Традиционную розничную торговлю все больше теснит e-commerce. Особенно очевиден этот тренд стал в пандемию и в период после нее. И сегодня практически не возникает вопроса, стоит ли идти в онлайн. Главный вопрос: развивать свою онлайн-площадку или проще воспользоваться сторонними ресурсами. Конечно, свой магазин интереснее, а торговля на маркетплейсе – проще. Давайте разбираться, что же выбрать.
Создание интернет-магазина - непростой процесс, требующий внимания на каждом этапе. Алгоритм работы торговой площадки следующий:
- Покупатель через браузер или специальное приложение выбирает товар. Важно, что каталог у него должен быть синхронизирован со складом, автоматически проверяя наличие, в том числе по выбранным параметрам.
- Клиент в онлайн-режиме оплачивает заказ. После одобрения транзакции (перевода средств) банком заказ поступает в обработку к менеджерам.
- После обработки заказ передается на доставку курьерам или в транспортную компанию.
- Товар доставляется клиенту в ближайший пункт выдачи или на дом.
- Получение заказа клиентом – финал цикла (иногда может быть еще возврат товара и денег).
Плюсы собственного интернет-магазина
- Возможность контактировать с покупателями напрямую и выстраивать долгосрочные отношения с постоянными клиентами, подогревать их интерес рассылками, делать спецпредложения.
- Низкий порог вхождения в нишу. Специализированные конструкторы позволяют создать сайт самостоятельно и недорого.
- Нет, как на маркетплейсах, комиссии, а также необходимости участвовать в обязательных маркетинговых акциях.
- Отсутствует угроза блокировки магазина или карточки товара со стороны площадки.
- Можно создавать интерфейс и визуал в соответствии со своим брендбуком.
- Возможно отследить полную аналитику по каждому клиенту, посмотреть его путь и покупательское поведение.
- Можно автоматизировать процессы, синхронизировав с программами учета, CRM.
- Возможность масштабирования.
Минусы собственного интернет-магазина
- Отложенный старт. Создание и запуск площадки потребуют времени, кроме того, надо понимать, что продажи начнутся далеко не сразу.
- Стартовый бюджет. Придется вложиться не только в создание сайта, но и в его продвижение. Также тестирование основных функций и наполнение контентом потребуют дополнительного времени и затрат.
- Потенциальные клиенты могут бояться оставлять личные данные на неизвестной им площадке или оказаться не готовыми оплачивать там покупки со свих карт.
- Сайт требует постоянного внимания. Мониторить метрики, актуализировать интерфейс, тестировать юзабилити придется владельцу.
- Конкуренция. Соперничать придется с раскрученными торговыми площадками и с такими же интернет-магазинами.
Альтернативные варианты:
- Маркетплейсы – раскрученные площадки для онлайн-торговли.
- Социальные сети. Например, во ВКонтакте есть функция создания аналога интернет-магазина.
- Сайты объявлений. Они постепенно становятся аналогами маркетплейсов со своей логистикой и системой продвижения.
Предпринимателю есть смысл принимать решение о создании собственного интернет-магазина после тестирования продаж через существующие онлайн-площадки.