Все ли писатели обязательно врут, когда работают над историческими романами? Или некоторые все же говорят правду? Скептики, без сомнения, будут утверждать, что вымысел всегда превалирует над истиной, когда речь заходит об историческом жанре в литературе. Но постойте, вы всерьез думаете, что книги, которые считают себя учебниками, написаны ближе к истине? Тогда придется вас разочаровать. История — сказка для взрослых, которая с течением лет претерпевает даже большие метаморфозы, чем приключения Ивана-дурака. Каждое поколение переписывает все, что только можно переписать, а порой и то, что переписывать никак нельзя, в угоду своей сиюминутной идеологии. И это столь же очевидный факт, как то, что авторы художественных романов, оперируя фактами, вынужденно разбавляют их толикой вымысла, чтобы их произведения не напоминали энциклопедию.
Итак, мы выяснили, что практически в любой толковой книге в жанре исторического романа есть как минимум доля энциклопедических сведений, ставших основой для сюжета. Потому предлагаем вам немного поучить историю по художественной литературе, а потом, если будет время и желание, можно с помощью дополнительных источников выяснить, каков в каждом из произведений процентный состав правды и фантазии.
1. «Жизнь Аполлония» — путешествие в Античность в компании писателя Степана Агафонова. Он старался максимально придерживаться фактов, когда рассказывал историю древнегреческого мудреца. Через это жизнеописание автор передал атмосферу Античности, ментальность эллинов, пифагорейский взгляд на мир. Кто же такой Аполлоний? Это человек, стремившийся к познанию истины и пребывавший всю жизнь в ее неустанном поиске. Тот, кто прошел через тернии, но продолжал нести в мир свет. Он обладал широкой душой, огромной силой воли и чистыми помыслами, изучал культуры и религии своего времени, анализировал их и пытался понять. Не все он мог принять и одобрить, было и осуждение, и противостояние. Ошибки тоже случались. Теперь, спустя тысячелетия, пришел черед читателя пройти по его стопам и обрести капельку древней мудрости.
2. «Подлинная история ожерелья Антуанетты» — роман Ольги Басковой о легендарной авантюристке по имени Жанна де Ла Мотт. Широкой публике ее имя знакомо чуть хуже, чем имена Казановы, графа Калиостро или Сен-Жермена, зато ее роль в истории была едва ли не значительнее. Говорят, именно с выпущенных этой женщиной мемуаров в обществе начался пожар, который превратился во Французскую революцию. Итак, Жанна, кто она? Один из последних внебрачных потомков Генриха Валуа, девочка, выросшая в нищете, но мечтавшая о том, чтобы ее признали. Та, кто еще в детстве сумел втереться в доверие к знатной особе, получить ее покровительство, попасть на обучение в монастырь для благородных и сбежать оттуда от скуки вместе с сомнительным графом. Ну а дальше? Попытка проникнуть ко двору, обида на королеву, встреча с Калиостро, интрига вокруг пропавшего ожерелья мадам Дюбарри, о котором страстно мечтала Мария-Антуанетта... Судьба Жанны де Ла Мотт тесно связана сперва с Францией, затем с Англией, куда она вынуждена была бежать после громкого судебного процесса, связанного с одной из крупнейших афер в истории. По следам де Ла Мотт шла опасность, которую несли в себе посланные королевской четой наемники, желавшие, чтобы она замолчала. Никто не знает достоверно, закончила Жанна де Ла Мотт свой путь на Британских островах или, если верить ряду источников, добралась аж до России. Ольга Баскова придерживается второй версии. Но обо всем по порядку...
3. «За кулисами театра военных действий» — историческое исследование Виктора Королева. Книга о Первой мировой войне. Но поля сражений и судьбы солдат остались за кадром, потому что задачей автора было не показать ужас бойни, охватившей почти сорок стран, а выяснить, почему она началась и по чьему сценарию продолжалась. Он проникает в кулуары людей, стоявших у руля эпохи, ищет следы заговоров и интриг, выгод и манипуляций. И его расследование приводит к неожиданным результатам. Не так, как преподносят историю в школе, делает это Виктор Королев, притом ни на шаг не отступая от фактов. В своих выводах он отталкивается от американской доктрины Монро, подписанной два столетия назад и на века определившей политику США. Тогда они впервые попытались извлечь пользу для себя из чужой беды и сделали это успешно. Пока в Новом Свете кукловод считал барыши, в Старом марионетки проливали кровь... Вы можете посмотреть, как это было.
Перед вами три страницы истории, удаленные друг от друга на века. Каждая интересна. Во всех трех случаях авторский взгляд самобытен и далек от растиражированных стандартов. Осталось только выбрать то, что привлечет ваше внимание.