Доброго дня всем. Продолжается моя попытка добить список лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Казалось бы, из 250 фильмов осталось меньше 30, однако тут как в песне — шаг длиннее жизни. Но к началу июля, думаю, докончу таки. А сейчас у нас опять Дэвид Линч.
28 место
"Малхолланд Драйв"/"Mulholland Dr."(2001)
Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 160 506;
Рейтинг IMDb - 7,9; Кол-во оценок - 384 915;
Режиссёр - Дэвид Линч.
Загадочная девушка, после автомобильной аварии страдающая потерей памяти, выбирает себе имя Рита с рекламного плаката к фильму с Ритой Хейворт и пытается начать новую жизнь в Голливуде. Но тайны прошлого неотступно преследуют ее.
Кто были те двое мужчин, что сидели в одной машине с ней и погибли в аварии? Почему полиция подозревает, что она была ими похищена? И случайно ли в ее жизни появляется новая подруга, начинающая актриса Бетти?
Без спойлеров
Третья и последняя встреча с Дэвидом Линчем в этом списке — для кого-то хорошая новость, а для кого-то плохая, смотря как вы относитесь к деятельности этого режиссёра. Ровно таким же образом может быть как хорошей, так и плохой вестью то, что в новом списке лучших фильмов "Sight&Sound" за 2022 год "Малхолланд Драйв" поднялся с нищего 28 места всего лишь лучших фильмов ever до уже не такого позорного 8 места. Тем самым, согласно новому списку, это творение Линча входит в десятку лучших фильмов из всех, что существуют — круче только фильмы про красивых французских армейских мальчиков, про домохозяек, подрабатывающих проституцией, и прочее по мелочи, всякие там Кубрики, Уэллсы, Хичкоки и прочие Кар-Ваи и Одзу. Критики такие критики. В честь этого — вот вам материалы про предыдущие два фильмы Линча из списка.
Короче, "Малхолланд Драйв". Хороший ли это фильм? — Скорее да, чем нет, что немудрено, учитывая, по какой причине я о нём сейчас должен рассказать. Вот четыре года назад, когда я его смотрел впервые, мне не зашло. Вероятно, дело в том, что то была глубокая ночь, я малость хотел спать и потому мало что понял из увиденного. Так что несправедливое занижение этой ленты в моих глазах исправлено. Но насколько именно кино хорошее?
Достаточно, дабы его было интересно смотреть большую часть времени. Исключение составляет лишь часть в середине фильма, где я начал малость скучать. Если конкретно и по цифрам, то имеется ввиду период примерно с 80 по 110 минуты картины. Весь остальной хронометраж смотрится хорошо, так как то и дело подбрасывает чего занятного.
Что меня порадовало, так это то, что в кои-то веки общий смысл у Линча понятен и без чтения пояснительных статей и похода к психиатру. С другими его фильмами, что я смотрел для списка, всё было тяжелее. "Голова-ластик" вообще без рюмки не разберёшься, а "Синий бархат" явно неплохой фильм, но вот о чём он был в целом, э-э-э, о-о-о, а-а-а, хм-м-м... А вот в "Малхолланд Драйв" всё настолько понятно, что будь я более подозрительным и менее ленивым, заподозрил бы ленту в наличии некоего второго дна, которое, впрочем, наверняка есть, но мне и так нормально, с первым дном, спасибо.
Вообще сюжет здесь построен довольно неплохо, и в плане структуры занятно. По сути, вам 2 часа показывают, как может показаться, несколько вообще не связанных друг с другом сюжетных линий, а в последние 20 минут объясняют, почему на самом деле они были связаны. Не скажу, что гениально или что такого доселе не было, но любопытно, признаю.
Все остальные составляющие фильма я не вижу ни смысла, ни особого для себя интереса описывать, так как мы тут смотрим список лучших фильмов за всё время, и позиции уж не последние, так что как бы и так логично, что тут всё должно быть в порядке и с актёрами, и с декорациями, и с тем, как снято, и тЭдЭ.
Отмечу лишь два момента дополнительно: а) Музыка для меня здесь существует исключительно в виде одного трека — "Love Theme", и как же это хорошо, когда она начинает играть в самом конце фильма перед титрами, как же этот трек хорош; б) Некоторые эпизоды показались мне откровенно комедийными, и если один из них точно был задуман как вызывающий ухмылку, то вот про другой не знаю, — но похохотал я знатно.
Со спойлерами
Чтоб вы угарнули надо мной, скажу, что когда я смотрел фильм в первый раз, я настолько ничего не понял, что я в финале так и не догнал, что первые 80% хронометража — это сон героини Наоми Уоттс. Да, я тоже когда вот давеча пересматривал вообще не вдуплил, как такое возможно. Оказалось, возможно.
Но вот да, оказалось, что все эти несвязанные друг с другом линии, наполненные подозрительными персонажами и малопонятными их поступками, связаны тем, что всё это возникающие в голове Дианы Селвин образы, основанные на её знакомых из жизни, которым она во сне придала отличные от их реальных характеристики, сцены и роль в истории. Героиня на самом деле никакая не Бетти, а Диана Селвин, которую во сне сама же Диана видит как какой-то подгнивший труп. На самом деле ничего толкового у Дианы в городе грёз не вышло, из-за чего она начала употреблять всякие нехорошие штуки. И единственная радость, которая у неё оставалась в реальной жизни, её подруга Камилла, занявшая её роль, и та смылась к тому самому режиссёру. Поэтому Диана заказала киллеру Марку Пеллегрино свою подругу и пошла спать.
И во сне она создала себе мир, в котором на самом деле Камиллу лишь неудачно попытались похитить, читай забрать у неё, где сама Диана начинающая и полная надежд актриса, где режиссёр менее крутой чувак с проблемами на студии и в личной жизни, где её знакомый киллер Марк Пеллегрино малость рукопопенький, ну и так далее. В общем, мир, который не идеален, но который полностью устраивал свою создательницу, где она был счастлив, особенно на фоне того, что у неё творилось наяву.
Невзирая на то, что, опять же, это самый поверхностный слой картины, — настолько тут всё очевидно, что даже подозрительно, — но и без прочих нюансов и тонкостей тема приятного сна на фоне печальной реальности довольно интересна. А Линч ещё и ужесточил это тем, что действие происходит в городе грёз так называемом, ну вы поняли. Ход на все 10 баллов.
Какие же из всего этого можно сделать выводы? Что прекрасные сны лучше сами знаете какой реальной жизни? Можно и так, коли угодно. А можно это прочитать как попытку найти хоть какую-то отдушину, когда вокруг вас тучи, хоть бы во сне. Или как призыв действовать и не сдаваться, пусть даже не всё в этом мире зависит от наших лично действий. Или просто как историю о разбитых мечтах и надеждах. Вроде бы сам Линч в каком-то интервью говорил, что зритель волен трактовать увиденное как ему заблагорассудится. Так что как бы хозяин — барин.
И два момента, над которыми я посмеялся. Первый очевидный, это когда герой Марка Пеллегрино наводит малям-с нелепой суеты в общаге или что это такое. А второй произошёл в сцене, когда домой к режиссёру пришёл какой-то амбал и влепил леща и любовнику жены, и ей самой, после чего поправил причёску и продолжил искать режиссёра. Не знаю, задуман ли этот эпизод как комедийный, но я посмеялся.
Послесловие
"Малхолланд Драйв" — это визуально приятный и любопытный по содержанию фильм от мастера поддать чего этакого Дэвида Линча, который имеет в себе самом на удивление понятное объяснение всему происходящему, что, на мой взгляд, позволило зрителю не ломать голову над нюансами, а поразмышлять сразу над общим смыслом. Уж не могу в жало точно сказать, насколько заслуженно фильм занимает такую высокую позицию в списке 2012 года и уж тем более заслуженно ли его в 2022 году признали, по сути, одним из лучших когда-либо созданных картин, но посмотреть это кино можно, и даже удовольствие кое-какое получите, не говоря уж о том, если вы любитель этого режиссёра или такой стилистики.