Трасса М-5 "Урал" является одной из главных магистралей страны.
Длина трассы составляет почти 1900 км, что делает её 4-ой по протяженности дорогой России и 1-й в европейской её части. Трасса связывает собой Москву и Челябинск, а также проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Тольятти, Самару и Уфу.
Кроме этого трасса фактически связывает не только Центральный федеральный округ с Уралом, но и с Сибирью и Дальним Востоком, поскольку с восточной стороны Челябинска начинается трасса Р-254 "Иртыш", проходящая через Курган и Омск до Новосибирска, а Р-254 "переходит" в Р-255 "Сибирь", соединяющую Новосибирск, Кемерово, Красноярск и Иркутск. От Иркутска до Читы пролегает трасса Р-258 "Байкал", а дальше до Хабаровска тянется бескрайная Р-297 "Амур" (№ 2 в списке самых длинных трасс России).
Так что М-5 поистине всероссийская трасса, альтернативу которой составляет только М-7 "Волга". Разумеется, нагрузка на такую магистраль колоссальная. Согласно данным издания "За рулем" со ссылкой на данные Минтранса РФ, М-5 "Урал" является самой загруженной трассой России. Самым загруженным участком является, разумеется, Московская область, и чем ближе к Москве - тем ситуация хуже.
Проблемы: от Москвы до Москвы
Самым проблемным участком на протяжении последних десятилетий был и остается участок трассы км 20- км 36, то есть непосредственно от границы с Москвой в районе Котельники до моста через реку Москву. Участок проходит через посёлок Октябрьский и деревню Островцы, но пусть слова "посёлок" и "деревня" не вводят вас в заблуждение - эти два населённых пункта, не имеющие между собой четкой границы, образуют полноценный город с суммарным населением около 130 тысяч человек. Разумеется через этот "город" ходит общественный транспорт, в нем много пешеходных переходов, перекрестков, магазинов и пр., и все это тормозит гигантский транзитный поток.
Но даже преодолев населённики, поток упирался в сужение на мосту через Москву-реку, где 4 полосы для движения превращались в 2.
Пробка здесь - это обычное состояние потока. На преодоление 15 километрового участка обычно уходит не менее 1 часа, а в пиковые часы летнего сезона и 2 часа становятся нормой. Казалось, что водители и жители близлежащих населённых пунктов уже смирились со своей судьбой, но вдруг власти анонсировали строительство дороги в обход Островцов и Октябрьского. Неужели скоро поедем?
Решение: строительство и реконструкция
Начавшее строительство можно разделить на 3 этапа в соответствие с проектной документацией и проторгованными госконтрактами:
1) Реконструкция участка дороги км 19 - км 28;
2) Строительство нового участка км 28 - км 36 (обход п. Октябрьского) с мостом (левым) через реку Москву (этап 2)
3) Строительство моста (право) через р. Москву и реконструкция прилегающих подходов (этап 1).
1. Реконструкция участка км 19 - км 28.
Статус: завершено.
Генеральный подрядчик: ООО "Трансстроймеханизация"
Стоимость работ: 5,036 млрд. руб.
Технические характеристики:
- Категория – 1Б (основной ход), II (дублёры);
- расчетная скорость – 120 км/ч;
- тип покрытия - ЩМА-15
- число полос движения – 10 (5+5); + дублёры
- ширина полосы движения - 3,75 м;
- ширина разделительной полосы - 5 м.
В рамках реконструкции существующего участка был проделан большой объем работ, благодаря которым вместо 6 полосной дороги (3+3 в каждую сторону) дорога стала 10 полосной (5+5) по основному ходу, а также обзавелась дублерами по 2 полосы движения, таким образом максимальное количество полос стало достигать 14. На дублеры были убраны все примыкания и объекты сервиса, благодаря чему движение по основному ходу стало полностью транзитным. Также было заложено 4 подземных пешеходных перехода и 1 надземный.
Разумеется, под удар попали как жители прилегающего СНТ Ручеёк, к домам которых дорога стала значительно ближе, так и бизнес: под снос попал гипермаркет Перекресток, АЗС Astra (через её территорию водители раньше очень любили "объезжать" затор) и другие. Но так как строительством дороги занималось ООО "Трансстроймеханизация" (они же строят часть трассы М-12 "Москва-Казань" о который мы писали ранее), входящее в группу компаний АО "Дороги и Мосты", за которой стоит всем известный друг В. Путина Аркадий Роттенберг и владелец крупнейшего железнодорожного подрядчика "1520" Алексей Крапивин (сын "железнодорожного короля" Андрея Крапивина), то все вопросы с недовольными были решены быстро. Стройку завершили в назначенный срок. Стало лучше, но пока ненамного - на 28 километре за Лыткаринской развязкой 5-6 полос для движения превращаются в 2 и дорога встает, причем хвост тянется на километры.
Таким образом в моменте мы видим, что строителям удалось немного улучшить ситуацию и отодвинуть затор почти на 10 километров, но без следующего этапа строительства эти меры не имеют смысла.
2. Строительство участка км 28 - км 36
Статус: идет строительство.
Сроки окончания работ: 05 июня 2023 г
UPD:
По официальной предоставленной информации выполнение работ планируется до декабря 2023 г. 2024 года
Генподрядчик: ПАО "МОСТОТРЕСТ" (АО "Дороги и Мосты")
Стоимость работ: 25,204 млрд. руб.
Технические характеристика дороги:
- Категория – 1Б;
- протяженность – 11,125 км;
- расчетная скорость – 120 км/ч;
- тип покрытия: ЩМА-15
- число полос движения – 8 (4+4);
- ширина полосы движения: 3,75 м;
- ширина обочин – 3,75 м;
- ширина разделительной полосы – 12,5 м;
Ключевым участком строительства станет долгожданный обход п. Октябрьский и д. Островцы, который наконец позволит транзитному трафику беспрепятственно двигаться дальше по трассе, а жителям Островцов, Октябрьского и прилегающих населенных пунктов жить без шумной трассы под окнами. В теории в выигрыше окажутся все. В рамках строительства возводится абсолютно новая дорога. Ширина стандартная: по 2 полосы в каждую сторону, разделение по оси. Светофоров не будет, перекрестков в одном уровне тоже.
В рамках данного этапа строительства также будет возведен второй (левый) мост через реку Москву, который будет использоваться для движения транспорта из области. Участок на 35-36 километре (за мостом в сторону Бронниц) также расширят, сделают по 4 полосы для движения в каждую сторону и реконструируют существующие съезды.
Кроме эстакад на начальном и конечном участке дороги, будет простроена одна транспортная развязка с Островецким шоссе. Стоит отметить, что тип развязки был выбран морально устаревший, примыкание съездов к шоссе неудобное и будет реализовано либо через мини-кольца, либо через установку светофора (пока реализуется первый вариант). Такие решения хороши для дорог с низкой интенсивностью, и такая развязка была бы уместна где-нибудь на участке между Рязанью и Пензой, но строить её на самом загруженном участке дороги в 2023 году - глупость. Даже если развязка будет справляться с транспортными потоками на момент запуска, ввод нового ЖК сразу "застопорит" её, а строительство новых домов и районов в этих окрестностях сейчас идет с удвоенной силой.
Несмотря на то, что до сдачи объекта в эксплуатацию осталось всего пару месяцев, степень готовности объекта ещё достаточно низкая. Сейчас строители мобилизовали все свои ресурсы, чтобы завершить работы к сроку. Но как мы знаем, спешка ни к чему хорошему не приводит.
Обновление информации на 20.04.2023 г.:
По условиям подписанного допсоглошения, работы должны быть выполнены к 05.06.2023 г. (как и сообщалось ранее), но при этом срок действия контракта продел до 31.12.2024 года с указанием, что срок завершения отдельных видов работ устанавливается графиком.
Что это значит? Ровно то, что строители теперь смогут переносить сроки сдачи объекта вплоть до конца 2024 года. В версии графика, с которым нам удалось ознакомиться, характерные для подготовки к запуску движения работы, назначены на декабрь 2023 года.
Обновление информации на 03.10.2023 г.:
Нами был направлен запрос в Росавтодор о сроках открытия участка. В ведомстве официальном подтвердили, что завершение работ планируется только в конце 2024 года.
3. Строительство участка км 34 - км 36 (правая часть моста и подходы)
Статус: завершено.
Генподрядчик: ПАО "МОСТОТРЕСТ" (АО "Дороги и Мосты")
Стоимость работ: 3,426 млрд. руб.
В рамках строительства нового участка будет простроена сразу 2 моста через реку Москву: по одному будет осуществляться движение в область, по другому - в Москву.
Для того, чтобы перезапустить движение по 4 полноценным полосам первый (правый) мост построили отдельно в рамках 1 этапа строительства. Сейчас движение осуществляется полностью по нему по схеме 2+2 (на мосту только 4 полосы для движения). Старый Боровский мост также используется для прямой связи со старым Рязанским шоссе: вопреки слухам демонтировать его не собираются.
Движение было полностью открыто по путепроводу в 2021 году. Даже один мост помог улучшить ситуацию: дорога избавилась об "бутылочного горлышка" при движении в область и пробка почти исчезла. Но в обратную сторону проблема сохраняется, причем не только из-за строительства второго моста и сопутствующем сужении дороги, но и из-за перекрёстков в Островцах, которые собирают огромные хвосты транспорта, доходящие до моста.
ИТОГ: поедем с ветерком?
Несмотря на ряд спорных моментов в проекте, в том числе устаревшие транспортные развязки, мы очень позитивно оцениваем этот проект и не ожидаем, что проектные ошибки смогут критически испортить проект.
Главный плюс данной стройки, что она решает сразу 2 проблемы:
1. Обеспечение транзитного потока от Москвы в область
2. Вывод огромного транзитного потока из населенных пунктов.
Как итог мы ожидаем если не полного исчезновения пробок на данном участке, то сведения их до минимума. А жители Мирного, Октябрьского и Островцов наконец получат нормальную улично-дорожную сеть внутри городского образования, а не вечно забитую грузовиками, стоящую в глухой пробке трассу.
Оправдает ли новая дорога наши ожидания - узнаем в июне этого года.
Не пожалейте 3 секунд и:
- поставьте лайк 👍
- подпишитесь на канал ☝️
А также читайте на Канале:
- Проживём без дорог. Правительство урезает дорожное финансирование