти тему
TheGoodStranger

Лучшие фильмы всех времён - часть 82 - Внутренний покой

Оглавление

Добрый день. Почти треть от общего объёма работы по разбору списка лучших фильмов в истории кино по версии издания "Sight&Sound" выполнена, что повод для радости и ностальгии. Вот-с, ну а сегодня на рассмотрении фильм классического режиссёра Ингмара Бергмана, про который сам он говорил примерно так, что "любой мой фильм мог бы быть чёрно-белым, кроме "Шёпотов и криков".

170 место

"Шепоты и крики"/"Viskningar och rop"(1972)

Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 9 220;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 33 391;

Режиссёр - Ингмар Бергман.

Три сестры с детства были неразлучны, но с возрастом отношения их испортились, из любви превратившись в скрытую неприязнь. Однако теперь, когда одна из них на пороге смерти, им снова приходится объединиться и найти что-то общее. Но самым понимающим и внимательным человеком оказывается простая служанка.

Без спойлеров

Жили были в одном доме трое, но не поросят, а женщин, сестёр, и с ними там ещё служанка Анна сидела уж незнамо сколько лет. В детстве сестрички вроде как друг друга любили, но прошла пара десятилетий, и вот они уже больше молчат, если и говорят, то по мелочи. И, вопреки описанию, когда одна из них заболевает, то они даже хоть даже какой-никакой вялой попытки к примирению не принимают. Да, сидят посменно у её комнаты, следят, подсобляют, если ей становится особенно плохо, но не более.

Я тут пересказываю описание потому, что даже попытки объяснения смысла фильма могут нести незначительные спойлеры. Потому пару слов о технической стороне вопроса. Снято кино достаточно приятно. Способствуют этому и смачная цветовая гамма, особенно преобладание красного цвета, на втором месте по частоте, как мне показалось, белый, но это не столь важно. Красный. Красного здесь много. Стены, занавески, пол, переходы между сценами. Если бы вы читали разбор какого-нибудь филолога, то он бы вам привёл цитату режиссёра о том, что для него цветом души был именно красный, что говоря о ней, душе, он представляет такую мембрану именно красного цвета, а в фильме психологизм куда деваться, потому и так, однако я не филолог, поэтому сообщать об этом не буду.

А вообще технически кино приятное, а вот касательно психологизма, на мой вкус, недокрутили. Как-то так получилось, что в описании к фильму конфликт очерчен лучше, чем в самой ленте. Буквально, в фильме даже не показано, почему и в какой момент отношения между сёстрами пошли под откос. А это довольно важно. Или нет?:/

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

До момента смерти Агнес, больной сестры, которая наступает в середине фильма, две другие сестры, Мария и Карин даже не думают как-то общаться, что-то обсуждать, что-нибудь вспомнить и так далее. А после утраты они поговорят раза, ну, три, в первый раз попробуют выйти на контакт, во второй раз опять проходной диалог, а в последний раз они обе дают понять зрителю, что ничегошеньки между ними не изменилось. Мария как была вечно улыбающейся гадюкой, так и осталась, и Карин как была презирающей ложь вокруг и неспособной к коммуникации мизантропкой, так они в своих ролях и остались.

Вообще фильм состоит из воспоминаний отдельных сцен из жизни каждой из героинь, в то время как в реальном времени, как было сказано, женщины почти не общаются. По идее таким образом через ретроспекцию можно было бы объяснить, в чём корень их взаимной неприязни, однако Бергман так не считает. Заместо этого, он просто показывает отдельные эпизоды, которые, как сейчас бы выразились, устраивают "прожарку" героев: через Марию показывают сцену с доктором, который тыкает ей в лицо её собственной натянутой улыбкой ни к селу ни к городу, через Карин показывают, как ей осточертела ложь и пустота, и что с головой у неё тоже, видимо, не в порядке(иначе зачем она себя стеклом резала я не знаю), у Анны то ли есть, то ли был ребёнок, а Агнес - она, как ни странно, не думает ни о чём таком негативном, она вспоминает мать, и в последней сцене и вовсе говорит, что была счастлива, когда в детстве качалась с сёстрами на качелях и благодарит судьбу за это.

Послесловие

В последней сцене Бергман почти сумел пробить меня на мурашки, несмотря на то, что я не могу сказать, что в восторге от ленты. Однако же я могу посоветовать вам посмотреть этот фильм. Тащат его картинка, постановка и имеющийся смысл. Герои сами шепчут и кричат, и не могут избавиться ни от шёпотов, ни от криков в собственных головах. И если я правильно понял посыл фильма и последней сцены в частности, то путь достижения умиротворения просто в том, что радоваться тому, что имеешь, и быть собой, не поддерживать ложь вокруг себя и не опутывать ею других. И тогда шёпоты и крики в вашей душе умолкнут.

#кино #классика кино #искусство #режиссер #фильм на вечер #рецензии #обзоры #психология #классика мирового кино #европейское кино