Найти в Дзене
PRO ДОРОГИ

Реконстркция развязки Рязанского проспекта и МКАД. Крупнейший провал Собянина и Хуснуллина

Оглавление

К работе команды мэра Москвы С.С. Собянина можно относиться по-разному, но факт остается фактом - за время мэрства Собянина дорожная сеть столицы получила сильное развитие. Были проекты спорные, дорогие и сомнительные.

А было и просто полное г...о разочарование.

Да, речь идет об одном из главных градостроительных провалов Москвы за последние десятилетия.

Не все жители столицы понимают, почему именно реконструкция транспортной развязки на пересечении МКАД и Рязанского проспекта является главным дорожным фейлом Собянинской команды, поэтому сегодня разберём, посему проект провалился, какие ошибки допустили и почему до сих пор власти ничего не могут сделать с местом вечных заторов.

От затора к затору

Транспортная развязка на пересечении МКАД и Рязанского проспекта, расположенная на стыке Восточного и Юго-Восточного округов Москвы, всегда была достаточно проблемной. Отсутствие обособленных полос для разгона и торможения негативно сказывалось на пропускной способности дороги, маленькие съезды быстро забивались машинами и в часы пик развязка "вставала", парализуя хвостами машин прилегающие магистрали.

Поэтому когда было объявлено о реконструкции морально и технически устаревшего пересечения дорог, были светлые надежды на то, что все существующие проектные ошибки исправят и мы получим удобную развязку с высокой пропускной способностью.

Но надежды не оправдались.

Проблемы начались еще на стадии проектирования, когда проект реконструкции несколько раз переделывали, а стоимость строительства пересчитывали. В итоге уже анонсированные стоимости меняли, причем то в большую, то в меньшую сторону.

Проект лихорадило, а строительные работы еще даже не начались.

В итоге стройка тянулась с 2013 по 2016 год, финальная смета составила 6,5 млрд. рублей, а на выходе получилось совсем не то, что нам обещали столичные власти.

Что же провалился масштабный проект, реализуемый под контролем тогда еще заммэра Москвы Марата Хуснуллина?

Причины провала

Для начала взгляните на рендер, который власти представили нам уже в тот момент, когда рабочая документация была утверждена, а стройка началась. С этим рендером не так всё, но только до того момента, пока вы не поменяете стрелки "Москва" и "область" местами. После этого удивительным образом все становиться на свои места!

-2

Но халтура на рендере не закончилась. Принятые проектные решения оказались просто не увязаны со всей улично-дорожной сетью, в результате чего развязка только ухудшила существующее положение дел!

Итак, что мы получили?

1. Бесполезный дублёр на Рязанском проспекте

Дублёр на развязках нужен для выполнения двух полезных функций:

  1. Не давать съезжающим с пересекаемой дороги машинам возможности резко уйти в левые ряды, тем самым создать аварийную ситуацию
  2. Структурировать поток, который съезжает с основной дороги на пересекаемую (то есть с Рязанского проспекта на МКАД), в том числе лишив их возможности вклиниться 2-м, 3-м и 10-м рядом.

Но хороший замысел не был реализован.

Как должен работать дублёр
Как должен работать дублёр
Как на самом деле работает дублёр
Как на самом деле работает дублёр

Основная причина провала - дублёр оказался слишком коротким. Из-за неудобного съезда на МКАД (о нём позже), дублёр быстро "встаёт", хвост вытягивается на Рязанский проспект, машины закрывают съезд на внутреннюю сторону МКАД, а водители пытаются влезть 2-м, 3-м, а иногда и 4-м рядом, что почти полностью парализует движение по Рязанскому проспекту в сторону области. В вечерние часы-пик часто для движения остается свободной только одна полоса.

Также движению раньше мешал Самаркандский бульвар. От него до дублёра всего 140 - 145 метров, а до съезда на внутреннюю сторону МКАД и вовсе меньше 50 метров.

Выезжающие с Самаркандского бульвара машины "перерезают" движущийся на дублёр поток, а стоящий дублёр, в итоге, перекрывает сам бульвар, что приводит к тому, что машины с него выезжают сразу в левые ряды Рязанского проспекта и тормозят их. В итоге стоят все.

Пересечение Самаркандского бульвара и Рязанского проспекта у МКАД.
Пересечение Самаркандского бульвара и Рязанского проспекта у МКАД.

Сейчас ситуацию немного улучшили: вернули светофор на пересечении Самаркандского бульвара и Рязанского проспекта. Благодаря ему конфликтная точка исчезла, а с Самаркандского бульвара можно стало напрямую выезжать на Рязанский проспект в сторону центра. Но в часы-пик затор никуда не делся.

Что можно было сделать?

Дублёр можно было не просто удлинить, а соединить его с дублером Рязанского проспекта в районе ГУУ и Ташкентской улицы. Длина удлинения составила бы менее 500 метров, но были бы решены следующие проблемы:

  1. Короткая длина дублёра, приводящая к его быстрому "забиванию" машинами;
  2. Отсутствие возможности непорядочным водителям доехать до конца и вклинится 2-м рядом;
  3. Устранение конфликтной точки на пересечении с Самаркандским бульваром (регулируемый выезд с него в центр можно сохранить по принципу Ташкентской улицы).

На карте это выглядело бы так:

Визуализация единого дублёра на Рязанском проспекте в область.
Визуализация единого дублёра на Рязанском проспекте в область.

Но пока мы имеем стабильный затор в этом месте, который сводит на нет относительно быстрой проезд по Рязанскому проспекту из центра.

2. Съезды с Рязанского проспекта на МКАД

Как я говорил ранее, со съездом с Разанского проспекта (через дублёр) на внешнюю сторону МКАД также есть проблемы. Точнее одна проблема: с ним ничего не сделали.

Да, в рамках реконструкции съезд загнали на дублёр, но все его геометрические характеристики, включая неудобный выезд на МКАД, остались неизменными. Посмотрите сами:

Поначалу не изменили даже схему организации дорожного движения: съезд производился прямо в поток машин, движущихся по МКАД. Потом внесли корректировки и сделали выделенную полосу. Правда одну общую со съездом с Лермонтовского проспекта на МКАД, который расположен всего в 230 метрах. В результате машины с Рязанского проспекта перекрывали движение с Лермонтовского проспекта на МКАД. , в результате чего вставали оба съезда.

Со съездом с Лемонтовского проспекта на внешнюю сторону МКАД ситуацию аналогичная. К нему приделали неплохой правоповоротный съезд на внутреннюю сторону МКАД, однако съезд на внешнюю сторону остался таким же, как и до реконструкции. Как результат - выезд стоит.

Сегодня проблему съездов на МКАД немного улучшили за счёт изменения схемы ОДД. Теперь у всех есть своя обособленная полоса для движения, пусть и коротная.

И, возможно, всё было бы не так плохо, если бы не Косинское шоссе / Северо-восточная хорда / МСД.

3. Неучтенное Косинское шоссе

Косинское шоссе вместе с Косинской развязкой было открыто для движения в 2011 году. Таким образом менее чем в 500 метрах от одного крупного транспортного узла появился второй. И они НИКАК не
были связаны между собой. Косинское шоссе стало дорогой в развивающиеся районы Косино-Ухтомский и ещё только начинавшую усиленно застраиваться Некрасовку, но уже тогда были ясны планы по развитию этих районов. А значит было понятно, что машин туда будет ехать
очень много.

На одном участке расположено сразу 3 развязки, из которых 2 магистральные
На одном участке расположено сразу 3 развязки, из которых 2 магистральные

Так что было логично учесть этот факт и в рамках реконструкции попробовать сделать единый транспортный узел, тем более время было. Но нет. Никаких изменений в проект вносить не стали.

Теперь выезд на МКАД со стороны Лермонтовского проспекта (из области) находится менее чем в 300 метрах от съезда с МКАД на Косинское шоссе / СВХ в сторону Некрасовки. Разумеется выезжающий и съезжающий транспортные потоки пересекаются. Оба потока тормозят, движение стопорится.

Растояние между съездами - около 260 метров. Это очень мало для скоростной дороги.
Растояние между съездами - около 260 метров. Это очень мало для скоростной дороги.

Что можно было сделать?

На стадии проектирования и даже составления рабочей документации можно было внести множество проектных решений, чтобы увязать между собой "соседей". Самым простым вариантом до сих пор является дублёр на МКАД, который стал бы единим коридором для Рязанского проспекта и СВХ/МСД, тем самым обеспечив транзит по основному ходу.

Забавно, что дублер действительно сделали. Частично. И не там, где надо. Сейчас дублер существует за 1 км до проблемного места и "закрывает" въезд/выезд в ТЦ и в логистическую зону, а также съезд с МКАД на Лермонтовский и Рязанский проспекты. Но до нужного места дублёр не провели. Помешали проектные значения, ведь дублер бы прошел по путепроводу, а он под массу металлоконструкции не рассчитан.

Существующей дублёр на МКАД, построенный в рамках реконструкции
Существующей дублёр на МКАД, построенный в рамках реконструкции

Можно было попробовать реализовать дублёр за счёт делиниаторов (конусов), или хотя бы за счёт разметки. Можно было попробовать сделать хоть что-то за 10 лет с начала строительства. Но не сделали.

Что хорошего построили за 6,5 млрд. рублей

На что же в итоге ушли такие деньги, если полезного эффекта от работ не видно?

На самом деле в рамках реконструкции развязки все же было сделано несколько полезных вещей:

  1. Построен дублёр на МКАД (о котором сказано выше)
  2. Построен удобный правоповоротный съезд с Лермонтовского проспекта на МКАД (внутренняя сторона), ради которого прорыли очень дорогой тоннель.
  3. Построен правоповоротный съезд с МКАД (внешняя страна) на Рязанский проспект в центр через эстакаду (тоже дорогую).
  4. Построен оттянутый "клеверный" съезд с МКАД (внутренняя сторона) на Рязанский проспект в центр.

Сказать, что этим меры плохие или бесполезные нельзя. Они улучшили ситуацию. Но она и так не была ужасной в тех местах, куда было вложено больше всего сил и денег. А вот с патовыми местами проблему не решили.

ИТОГ

Итогом проекта можно назвать известный всем девиз:

Меняем хорошее на новое

Дорогая реконструкция по-факту завершилась провалом, а её результатом стали:

1. Улучшение вещей, с которыми и так всё было неплохо

2. Игнорирование проблем, которые нужно было решать

Сегодня, по истечению 10 лет с момента начала работ по реконструкции участка, стоит сделать несколько неутешительных выводов:

а) проект провалился, т.к. не справился с главной своей задачей - оптимизацией движения на пересечении Рязанского проспекта и МКАД;

б) проектировщики и власти не увязали проект реконструкции с прилегающей улично-дорожной сетью, что негативно сказалось на всем КПД проекта;

в) не обязательно проводить новую реконструкцию, чтобы привести участок в порядок. Ряд проблем можно минимизировать в рамках ремонта и оптимизации схемы движения. За 10 лет проектировщики и строители столицы наработали хороший опыт, который можно применить к этому участку.

Нельзя сказать, что власти совсем игнорируют проблему на этом месте, но и эффективных мер явно принято не было. За все время с момента открытия развязки в лучшую сторону изменилась только разметка на МКАД. Даже регулярный ремонт Рязанского путепровода как будто не дает эффекта и уже в следующий сезон дорога снова покрывается выбоинами, которые тормозят и без того проблемное движение.

Возможно в будущем мы увидим улучшение ситуации, ведь уже анонсирована реконструкция МКАД от Шоссе Энтузиастов до Вешняковской эстакады, а там и до Рязанского проспекта рукой подать.


***

Спасибо, что дочитали до конца!
Лучшая ваша поддержка, это

  • лайк 👍
  • подписка на канал ☝️
  • репост ⤴️
-13

Поддержать канал

Читайте на канале PRO ДОРОГИ:

Реконструкция развязки МКАД и ул. Верхние поля: "Садовод" и "МЕГА" без пробок
PRO ДОРОГИ11 мая 2023