Найти тему
БиблиоЮлия

Что читать тем, кто любит жанр "тёмной академии" – "Тайная история"

К сожалению, марафон чтения Байетт и Тартт уже подходит к концу, но я с огромным удовольствием публикую отзыв моей читательницы Наталии Бугримовой на дебютный роман Донны Тартт "Тайная история" - самый любимый мой из трёх любимых у автора.

Итак, слово дорогой Наталии.

Донна Тартт
Донна Тартт

…стоит мне оглянуться –

и прошедших лет как будто нет в помине,

и вновь у меня за спиной чёрное пятно ущелья…

Не стану скрывать, что Донна Тартт – моя любимица. Я влюблена в роман «Щегол», с которого и началось моё знакомство с её творчеством. Но книга под названием «Тайная история» оказалась бы на моей полке с вероятностью 99 процентов вне зависимости от того, кто её автор. Дело в том, что больше всего на свете я люблю, когда мне рассказывают интересную и таинственную историю.

По моему скромному мнению, очень важно, чтобы у истории была завязка, кульминация и развязка – совершенно однозначный финал, и неважно, плохой он или хороший. Иначе какая же это история? И вот у Донны Тартт уже во второй раз (совпадение?) получилось именно такую историю мне рассказать. Причём рассказать так, что возникло ощущение, что я сама там побывала и лично познакомилась со всеми участниками. Если вы любите истории так же как я, то от души рекомендую вам этот роман.

Не могу сказать, что прочитала книгу быстро, но автор тут не виновата, а виновата жара, хотя великолепно созданная в романе атмосфера зимнего Хэмпдена заставила меня помёрзнуть вместе с одним из героев. Несмотря на то, что книга объёмная, повествование не затянуто, как может показаться, читать её несложно и совсем не скучно. Подробные описания нужны для того, чтобы у читателя возник эффект присутствия. Донна Тартт открывает нам тайну за тайной, чтобы постепенно привести к просто поразительному финалу.

Я не могу рассказать вам обо всех героях этой книги. Всё дело в том, что «Тайная история» - не детектив, а психологический роман. Главная интрига здесь – это герои, их отношения и душевное состояние. Автор рассказывает нам о преступлении ещё в прологе. А вот почему наши герои оказались возле ущелья, как они будут жить после этого, и чем всё это кончится, остаётся до поры до времени загадкой. Саспенс возникает на первых же страницах.

-2

Зато я могу рассказать о Ричарде. Именно его глазами мы смотрим на остальных, именно его переосмысление случившегося привело к тому, что мы вообще узнали обо всём, что произошло в Хэмпден-колледже. «Наверное, сложись всё иначе, я мог бы писать о многих других вещах, но теперь у меня нет выбора. В моей жизни была только одна история, и лишь её я могу рассказать». Кроме того, особенности характера самого Ричарда тоже сыграют в этой истории свою роль.

Ричард Пейпен вырос в Плано в Калифорнии и приложил немало усилий, чтобы выбраться оттуда. После школы он поступил в колледж в своём маленьком городке и в течение двух лет изучал там древнегреческий. Он выбрал его потому, что занятия начинались во второй половине дня. Потом Ричард по прихоти судьбы оказался в Хэмпден-колледже. Но кроме рокового стечения обстоятельств было и ещё кое-что, вовлекшее его в самую гущу последующих событий. То, что сам он определил, как свой «трагический изъян» - «болезненная и неудержимая тяга ко всему, что исполнено внешнего блеска и великолепия».

В Хэмпден-колледже только один учитель древнегреческого, и его группа уже заполнена: четверо юношей и одна девушка – вот и все студенты. Загадочный преподаватель Джулиан Морроу и его ученики Генри Винтер, Банни Коркоран, близнецы Чарльз и Камилла Маколей и Фрэнсис Абернати кажутся Ричарду абсолютно недоступными и вызывают острый интерес. «Люди, подобные им, мне никогда не встречались, и я заранее наделял их множеством ярких черт, встретить которые можно, наверное, лишь у персонажей фильмов и книг». Конечно, Ричард – ненадёжный рассказчик, он очарован ими, внешний блеск, отчасти им же самим и выдуманный, слепит ему глаза. Нам остаётся только очаровываться вместе с ним.

-3

И снова случайность помогает нашему герою влиться в это закрытое сообщество – он становится шестым студентом в группе Джулиана Морроу. Он добавляет себе немного блеска, чтобы соответствовать своим новым друзьям – придумывает легенду о своей жизни в Калифорнии, покупает одежду подороже. «Я прекрасно сознаю, сколь многие привычки (приобретённые, должен признаться, по большей части в подростковом подражании остальным студентам Джулиана) сохранились у меня до сих пор: манера одеваться, литературные вкусы, даже любимые блюда».

Прошло некоторое время и «надменные манекены, какими казались мои новые знакомые, начали зевать, потягиваться – одним словом, оживать». У Ричарда (и у нас вместе с ним) возникает ощущение, что они его приняли. Лишь спустя время, он признаётся, что почти не догадывался о том, что происходило с его друзьями. «Иначе говоря, я никак не желал расставаться с иллюзией, что их отношение ко мне абсолютно искреннее, что мы друзья и между нами нет никаких секретов… Настолько убедительно звучали их слова, настолько блестяще освоили они контрапункт и вариации вранья…что я обычно верил им, зачастую вопреки неумолимым свидетельствам обмана».

-4

Но вот неизбежное случилось. Казалось бы, все секреты раскрыты, все покровы сброшены. О чём же тогда книга вторая, эпиграфом к которой Донна Тартт использует цитату из книги Э. Р. Доддса «Греки и иррациональное»? Чтобы не жаловались потом – она нас предупредила. Дионис – бог виноградарства, виноделия, вдохновения и религиозного экстаза в древнегреческой мифологии. Богиня Гера не любила его, поэтому вселила в него безумие. Существовал культ Диониса – празднества в его честь (вакханалии), те самые, во время которых участники впадали в экстаз. Вино на этих празднествах текло рекой. Ричард, зачастую одурманенный (страх, οίνοv, φάρμακοv), продолжает наблюдать за своими друзьями. Ещё не одну шокирующую тайну ему предстоит узнать, не одно потрясение пережить.

Почему-то из этой книги очень хочется вывести какую-то мораль. Я долго думала, и вывела целых три.

Первая – очевидная: не убий! Даже если, у тебя есть все шансы совершить идеальное преступление и не забыть возле тела свои очки. Даже если для себя решил, что ты – не тварь дрожащая, а право имеешь.

Вторая – невероятная: можно любить своих друзей, несмотря ни на что.

Третья… Третья пусть будет вопросительная. Вместе с Донной Тартт и Н. А. Заболоцким подумаем о том, «… что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Спасибо большое Наталии за прекрасный повод ещё раз окунуться в этот роман и обсудить его героев с единомышленниками! Что скажете, друзья?

Организаторы марафона БиТ: Longfello,  «Ариаднина нить»«Библио Графия»«БиблиоЮлия»«Запах книг»«Книжная полка Джульетты»«Книжный мякиш»«чопочитать».

Участвуйте в марафоне, это увлекательно!

Подписаться на мой канал здесь или в ОК, ВК и ТГ