Предыдущая часть:
История выбрала Англию, Бельгию и Францию в качестве бесспорных первоисточников развития стиля ар-нуво, но современники не знали об этом.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже, в секции, посвященной декоративно-прикладному искусству, были представлены многочисленные экспонаты, дающие представление о подлинном колорите того периода.
К сожалению для посетивших выставку, не все мастера захотели приехать на неё. Например, Гауди, который теперь неотделим от испанского модерна и является архитектором, создавшим тот образ Барселоны, который мы знаем сегодня, был главным неучастником выставки: он не участвовал в строительстве павильонов, и ни один из его планов не был реализован.
В то же время такие страны, как Россия, Венгрия и Румыния, давно забытые в истории ар-нуво, наоборот были хорошо представлены наряду с другими странами, о которых история, кажется, почти не помнит.
Французский павильон
В своём павильоне Франция продемонстрировала художественные успехи в бижутерии, ювелирных изделиях, керамике и изделиях из стекла – во всех магических искусствах огня – а также в скульптуре и медальонах. Триумф Франции во всех этих видах искусства был несомненным.
В чарующем искусстве стекла, одном из древнейших в мире, которое, казалось, исчерпало все мыслимые сочетания линий и цветов, все поиски идеального сочетания камней, драгоценных металлов и эмали, Рене Жюль Лалик был гением, который умел удивлять, ослеплять и радовать глаз новыми и поистине изысканными красками во всех своих творениях.
Как и положено гению, Лалик направлял свою энергию на неизведанную территорию, и другие следовали тому направлению, которое он избирал.
Это была блестящая победа ар-нуво как нового направления в декоративном искусстве, учитывая то, чего намеревались достичь Лалик и другие французские мастера.
Они пытались освободиться от подражания, от вечного копирования и старых клише, которые стали чересчур знакомыми и изношенными.
Их работа была новой даже для них самих.
Среди французских экспонентов были художники национальной мануфактуры Севра, чьи обновленные работы совершенной красоты, возможно, спасли честь французских фабрикантов; другие мастера прикладного искусства; и, без сомнения были те, чьи работы не отличались таким же качеством, как у других.
Английский павильон
К 1878 году стиль ар-нуво уже был блестяще представлен в Англии, особенно в мебели.
Но Англия и Бельгия, к сожалению, по разным причинам были недостаточно представлены на выставке 1900 года в Париже.
За хорошую английскую мебель на выставке отвечали только мистер Уоринг и Роберт Джиллоу, а также Эмброуз Хил.
На каждые несколько хорошо продуманных предметов, демонстрирующих по-настоящему новую элегантность, приходилось бесчисленное множество других, которые были чрезмерно вычурны, выполнены в уродливых цветах и плохо спроектированы с такой чрезмерной простотой и претенциозностью, что английская мебель была серьезно скомпрометирована в глазах критиков – и всех остальных.
В том году Англия не смогла показать ничего действительно нового или исключительного.
И все же был один прекрасный пример художественного мастерства: маленький павильон, в котором размещался миниатюрный флот Peninsular and Oriental Steamship Company.
Американский павильон
Декоративно-прикладное искусство многим обязано Соединенным Штатам, по крайней мере, замечательному нью-йоркскому художнику Луису Комфорту Тиффани, который по-настоящему возродил искусство стекла, как это сделал Галле во Франции, но с использованием других техник.
Тиффани не довольствовался тем, что был выдающимся художником по стеклу: он также был серебряным мастером и орнаменталистом.
Прежде всего, он был великим поэтом в том смысле, что постоянно изобретал и создавал красоту.
Для своей молодой страны, пышущей энергией и изобилующей богатством, Тиффани, похоже, мечтал об искусстве беспрецедентной роскоши.
Тиффани был в числе крупнейших победителей этой выставки, наряду с некоторыми французскими мастерами, датчанами и японцами.
Бельгийский павильон
Бельгия имела право на большое пространство на выставке из-за уважения и интереса, которые она вызывала благодаря своим традициям, истории, а также из-за всех своих художественных и промышленных возможностей, что было очень важно для такой маленькой страны.
К сожалению, Бельгия выставила мало экспонатов.
Даже на выставке в Гран-Пале не было представлено достойной бельгийской школы скульптуры. Это была живая и страстная школа со многими замечательными художниками, которых почитают и сегодня, главным из которых был Константин Менье, мастер благородной простоты и поэт стоического и героического человеческого труда (как и его коллега Милле во Франции).
Тем не менее, неоспоримое и значительное влияние Бельгии на ар-нуво ощущалось на протяжении всей экспозиции.
Были представлены изделия из серебра Франца Хусемана и бижутерия Филиппа Вольферса.
Также большой интерес вызвала керамика Бока и скульптура Исидора де Руддера.
Немецкий павильон
При полуотсутствии Англии и Бельгии именно Германия (и, возможно, Франция) лучше всего представила стиль ар-нуво на Всемирной выставке 1900 года.
Прогресс Германии в декоративном искусстве был ошеломляющим, и, учитывая, что страна перестала следить и изучать зарубежную художественную продукцию, это открытие стало неожиданностью.
Ар-нуво победил по всей Германии, от Берлина до Вены.
В Пруссии этот стиль отражал имперский вкус, без сомнения, несколько тяжелый и массивный, поскольку новая Германия, теперь приближающаяся к кайзеризму, выбрала декоративный стиль, напоминающий о Первой французской империи.
Дворы Германии XVIII века следовали французской модели: легкомыслие, красота, женское обаяние и манеры – восхитительному стилю мадам Помпадур, кульминацией которого стали рококо и барокко.
Позже, в начале 20-го века, для сильной и серьезной Германской империи стало необходимым иметь твердый и суровый стиль.
Германия приобрела репутацию страны с красивым и тщательно продуманным кованым железом; возвращением к прошлым традициям (таким как расписные фасады и скульптурные изделия из дерева); и, прежде всего, богатым развитием (во всех смыслах этого слова) своего декоративного искусства и постоянным вниманием к украшению и сохранению своей национальной архитектуры, поскольку немцы (как и англичане) активно восстанавливали свое архитектурное наследие во всех немецких городах и провинциях.
Таким образом, культурное развитие Германии также носило в целом весьма национальную направленность.
Среди заслуживающих внимания работ в секциях прикладного искусства экспозиции - мебель фирмы Spindler.
Шпиндлер проявлял удивительное мастерство в инкрустации; обладая навыками художника, он вкладывал поэзию и эмоции в свои работы.
Германия также славилась прекрасными электрическими светильниками – новым жанром декоративного искусства, в котором немцы (и англичане), как правило, были знатоками.
Экспозиция "Бременский маяк" была украшена мотивами, отражающими назначение освещаемого здания.
В отделе керамики можно было полюбоваться новым высокожаропрочным фарфором производства Королевской мануфактуры Шарлоттенбурга и Мейсенской мануфактуры, а также фаянсовой посудой фабрики Mettlach.
А в секции работы со стеклом блистал Карла Киппинг.
Продолжение: