Найти тему
TheGoodStranger

Ластик - часть 57 - Лучшие фильмы всех времён

Оглавление

Рад приветствовать. Сегодня у нас подлый сюрреализм, просочившийся в разум кинодеятеля Дэвида Линча и выплеснувшийся в виде первой его полнометражной работы, которая спустя года заняла своё место в списке лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и именно потому оно нам и интересно.

195 место

"Голова-ластик"/"Eraserhead"(1977)

Рейтинг КП - 7,3; Кол-во оценок - 24 984;

Рейтинг IMDb - 7,4; Кол-во оценок - 109 986;

Режиссёр - Дэвид Линч.

Генри, живущий в задымлённом промышленном городке, вынужден жениться на забеременевшей от него подруге. Перед ними встаёт проблема с выхаживанием ребёнка-мутанта, совсем непохожего на человека.

Первая полнометражная работа американского режиссёра Дэвида Линча, и первая его работа, которая демонстрировалась в кинотеатрах. Однако первый же его полноценный фильм стал ему же занозой. Съёмки велись около 5 лет, так как снималось кино отрывками, в перерывах между которыми Линч пытался хоть как-нибудь заработать денег, чтоб доснять своё кино. А ведь бюджет у фильма всего 10 тысяч долларов. По меркам нынешнего кинопроизводства это даже не копейки, а даже не знаю что - столько, наверно, стоит обед на один съёмочный день, и то не факт, что для всей бригады создателей. Мало того, что Дэвид как мог зарабатывал деньги, грезя снять своё кино, так от него в первый год работы над картиной ушла жена. Некоторые предполагают, что этот факт биографии нашёл свой отпечаток и в фильме, но Линч подобные предположения опровергает. Что ж, ну он автор, а автору как бы виднее.

На фоне истории создания ленты говорить о самом фильме даже как-то и нечего. Если вы знаете, что есть Дэвид Линч, то примерно понимаете, что из себя представляет большинство его работ, в том числе и "Голова-ластик", а именно арт-хаусное нечто. Начинается фильм вообще с какой-то странной мизансцены, герой чего-то лежит, Луна, какой-то вообще левый мужик сидит и в окно смотрит, чаго-чаго происходит, непонятно. Конечно, умники в рецензиях не без удовольствия вам пояснят, что на экране происходит сцена созидания главным героем его ребёнка, а мужик у окна - это Бог, и всё такое прочее, и разумеется это очень интересно, только вот не совсем понятно к чему такие изощрения, ну да ладно. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дальнейший сюжет не менее прекрасен. Главный герой Генри идёт в гости к своей подружке, там нам показывают её индифферентно ко всему относящуюся бабушку, которая даже за столом не сидит, сама жареная курица за столом почему-то оживает, потом на сцене появляется какой-то гомункул, который оказывается сыном Генри, он там с ним сидит, потом какая-то девушка, живущая за батареей, с каким-то волдырями на щеках, сцена сна Генри, кульминация...

Да, я знаю, это у нас сюрреализм, всё прекрасно, специфика тут такая, что что бы ни происходило вопросов быть как бы не должно. Но очевидно, что рассматривать сюжет буквально из того, что конкретно в нём показывают и что происходит, невозможно, поскольку в таком случае кино теряет какой-либо намёк на смысл, адекватность и логику. Значит, надо воспринимать происходящее на экране не буквально, а понять, что все образы - это аллюзии, аллегории и прочая хрень. Но как же трактовать фильм?

А вот это, дорогие, вопрос уже не ко мне. Я таким не промышляю, не занимаюсь, мне это неинтересно, на мой взгляд, хорошему фильму это ни к чему. Но специально для этого материала я чего-то там почитал и вот что вычитал. Однако даже когда я целенаправленно читал рецензии и разъяснения содержания ленты я мало что понял, настолько там перемудрили. Открывающая сцена демонстрирует созидание дитя Генри и скучающую реакцию Бога на всё это(ну сюрреализм, чо). Курица оживает, потому что Генри одарил третьим глазом Будда и он видит то, чего не видят другие (с чего-то вдруг одарил он именно Генри, ну ладно, ну сюрреализм, чо). Ребёнок Генри похож на незнамо что потому что Генри его не хотел и потому что мир прогнил и в нём не осталось ничего, кроме страданий(ну сюрреализм, чо). Девушка за батареей символизирует истинный любовный порыв Генри(ну сюрреализм, чо). А тусуется за батареей эта истинная любовь потому что не задавайте лишних вопросов, так надо(ну сюрреализм, чо). Во сне голова Генри отлетает и на её месте возникает голова ребёнка потому что Генри боится быть вытесненным своим чадом (как этот гомункул, который на вид нежизнеспособен совершенно, может его вытеснить - непонятно, ну сюрреализм, чо). Голову Генри крадут и делают из неё ластики потому что жадность в людских сердцах процветает, всем на всё плевать, мир прогнил и в нём не осталось ничего, кроме страданий (эх, ну сюрреализм, чо). В финале Генри делает с дитём то, что делает, потому что он ему не нужен(логично). Под занавес голова гомункула увеличивается и стрёмно пялится на героя потому что вы задаёте лишние вопросы, не лезьте куда не надо, ну сюрреализм же, чо. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Почему нельзя было высказать свою мысль как-то по-буквальнее, по-понятнее, по-чётче - потому что сюрреализм так работает. Мне оно не нравится. И пусть его это не смущает и не гордится - это касается не только его. Касается это всего кино-авангарда в целом. Когда серую, мутную, унылую, грязную, мерзкую чушь выдают за новаторство и новое слово в жанре демонстраций дефекации на экране. Я кое-что слышал про авангардистские движения, появившиеся в начале прошлого столетия, и скажу, что в живописи и фотографии это ещё кое-как смотрится, нормально, пойдёт. Но в литературе и кинематографе это вообще не пришей кобыле хвост, как мне кажется. Разумеется, такое имеет место быть, свой почитатель найдётся вообще у чего угодно, но по мне такое кино - это тупиковая ветвь на древе мирового кинематографа. Все эти усложнения и перемудрёность ни к чему. 

Единственные положительные моменты, касающиеся фильма, - это его "обёртка", что называется, то есть картинка, звук, атмосфера кое-где, а второе - это история создания. Всё-таки Линч многое отдал и сделал, чтоб кино увидело свет, и это чего-то стоит. Но сам фильм - отдельный объект бытия, и конкретно он сам, точнее его содержание, мне не нравится совершенно. Внешне - весьма недурно, по сути - муть.