Вы купили (или собираетесь купить) Zeekr 001, как с этим жить.
Основной вопрос - где и как это заряжать в публичном пространстве (отдельный вопрос - своя зарядка в гараже или на паркинге), как жить после бензиновой машины, не разбираясь в стандартах. Минимально разобраться всё же придётся, просто приезжать "на любую зарядку и не париться" - как это происходит с бензиново-дизельными заправками - не удастся.
Базовые вводные
У автомобиля два зарядных порта - для "медленной" зарядки на переднем левом крыле и для "быстрой" на заднем левом крыле.
Оба порта исключительно китайского стандарта GB/T (оно же для простоты часто пишется GBT, хоть это и неверно). То есть просто воткнуть зарядку европейского или японского стандарта, которых пока большинство, не получится.
Рекомендую установить приложение 2chargers и включить фильтр по таким зарядкам, чтобы оценить свои возможности по доступу к ним в Вашем районе или городе.
Лючок зарядки на переднем крыле - "медленная" зарядка
GB/T AC - зарядка переменным током, она же "медленная", машины примерно до февраля 2023 года выпуска - смогут "забрать" от такой зарядки (при условии что она трехфазная, ниже будут пояснения) - до 11 кВт в час, после - только 7 кВт.
Лючок зарядки на заднем крыле - "быстрая" зарядка
GB/T DC - зарядка постоянным током, она же "быстрая" - машина примет от такой зарядки до 150-180 кВт в час, но реально встречаются зарядки на 60 или 90 кВт в час (в зависимости от города или оператора).
Емкость батареи и скорость зарядки
Батарея у машины - 100 кВт часов (есть "базовые" с 86 кВт часов, есть моноприводные со 140 кВт, новая версия, но таких меньше).
Дальше - чистая математика - от "медленной" зарядки за 10 часов зарядится 7 кВт*10 часов = 70% обычной батареи, иные сценарии явно сможете посчитать быстро сами (или вам не нужен "замороченный" автомобиль-гаджет).
Простой пример "для тех, кто не в теме" - Ваша бочка (батарея) - имеет емкость 100 литров (кВт часов), соответственно от "медленной" зарядки будет заливаться по 7 литров воды в час и за 10 часов "нальется" 70 литров, а есть "быстрые" зарядки постоянным током - и тут все зависит от мощности зарядки, можно залить в час и 60 и 80 литров (кВт часов), а есть зарядки и по 140 кВт мощностью (140 литров в час) - которые меньше чем за час Вашу бочку (батарею) наполнят. Но переходники для быстрой зарядки ("заливки бочки") от кранов "других систем" - дорогие. Ниже описано почему и какие с этим возможны проблемы.
Как выглядят разъёмы зарядки Zeekr 001
GB/T AC (он же "медленный" порт)
Обратите внимание на стрелки на фото - если эти контакты у Вас "пустые" - то у вас "однофазная" зарядка до 7 кВт в час, если они тоже с контактами - то Ваша машина возьмет до 11 кВт в час от трёхфазной зарядки.
GB/T DC (он же "быстрый" порт)
Возможно появится вопрос, что это за "крышечка" над ним. Это аксессуар, резиновая заглушка для дополнительной защиты от воды. С завода не идёт. В закрытом виде выглядит вот так:
По итогу лично у меня стоит только на порте "быстрой" зарядки, т.к. порт "медленной" от воды закрыт лучше (см. фото выше - там есть "ножка" с крышечкой), а у некоторых пользователей после мойки или ливня появлялись ошибки, связанные с попаданием воды в порт. Необходимость определяет для себя каждый самостоятельно. Эти "заглушки" из-за способа своего крепления )(вставляются "рамкой" под рамку порта зарядки) могут быть причиной проблемы с "моя машина не заряжается, что делать" - некоторые кабели могут вставляться не до конца и, соответственно, не опознаваться машиной.
Также стоит помнить, что передний лючок открывается механически, а задний с "быстрой" зарядкой - с электроприводом, закрывается кнопкой/лампочкой у порта. У переднего порта это только лампочка статуса зарядки автомобиля, без кнопки. Решение странное, но как уж есть.
Если вам не повезло
И быстрых зарядок нужного стандарта "под руками" нет - то не всё потеряно, но придётся вникать в разные разъемы и стандарты зарядных устройств. Впрочем вникать в любом случае придётся, если Вы планируете ездить на своем автомобиле в другие города и нет желания пользоваться в итоге услугами эвакуатора с "умершим" авто.
Все основные разъёмы хорошо показаны на популярной в сети картинке (с портала "Раздольная энергия". Для общего образования.
Бюджетные решения для "медленной" зарядки
Основной и самый распространённый порт "медленной" зарядки - европейский Type 2 (опять напомню про приложение 2chargers, рекомендуя поискать такие по фильтру в вашем районе).
Выглядит он вот так:
Умеет отдавать до 22 кВт, но наше авто может взять 7 или 11 кВт (см. выше как определить какой у вас вариант). Да, похож на наш "медленный" GB/T, нет "если надавить посильнее" - все равно не подойдет. Нужен переходник. Переходники на "медленную" зарядку относительно дешевые и доступные - хоть на Ozon, хоть на Avito (с кучей мошенников в таком случае разберетесь сами). Искать по словам "Переходник type2 gbt".
Однофазные и трёхфазные (на 7 и 11 кВт) по цене особо не отличаются, каких-то общепринятых брендов нет, так что желательно смотреть на качество изготовления (хотя бы на фото) и не брать откровенный "колхоз" с риском, что он будет греться или плавиться от плохих контактов и не брать однофазный переходник для машины, которая умеет взять от трех фаз 22 кВт (ну зачем же делать самому себе хуже?).
Переходник обычно выглядит вот так
Но могут быть и другие варианты, в том числе с коротким кабелем в комплекте. Ориентироваться на доступность, на июль 2023 г цена в рублях от 6000 до 9000 рублей (конечно есть варианты и дороже, "очень сильно фирменные").
Отдельный вопрос в том, что с type2 зарядками нужно быть бдительным при выборе - они бывают как с кабелем, так и просто розетка type2, куда принято приезжать "со своим". В таком случае потребуется зарядный кабель type2 - GB/T AC. Также доступен и на российских маркетплейсах, цена - от 8000 до 20000 рублей в среднем (на июль 2023 г).
Выглядит он вот так
Этот же кабель можно использовать и как переходник, даже при наличии у зарядной станции своего кабеля (если не смущает еще несколько метров валяющегося на земле зарядного кабеля). Стандартная беда большинства китайских кабелей - заглушка на короткой "лямке" со стороны машины - жесткая пластиковая крышечка болтается все время зарядки и на ветру может хорошо поцарапать крыло. Как вариант - отрезать "поводок" и пользоваться без него, убирая заглушку в машину.
На популярный вопрос - "а как же от обычной розетки?!" - да, можно. Потребуется докупить своё зарядное устройство. Выглядит примерно вот так:
Заряжаться будете медленно и печально, 3.2-3.6 кВт в час, то есть грубо говоря около 30 процентов за 10 часов. Цена в июле 2023 г на Aliexpress - около 12-15 тысяч рублей. В безвыходных ситуациях вполне себе вариант.
В комплекте с машиной часто идет "в подарок" зарядная станция Zeekr, она однофазная (220V), до 7 кВт, требует установки - и это тема отдельного разговора, как и куда её установить. Продолжим к вариантам зарядки "в публичном пространстве".
Хочу заряжаться быстро и везде, готов платить
Опять же рекомендую посмотреть наличие быстрых зарядок (DC, постоянного тока) всё в том же приложении 2chargers (нет, ну даже в 2GIS есть, но не все и с часто неактуальным статусом).
Самые распространённые порты быстрой зарядки сейчас - CCS2 и CHAdeMO и всё бы хорошо, но переходники для быстрой зарядки сейчас стоят от 115 000 рублей (белорусский вариант для CHAdeMO) и до 225 000 рублей за вариант на CCS2. Это не опечатка. Это уже не 6000 рублей за переходник для "медленной" зарядки. Переходники выглядят вот так:
И при их покупке стоит задуматься, какой же всё-таки Вам нужен и по каким маршрутам планируете перемещаться (какие там есть порты).
Более того, такие переходники рекомендуется покупать "с примеркой" - они согласуют "внутри себя" протокол зарядки (отсюда и цена) и могут работать не со всеми доступными Вам зарядными станциями. Ситуация, когда Вы приезжаете и на одной конкретной зарядной станции этот переходник не работает - вполне возможна (отсюда и вопрос с "заказать подешевле с Aliexpress" - заказать-то получится, хоть и не сильно дешевле, а вот как он будет работать в России с конкретными зарядными станциями в Вашем окружении - загадка и сюрприз).
Заключение
Электромобиль потребует от Вас планировать свои поездки гораздо сильнее, чем бензиновый или дизельный - не получится в любой момент сорваться в другой город, быстренько заправившись по пути... "Быстренько" скорее всего не будет. И нужно учитывать, какие зарядки, с какими разъёмами и скоростью будут по пути или на типовых маршрутах.
К этому приучаешься, глобальной проблемой это не становится (хотя если зарядки далеко или Вы романтичная рассеянная женщина - то сюрпризы возможны).
В любой момент зарядная станция на которую Вы рассчитывали - может оказаться нерабочей на неопределённый период времени ("у нас глюки ПО", "у нас технические проблемы", "почему-то проблема с вашей машиной") - и это сейчас российская реальность. Исходя из этого - на трассе никогда не нужно рассчитывать на то, что "сейчас не будем останавливаться, там есть зарядка, на пяти процентах еще доедем" - по закону всемирного свинства именно тогда вы и останетесь рядом с неработающей зарядкой и 5% зарядки в аккумуляторе.