Найти в Дзене
Живописные истории

Ар-нуво. Часть 4. Стиль ар-нуво на Всемирной выставке 1900 года в Париже

Оглавление

Предыдущая часть:

История выбрала Англию, Бельгию и Францию в качестве бесспорных первоисточников развития стиля ар-нуво, но современники не знали об этом.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже, в секции, посвященной декоративно-прикладному искусству, были представлены многочисленные экспонаты, дающие представление о подлинном колорите того периода.

К сожалению для посетивших выставку, не все мастера захотели приехать на неё. Например, Гауди, который теперь неотделим от испанского модерна и является архитектором, создавшим тот образ Барселоны, который мы знаем сегодня, был главным неучастником выставки: он не участвовал в строительстве павильонов, и ни один из его планов не был реализован.

В то же время такие страны, как Россия, Венгрия и Румыния, давно забытые в истории ар-нуво, наоборот были хорошо представлены наряду с другими странами, о которых история, кажется, почти не помнит.

Альфонс Муха. Декоративная тарелка с символом Парижа, 1897 год.
Альфонс Муха. Декоративная тарелка с символом Парижа, 1897 год.

Французский павильон

Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html
Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html

В своём павильоне Франция продемонстрировала художественные успехи в бижутерии, ювелирных изделиях, керамике и изделиях из стекла – во всех магических искусствах огня – а также в скульптуре и медальонах. Триумф Франции во всех этих видах искусства был несомненным.

В чарующем искусстве стекла, одном из древнейших в мире, которое, казалось, исчерпало все мыслимые сочетания линий и цветов, все поиски идеального сочетания камней, драгоценных металлов и эмали, Рене Жюль Лалик был гением, который умел удивлять, ослеплять и радовать глаз новыми и поистине изысканными красками во всех своих творениях.

Колье Рене Лалика "фундук". Фото из Википедии
Колье Рене Лалика "фундук". Фото из Википедии

Как и положено гению, Лалик направлял свою энергию на неизведанную территорию, и другие следовали тому направлению, которое он избирал.

Алексис Фализ. Табакерка. 1875 г. Фото из Википедии
Алексис Фализ. Табакерка. 1875 г. Фото из Википедии

Это была блестящая победа ар-нуво как нового направления в декоративном искусстве, учитывая то, чего намеревались достичь Лалик и другие французские мастера.

Они пытались освободиться от подражания, от вечного копирования и старых клише, которые стали чересчур знакомыми и изношенными.

Их работа была новой даже для них самих.

Среди французских экспонентов были художники национальной мануфактуры Севра, чьи обновленные работы совершенной красоты, возможно, спасли честь французских фабрикантов; другие мастера прикладного искусства; и, без сомнения были те, чьи работы не отличались таким же качеством, как у других.

Севрский фарфор. Фото с сайта avefrance.com
Севрский фарфор. Фото с сайта avefrance.com

Английский павильон

Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html
Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html

К 1878 году стиль ар-нуво уже был блестяще представлен в Англии, особенно в мебели.

Но Англия и Бельгия, к сожалению, по разным причинам были недостаточно представлены на выставке 1900 года в Париже.

За хорошую английскую мебель на выставке отвечали только мистер Уоринг и Роберт Джиллоу, а также Эмброуз Хил.

Waring & Gillow. Фото из Википедии.
Waring & Gillow. Фото из Википедии.

На каждые несколько хорошо продуманных предметов, демонстрирующих по-настоящему новую элегантность, приходилось бесчисленное множество других, которые были чрезмерно вычурны, выполнены в уродливых цветах и плохо спроектированы с такой чрезмерной простотой и претенциозностью, что английская мебель была серьезно скомпрометирована в глазах критиков – и всех остальных.

В том году Англия не смогла показать ничего действительно нового или исключительного.

И все же был один прекрасный пример художественного мастерства: маленький павильон, в котором размещался миниатюрный флот Peninsular and Oriental Steamship Company.

Фото с сайта www.worldfairs.info
Фото с сайта www.worldfairs.info

Американский павильон

Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html
Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html

Декоративно-прикладное искусство многим обязано Соединенным Штатам, по крайней мере, замечательному нью-йоркскому художнику Луису Комфорту Тиффани, который по-настоящему возродил искусство стекла, как это сделал Галле во Франции, но с использованием других техник.

Tiffany Studios. Фото из Википедии
Tiffany Studios. Фото из Википедии

Тиффани не довольствовался тем, что был выдающимся художником по стеклу: он также был серебряным мастером и орнаменталистом.

Прежде всего, он был великим поэтом в том смысле, что постоянно изобретал и создавал красоту.

Для своей молодой страны, пышущей энергией и изобилующей богатством, Тиффани, похоже, мечтал об искусстве беспрецедентной роскоши.

Тиффани был в числе крупнейших победителей этой выставки, наряду с некоторыми французскими мастерами, датчанами и японцами.

Бельгийский павильон

Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html
Фото с сайта https://vakin.livejournal.com/1590457.html

Бельгия имела право на большое пространство на выставке из-за уважения и интереса, которые она вызывала благодаря своим традициям, истории, а также из-за всех своих художественных и промышленных возможностей, что было очень важно для такой маленькой страны.

К сожалению, Бельгия выставила мало экспонатов.

Даже на выставке в Гран-Пале не было представлено достойной бельгийской школы скульптуры. Это была живая и страстная школа со многими замечательными художниками, которых почитают и сегодня, главным из которых был Константин Менье, мастер благородной простоты и поэт стоического и героического человеческого труда (как и его коллега Милле во Франции).

Константин Менье "Памятник труду"
Константин Менье "Памятник труду"

Тем не менее, неоспоримое и значительное влияние Бельгии на ар-нуво ощущалось на протяжении всей экспозиции.

Были представлены изделия из серебра
Франца Хусемана и бижутерия Филиппа Вольферса.

Филипп Вольферс Брошь "Нике". Фото из Википедии
Филипп Вольферс Брошь "Нике". Фото из Википедии

Также большой интерес вызвала керамика Бока и скульптура Исидора де Руддера.

Исидор де Руддер. Декоративная ваза. Фото из Википедии
Исидор де Руддер. Декоративная ваза. Фото из Википедии

Немецкий павильон

-15

При полуотсутствии Англии и Бельгии именно Германия (и, возможно, Франция) лучше всего представила стиль ар-нуво на Всемирной выставке 1900 года.

Прогресс Германии в декоративном искусстве был ошеломляющим, и, учитывая, что страна перестала следить и изучать зарубежную художественную продукцию, это открытие стало неожиданностью.

Ар-нуво победил по всей Германии, от Берлина до Вены.

В Пруссии этот стиль отражал имперский вкус, без сомнения, несколько тяжелый и массивный, поскольку новая Германия, теперь приближающаяся к кайзеризму, выбрала декоративный стиль, напоминающий о Первой французской империи.

Дворы Германии XVIII века следовали французской модели: легкомыслие, красота, женское обаяние и манеры – восхитительному стилю мадам Помпадур, кульминацией которого стали рококо и барокко.

Франсуа Буше "Портрет мадам де Помпадур (1721-1764)"
Франсуа Буше "Портрет мадам де Помпадур (1721-1764)"

Позже, в начале 20-го века, для сильной и серьезной Германской империи стало необходимым иметь твердый и суровый стиль.

Германия приобрела репутацию страны с красивым и тщательно продуманным кованым железом; возвращением к прошлым традициям (таким как расписные фасады и скульптурные изделия из дерева); и, прежде всего, богатым развитием (во всех смыслах этого слова) своего декоративного искусства и постоянным вниманием к украшению и сохранению своей национальной архитектуры, поскольку немцы (как и англичане) активно восстанавливали свое архитектурное наследие во всех немецких городах и провинциях.

Таким образом, культурное развитие Германии также носило в целом весьма национальную направленность.

Среди заслуживающих внимания работ в секциях прикладного искусства экспозиции - мебель фирмы Spindler.

Шпиндлер проявлял удивительное мастерство в инкрустации; обладая навыками художника, он вкладывал поэзию и эмоции в свои работы.

Письменный стол "Шпиндель". Фото из Википедии
Письменный стол "Шпиндель". Фото из Википедии

Германия также славилась прекрасными электрическими светильниками – новым жанром декоративного искусства, в котором немцы (и англичане), как правило, были знатоками.

Экспозиция "Бременский маяк" была украшена мотивами, отражающими назначение освещаемого здания.

Фото с сайта www.agefotostock.com
Фото с сайта www.agefotostock.com

В отделе керамики можно было полюбоваться новым высокожаропрочным фарфором производства Королевской мануфактуры Шарлоттенбурга и Мейсенской мануфактуры, а также фаянсовой посудой фабрики Mettlach.

Мейсенский фарфор. Фото из Википедии
Мейсенский фарфор. Фото из Википедии

А в секции работы со стеклом блистал Карла Киппинг.

-20

Продолжение: