Найти в Дзене

«Эх, жисть тогда была – малина земляничная»: юбилей Леонида Пантелеева

22 (9) августа исполняется 115 лет со дня рождения русского писателя Леонида Пантелеева (1908–1987). Автор произведений «Республика ШКИД» (в соавторстве с Г. Белых), «Лёнька Пантелеев», «Я верую!».

Леонид Пантелеев (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев) родился в Санкт-Петербурге. Отец – казачий офицер, участник Русско-японской войны.

Алексей с детства любил читать, в семье имел прозвище «Книжный Шкаф». С пяти лет пытался писать стихи и прозу.

В 1916 году начал обучение во 2-м Петроградском реальном училище. Революция прервала учёбу. С тех пор будущий писатель поступал во многие учебные заведения, но ни одного из них не окончил, всегда оставлял. Самым постоянным делом жизни стало литературное творчество.

В 1918 году отец пропал без вести. Чтобы справиться со страшной нуждой и голодом, в том же году мать с тремя детьми переехала в деревню в Ярославской губернии. В 1921 году, когда мать уехала на заработки и не вернулась, Алексей сбежал из дому, скитался, пытался заработать всеми возможными способами. Попадал в колонии, в детские дома.

Затем оказался в Петрограде, по-прежнему жил впроголодь, играл в рулетку, торговал. При этом всегда писал стихи. Этот период жизни будет отражен в автобиографической повести «Лёнька Пантелеев» (окончательный вариант – 1954 год). Псевдоним писателя – Л. Пантелеев – имя известного в те годы налётчика, промышлявшего в Петрограде. Его именем прозвали Алексея в Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых, куда он был отправлен 13-летним подростком.

В 1923 году Алексей и Григорий Белых сбежали из школы и отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров. Но там они пробыли недолго. Странствовали, бродяжничали. В конце 1925 года они вернулись в Ленинград. Пережитое друзьями легло в основу их совместной книги «Республика Шкид».

Первая книга о советских беспризорниках написана хорошим языком, с юмором, в ней талантливо раскрываются детские характеры в их противостоянии бездушным педагогам-формалистам. Произведение высоко оценили М. Горький, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Были и негативные отклики от писателей, но помог авторитет М. Горького. Продолжение