Доброго времени. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня у нас на пояснении ещё один Ингмар Бергман.
66 место
"Земляничная поляна"/"Smultronstället"(1957)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 22 926;
Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 110 692;
Режиссёр - Ингмар Бергман.
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где прошла его молодость, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Без спойлеров
Этой встречи я ждал давно. Как-то так вышло, что я сильно давно натолкнулся на описание этого фильма, возможно даже ещё до начала разбора этого списка, и очень уж меня зацепила аннотация. Люблю я тему времени в кино, да и вообще. Будь то фантастика со всякими перемещениями во времени, так и драмы про сожаление об ушедших днях. Мне лично это очень близко. Хотя, если не обманывать самих себя, мы же понимаем, что любую тему, любую драму можно загадить деревянным исполнением. Смог ли потянуть тему Бергман?
Определённо скорее да, чем нет. Теперь я вижу, что это можно было угадать ещё по "Фанни и Александру", что режиссёр очень даже хорошо делает семейные сцены, где сбор всяких родственников и тЭдЭ. Здесь такого, конечно, не так много, да и то народу не так много, как в семье из "Фанни и Александра", но тем не менее на сценах с флешбеками главного героя в "Земляничной поляне" я ловил себя на мысли, что прилип к экрану.
Флешбеки (и сны) здесь долгие, но их не очень много — так что же происходит всё остальное время, наяву? А наяву происходит роуд-муви, где главный герой и его невестка встретят несколько человек, с одними из которых разделят знатную часть пути, а с другими разойдутся в той же сцене, что и встретятся. Вышла ли хорошо эта часть? Есть ли тот дух дороги?
Понятно дело, что фильм уже немолод, что чёрно-белая плёнка, что у режиссёра ещё своё видение, отличное от моего, но, тем не менее, роуд-муви недурственный. Во время просмотра это не так легко понять, но в таким случаях всё на свои места расставляет концовка. Если в финале герои расходятся, и вы на эмоциональном уровне чувствуете, что "это всё, они больше не увидятся...", то это значит, что роуд-муви может и не прям блестяще, но справился со своей задачей. Правда, для дорожного фильма хотелось бы чуть больше красивых пейзажей, ну таких, знаете, а-ля Терренс Малик. Ну да ладно, Бергману это, видимо, было не столь нужно.
Со спойлерами
Я сказал в разделе без спойлеров, что герои расстаются в финале, но я же не уточнил, какие именно герои разойдутся, а? Не сказал. Нет, невестка главного героя останется, ещё и с сыном, своим женихом, помирится. Попрощается Борг с тремя молодыми людьми, на которых они натолкнулись где-то в середине ленты и которые стали их попутчиками на всю вторую половину картины. Несмотря на то, что между ними и Боргом с его невесткой у них не так уж много взаимодействия, но когда они в финале прощаются с доктором и уходят в темноту ночи, то я действительно прочувствовал этот момент, проникся ситуацией, что они прошли (проехали) такой-то путь, и теперь расходятся. Конечно, над этой сценой я не пустил скупую мужскую, но и так тоже неплохо.
Главная же для меня тема воспоминаний об ушедшей молодости (ах, как знакомо...) здесь показана довольно прилично и подробно. Чаще это флешбеки, но есть также и один сон, где доктору назначают единственно возможную в его ситуации меру наказания: одиночество. И хотя молодая версия Борга во флешбеках не участвует, по некоторым репликам из них, да и он сам об этом прямо говорит, понятно, что человек он был нелюдимый, а с годами отстранялся от других всё больше. Результат понятен, диагноз поставлен. Но всё же доктор смог вывести урок из своей поездки и стать ближе к людям - или попытаться.
А всего-то нужно было посетить место своего детства, тем самым разблокировав воспоминания, и таким образом стать добрее. Берём на вооружение.
Послесловие
"Земляничная поляна" - это довольно удачный фильм на тему воспоминаний об навсегда ушедших днях молодости, которые делают человека лучше в настоящем и будущем. Думается, кино с такой драмой могло бы быть более слезоточивым, трагичным и по-светлому (или не по-светлому) печальным, и если бы такой фильм снимали ну хотя бы в восьмидесятых, то так и постарались бы сделать. Но во времена Бергмана киноделы ещё не дошли до такой слезодавилки. Так что вышло, по традиции старых фильмов, несколько суховато и академично, если сравнивать с тем, как такое кино делают и сделали бы сегодня.
Тем не менее, ознакомиться с лентой всё же рекомендую. Всё-таки классика, к тому же удачная не только с точки зрения критиков, академиков и историков кино, но и с точки зрения обычного зрителя. Явление это, увы, не самое частое.