Коллега психолог спросила меня недавно о том, как я применяю метафорические ассоциативные карты в работе с детьми/подростками?
Работаю давно этим инструментом и хочу сказать, что есть особенности в применении МАК в работе с детьми:
- тщательно выбираем колоды, соответственно возрасту;
- делим колоду на части, так как ребёнку трудно воспринять большое количество образов;
- работа с колодой должна быть недолгой, дети быстро утомляются, поэтому берём короткие упражнения или адаптируем их;
- совмещаем в работе несколько видов деятельности, например, рисование, лепку, сочинение, игру и проч.
- не со всеми детьми можно применять МАК, например, если у ребёнка интеллектуальные нарушения или неразвито воображение, то карточные образы могут вызвать непонимание и даже протест.
Метафорические ассоциативные карты хороши в работе с детской травмой. Когда на протяжении ряда сессий через образы происходит соприкосновение с тяжёлыми воспоминаниями, а потом переработка и принятие травматичного опыта.
На первых сессиях большую роль играют универсальные колоды, которые позволяют выявить области влияния события, посмотреть состояние здоровья, область интересов, коммуникацию ребёнка. На этом этапе я применяю такие колоды: "Дерево", "Лестницы", "Дороги". "О природе, о погоде" и проч., можно также поработать с портретными колодами.
На примере работы с колодой "Дерево" покажу, как можно провести сессию.
Обращаемся к ребёнку, настраиваем его на работу.
1.Расслабься, сосредоточься на дыхании, послушай, как ты дышишь. Почувствуй, как напряжение уходит и расслабляются твои: лицо, руки, грудь, спина, живот, ноги. Твоё тело становится лёгким, как пёрышко.
Предлагаем образ.
2. А теперь представь, что ты дерево. Посмотри на себя со стороны. Какое ты дерево: большое или маленькое, какие у тебя ветки, есть ли на них листья или цветы?
Включаем в работу МАК.
3. Посмотри на изображения деревьев (ребёнку предлагается взять в руки половину колоды), выбери те. которые похожи на тебя (1-3 карты). Расскажи об этих деревьях/дереве: как они себя чувствуют? Где растут? Есть ли у них корни?
4.Выбери слова, которые описывают их состояние (предлагается словарная колода), положи вокруг изображений дерева/деревьев. Расскажи об этом.
5. Представь, что члены твоей семьи тоже деревья. Какими они могли бы быть? Выбери из колоды те, которые похожи на них (ребёнку предлагается взять в руки вторую половину колоды). Расскажи об этих деревьях/дереве: как они себя чувствуют? Где растут? Есть ли у них корни?
6. Расположи изображения деревьев так, как тебе хочется.
7.Выбери слова, которые описывают ваши отношения (предлагается словарная колода), положи между своим деревом и другими. Расскажи об этом.
8.Подумай, что тебе бы хотелось сделать для деревьев? Расскажи об этом.
Переходим к другому виду деятельности.
Завершить сессию можно:
-визуализацией образов деревьев;
-можно сделать итоговый рисунок, дополняя его изображениями заботы и поддержки;
- перенести работу в песочницу, поместить карты на песок и дополнить образы фигурками, оживить картинки;
- ещё один вариант - сочинение истории о семье деревьев.
В зависимости от цели сессии.
Если вы обнаружили признаки усталости, истощения, одиночества и проч., то соответственно далее работаем над этим: разбираемся, ищем ресурсы, внешнюю поддержку, пока не касаясь травматичного события.
Рекомендую специалистам, работающим с детьми применять МАК инструмент.
Успехов! А как вы применяете МАК? Какие колоды любите? Рада буду вашим отзывам и комментариям.
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33
Через сайт: https://elena-stankevich.ru/
Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru