Про этот ж/д маршрут уже столько историй, мифов и обзоров, что я ждал с нетерпеньем когда же появится возможность прочувствовать все самому. И вот момент пришел. Железнодорожная ветка между Белградом в Сербии и Баром в Черногории. Поезда ходят два раза в сутки. Ночной и дневной. Я ехал на дневном. Заявленное время между Баром и ж/д станцией Белград центр - 11 часов, и 474 км, но это по расписанию, по факту дольше (об этом позже). Железничка станица Београд Центар (по сербски), кстати не конечная, дальше поезд идет до ж/д станции Земун.
Есть купейные вагоны, про них обзоров в интернете достаточно. Есть сидячие. Т.к. я решил поехать днем, то взял сидячий, билет обошелся всего в 24 евро. Закачал в телефон музыку, взял с собой перекус с водой и приготовился лицезреть потрясающие горные пейзажи из окна. Начиная от станции Биело-Поле торговцы носят пиво/колу/воду/чипсы, на большее не рассчитывайте и готовьтесь к поездке заранее.
Пришёл на вокзал в 8:40, поезд уже был на перроне, неспешно шла посадка пассажиров. Всего было три вагона. Последний как я понял черногорский. Первые две сербские, всё в граффити. Один из них как раз мой.
Вагон с сидячими местами вполне функционален. Кресла удобные, есть места для багажа над головой и специальные багажные стеллажи в начале вагона. Биотуалет. Двери в тамбур открываются по датчику движения, т.е. не нужно к ним прикасаться руками - подошел и сами открылись. К каждому месту есть свой откидной столик. На каждые два места есть металлический ящичек. Урна это или просто такой бардачок - так и не понял.
Теперь о минусах
Вагон повидал жизнь. Функционал нивелируется состоянием. Сиденья давно просятся на хорошую химчистку. Кое-где были сломаны подголовники или не закрывался фиксатор откидного столика. Урна-бардачок потому и вызвала непонимание по функционалу т.к. класть внутрь что-либо из личных вещей желания не возникло, внутри грязь и мусор. Ну и главный общий недостаток вагона - дверь в туалете не запиралась изнутри, т.к. замок был сломан.
Отправились из Бара ровно в 9:00. Далее решил посмотреть как будем придерживаться графика. Хотя бы до границы, там понятное дело тайминг нарушается.
До Подгорицы доехали с опозданием в 15 минут.
В Колашин опоздали уже на 25 минут.
А в Мойковац уже на час. Здесь же в Мойковаце появились черногорские таможенники. Проверили паспорта, печати о выезде не ставили (для Черногории это норма, если нужна печать - нужно попросить чтобы поставили). В Биело-Поле прошли проверку сербских таможенников. Багажом никто не интересуется, только документами. Выехали на из Биело-Поле на 2.5 часа позже чем должны были по расписанию.
О видах
Они потрясающие. Я давно на Балканах и к горам вроде бы привык, но с другой стороны когда есть возможность спокойно насладиться горными пейзажами - не упускаю эту возможность.
Однако в данной поездке насладиться видами не удалось... Во-первых, окна вагона грязные и запотевшие. Думал что отпотеют в процессе движения, но нет. На фото это прекрасно видно. Во-вторых, хотя я и ехал в понедельник, уже после Подгорицы вагон был заполнен практически полностью. Мое место мало того что было у прохода, так еще и спиной по ходу движения. Так что до Подгорицы еще была возможность перемещаться по незанятым местам, после уже только на своем.
Читал в других отчётах, что поезд непривычно движется, якобы быстро разгоняется и резко тормозит, сильная вибрация по вагону. Возможно такие ощущения в купейных вагонах, которые гораздо более старые. В общем вагоне с сидячими местами разницы с поездами в России не заметил. Да полотно не бесшовное как, например, в Германии. Так и в России оно тоже не бесшовное и слышен стук колёс даже в новых поездах.
Несмотря на работающую вентиляцию и открытые форточки в поезде очень быстро становится душно при каждой остановке более 5 минут. В движении нормально. Здесь стоит учесть что я ехал в августе, когда температура воздуха днем на побережье переваливала за 33 градуса.
По итогу общее опоздание составило 1 час 15 минут.
Общие впечатления от поездки в сидячем вагоне
Поездка утомительная, но и ценник более чем гуманный. Обязательно запаситесь водой и чем-то съестным. Попробуйте купить место у окна. Я не догадался спросить, жалею. Однако и на супер кадры, сделанные через окно не надейтесь, просто будет интересней ехать. Кстати, многие в своих отчетах жалуются на курящих в вагоне сербов и черногорцев. Все кто курил со мной в вагоне выходили в тамбур, да запах проникал и в салон, но не так критично как я ожидал. А так поезд как поезд, свою функцию выполняет.
Наш телеграм канал посвященный изучению сербского языка