История бренда похожа на сказку, каких в парфюмерно-косметическом мире не так много. Здесь не будет подъема с низов, варки первого крема в эмалированной кастрюльке и пробивания через социальное неравенство – всего того, из чего вырастали гиганты. Зато будет столько красоты, что берегите глаза!))
31 марта 1926 года у французского консула в Варшаве графа Гийома д’Орнано родился младший сын Юбер. Семья жила в фамильном замке в польском Мелгиеве, а корнями дворянское семейное древо упиралось в прадеда – маршала Филиппа-Антуана д’Орнано и прабабку – Марию Валевскую, чей профиль увековечен на флаконе знаменитых духов.
Через восемь лет Гийом оставил пост, и семья переехала в Париж. Сложно сказать, что привело бывшего консула к такому решению, но он углубился в косметический бизнес… Гийом сначала стал одним из соучредителей нового парфюмерного дома Lancome, а потом примкнул к сыновьям Мишелю и Юберу, основавшим в 1946 году собственную косметическую компанию Jean D'Albert.
Вообще оба брата д'Орнано получили юридическое образование, но старший, поиграв немного в семейное дело, ушел в политику и дослужился до поста сначала министра промышленности, а потом министра культуры Франции, а младший остался в бизнесе… При таком бэкграунде семья могла себе позволить заниматься даже не очень прибыльным, но зато любимым делом - Jean D'Albert выпускал дорогую парфюмерию в художественных флаконах, но… сделал самостоятельно несколько ароматов, а потом начал торговать лицензией на выпуск парфюмерии под своим именем. В 70-х бренд был продан компании Orlane, к этому моменту в деле был уже только Юбер и то потерявший интерес к семейному бизнесу.
В 1963 году Юбер женился на польской графине Изабелле Потоцкой – дочери принцессы Кристины Радзивилл. Их свадьба стала громким светским событием – на неё съехалось почти 800 гостей, а благословлял брак сам папа римский Павел VI. Вообще их семья была всегда в центре внимания – они дружили с политиками, редакторами модных журналов, дизайнерами, актёрами и бизнесменами, и… у них была идеальная семья, не замешанная ни в одном скандале! Причем это касалось и Мишеля д'Орнано, который в то время был мэром города Довиль.
В 1975 году супруги решили начать свое дело и выкупили у парфюмеров Жана-Франсуа Лапорта и Ролана де Сен-Венсана их маленький и нераскрученный бренд. Через год он обрел новую жизнь под названием Sisley, полученным в честь художника-импрессиониста Альфреда Сислея, и стартовал с выпуска фужера Eau de Campagne. Создал его молодой парфюмерный гений Жан-Клод Эллена, и аромат с запахом огородной ботвы стал классикой «зеленой» парфюмерии.
Основным направлением бренда была фитокосметика – Юбер приложил много усилий, чтобы собрать команду химиков, которые работают с растительными материалами, обеспечил лаборатории передовой техникой, а штат быстро разросся до 3 000 человек. В 70-х косметические компании активно изучали синтетические компоненты, а в «Сислей» изучали ботанику и добывали масла, эфиры и экстракты растений. По сути, это было хорошо забытое старое, но настолько хорошо, что Юбер д‘Орнано стал считаться пионером новой фитокосметологии.
Основатели бренда не рассчитывали на большие обороты и скорую прибыль, а результаты трудов стоили дороже синтетики. Цены на кремы многих отпугивали, а у многих вызывали интерес – вдруг именно столько стоит секрет вечной молодости? Продукция выходила редко, но сразу становилась бестселлером – эмульсия для защиты кожи от агрессивной среды, восстанавливающий крем, антивозрастное солнцезащитное средство, которое стоило в несколько раз дороже любого другого… На все вопросы о цене графиня д'Орнано поднимала бровь: «Неужели вы на себе экономите? Ведь ваше лицо стоит дороже всего на свете!»
Изабелла всегда тестировала на себе все новые средства и ни один продукт Sisley не мог выйти в продажу без её одобрения. Она была придирчива, поэтому могла по несколько раз отправлять новый крем на доработку – упущенные прибыли семью не беспокоили, а вот качество продукции – очень. И да, она выходила в самое пекло в новом солнцезащитном средстве, пока оно не стало допускать легкий загар без обгорания кожи.
Помимо этого Изабелла занималась исследованиями рынков и делилась своими наблюдениями: тайские и корейские женщины избалованы своими средствами, британки слишком верят в генетику, а американки хотят мгновенных результатов… У неё была маленькая фокус-группа из женщин, которые вряд ли смогут часто покупать средства ценовой категории Sisley – она давала их на пробу уборщице и ее дочери, чтобы послушать «народное» мнение. Что-то сейчас я не могу представить ни одну «графиню», запустившую свой косметический бренд, которая настолько бы углублялась в процессы.
Всё, что Юбер делал – делал для неё! Изабелла была горячо любимой женой, заботливой матерью пятерых детей и верным другом и музой дома Sisley. И в 1990 году именно ей были преподнесены новые духи Eau du Soir, которые сначала задумывались как семейный эксклюзив – композицию составляли Юбер и парфюмер Жаннин Монгин по пожеланиям Изабеллы. Она обожала розы, поэтому эта нота была обязательной, а окружили её самые ароматные цветы и мшистый терпкий кокон, который уже начинал выходить из моды.
Почти десять лет они выпускались только для подарков от семьи д'Орнано, а потом вышли в широкую продажу. Флакон с вечерним цветочным ароматом был украшен крышкой в виде головы девушки работы скульптора Бронислава Кшиштофа, и сказать, что Eau du Soir был популярным – это не сказать ничего! Покупательницам очень хотелось пахнуть как настоящая графиня, которая, кстати, была признана одной из самых элегантных женщин в мире. На данный момент это самый популярный аромат бренда.
Несколько лет дом выпускал только его фланкеры, а в 2006 году вышел жидкий темный мед на красных розах - Soir de Lune. Очень благородный, красивый и стойкий, но на мой нос слишком винтажный цветочный шипр… Горчащий мед, розы, пачули и специи собрали все традиции старой школы и даже не посмотрели на моду нулевых. Специально для Soir de Lune Бронислав Кшиштоф сделал скульптурную композицию «Девушка, целующаяся с месяцем».
Через три года вышло сразу три свежих аромата - Sisley Eau de 1, 2 и 3. Каждый из них прекрасен по-своему, но моя любовь – это мягко щекочущая нос имбирная «тройка». Жаль только, что не стойкая… В 2011 году в ароматеку дома вошел первый мужской аромат - d'Ikar, который оказался вполне себе унисексом. Мужской характер у него только на старте, когда он пахнет зеленой ботвой и ветивером, а потом он несколько манерно запудривается старой пудрой. Дизайн флакона разработал всё тот же Кшиштоф.
Шесть лет назад вышел аромат, названный в честь Изабеллы – Izia. «Изя» стала звездой! Хвойная нежная роза с пионами, холодная и чистая, нравится даже мне – категорическому нелюбителю всего розового. Очень аккуратный рассветный аромат, который в базе выдает классику всей французской парфюмерии и долго держится тихим запахом хороших духов. Вышедшая в 2021 году Izia La Nuit была действительно «ночной» – в жарких бордовых розах, помаде и смородиновых листьях с пачули гораздо сильнее чувствуется реверанс старой школе. Это уже не просто женственный, а дамский аромат...
В этом году Sisley выпустил коллекцию Les Eaux Revees, посвященную сновидениям... d'Alma – базилик и застоявшееся озерцо с мылом, d'Aria – имбирь с фруктовым оттенком, d'Ikar – ветивер и цитрусы, сделанные в память о первой версии «Икара», d'Eliya - легкий цветочно-фруктовый шампунь, d’Isa – травянистый одеколон с мшистостью, но самым интересным мне показался d'Hubert, названный в честь основателя дома: сочетание плесени, земли и мятного масла тревожно как вязкий бытовой сон с неопределенной концовкой...
Юбер ушёл из жизни в 2015 году, оставив семье миллиардное наследство. Пост главы дома уже два года занимал старший сын Филипп, вице-президентом стала младшая дочь Кристина, а старшая сестра Элизабет возглавила благотворительный фонд Sisley... К этому моменту супруги д'Орнано потеряли двоих детей - Марк в 20 лет разбился в автокатастрофе, а Летиция погибла при невыясненных обстоятельствах в 43 года.
Филипп не из тех наследников, кто берется за дело без охоты, прожигает пару миллионов и при первых трудностях продает семейный многолетний бизнес. У Sisley под его руководством все очень неплохо, тем более, что мама всегда может подсказать мудрое решение.
Компания принципиально производит продукцию только во Франции и там же находится её основной рынок сбыта, на втором месте по количеству любителей средств от Sisley стоит Китай.
В Sisley работают не только дети Юбера и Изабеллы, но уже и внуки, племянницы по линии графини Потоцкой, двоюродные сестры племянниц, да кого там только нет! Клан д'Орнано огромный, очень сплоченный и очень деловой - там есть все: от программиста до ювелира. При этом даже нельзя сказать, что без бренда семья разорится и начнет распродавать фамильный антиквариат, нет – они просто любят свое дело.
P.S. Sisley – это еще и бренд одежды. Изабелла зарегистрировала его в конце 60-х, но через несколько лет продала марку компании Benetton и больше семья к ней отношения не имела.