Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

МАК инструмент в работе детского психолога.

Коллега психолог спросила меня недавно о том, как я применяю метафорические ассоциативные карты в работе с детьми/подростками?

Работаю давно этим инструментом и хочу сказать, что есть особенности в применении МАК в работе с детьми:

- тщательно выбираем колоды, соответственно возрасту;

- делим колоду на части, так как ребёнку трудно воспринять большое количество образов;

- работа с колодой должна быть недолгой, дети быстро утомляются, поэтому берём короткие упражнения или адаптируем их;

- совмещаем в работе несколько видов деятельности, например, рисование, лепку, сочинение, игру и проч.

- не со всеми детьми можно применять МАК, например, если у ребёнка интеллектуальные нарушения или неразвито воображение, то карточные образы могут вызвать непонимание и даже протест.

Метафорические ассоциативные карты хороши в работе с детской травмой. Когда на протяжении ряда сессий через образы происходит соприкосновение с тяжёлыми воспоминаниями, а потом переработка и принятие травматичного опыта.

На первых сессиях большую роль играют универсальные колоды, которые позволяют выявить области влияния события, посмотреть состояние здоровья, область интересов, коммуникацию ребёнка. На этом этапе я применяю такие колоды: "Дерево", "Лестницы", "Дороги". "О природе, о погоде" и проч., можно также поработать с портретными колодами.

На примере работы с колодой "Дерево" покажу, как можно провести сессию.

Обращаемся к ребёнку, настраиваем его на работу.

1.Расслабься, сосредоточься на дыхании, послушай, как ты дышишь. Почувствуй, как напряжение уходит и расслабляются твои: лицо, руки, грудь, спина, живот, ноги. Твоё тело становится лёгким, как пёрышко.

Предлагаем образ.

2. А теперь представь, что ты дерево. Посмотри на себя со стороны. Какое ты дерево: большое или маленькое, какие у тебя ветки, есть ли на них листья или цветы?

Включаем в работу МАК.

3. Посмотри на изображения деревьев (ребёнку предлагается взять в руки половину колоды), выбери те. которые похожи на тебя (1-3 карты). Расскажи об этих деревьях/дереве: как они себя чувствуют? Где растут? Есть ли у них корни?

4.Выбери слова, которые описывают их состояние (предлагается словарная колода), положи вокруг изображений дерева/деревьев. Расскажи об этом.

5. Представь, что члены твоей семьи тоже деревья. Какими они могли бы быть? Выбери из колоды те, которые похожи на них (ребёнку предлагается взять в руки вторую половину колоды). Расскажи об этих деревьях/дереве: как они себя чувствуют? Где растут? Есть ли у них корни?

6. Расположи изображения деревьев так, как тебе хочется.

7.Выбери слова, которые описывают ваши отношения (предлагается словарная колода), положи между своим деревом и другими. Расскажи об этом.

8.Подумай, что тебе бы хотелось сделать для деревьев? Расскажи об этом.

Переходим к другому виду деятельности.

Завершить сессию можно:

-визуализацией образов деревьев;

-можно сделать итоговый рисунок, дополняя его изображениями заботы и поддержки;

- перенести работу в песочницу, поместить карты на песок и дополнить образы фигурками, оживить картинки;

- ещё один вариант - сочинение истории о семье деревьев.

В зависимости от цели сессии.

Если вы обнаружили признаки усталости, истощения, одиночества и проч., то соответственно далее работаем над этим: разбираемся, ищем ресурсы, внешнюю поддержку, пока не касаясь травматичного события.

Рекомендую специалистам, работающим с детьми применять МАК инструмент.

Успехов! А как вы применяете МАК? Какие колоды любите? Рада буду вашим отзывам и комментариям.

Ваша Елена Станкевич

Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33

Через сайт: https://elena-stankevich.ru/

Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru