Есть несколько распространенных типов открывающих сцен, на которые можно ориентироваться новичкам.
- Ошеломляющая сцена
Сцена погони, драки, чего-то неожиданного, шокирующего, которая сразу заинтригует зрителя. В некоторых проектах на такие сцены уходит заметная часть бюджета. Так создатели фильма как бы показывают, что здесь собрались крутые ребята, которые сейчас будут делать все, чтобы вас развлечь.
Но важно, чтобы такая сцена была продиктована жанром и сюжетом, а не одним лишь желанием привлечь внимание.
- Обычный день главного героя
В экспозиции автор показывает как герой живет и что есть его основной мир: что он делает изо дня в день, что любит и так далее.
- Прошлое героя
Автор показывает детство, юность или другой период из прошлого героя, а потом настоящее время. Так можно быстро дать понять зрителю какой контраст между героем прошлого и настоящего, или объяснить какую-то особенность персонажа, мотивацию, на формирование которой повлияло прошлое.
- Cеттинг
Иногда вводить героя сразу не обязательно. Если история, например, про войну, можно сначала показать военное время и то, что происходит в этот исторический период.
- Рассказчик
Сцена может начинаться с рассказа истории закадровым голосом или самим героем (как в сериалах Фанатик или Дрянь).
- Монтажная сцена
Автор показывает сразу несколько событий в формате клипа или другой нарезки кадров. Скажем, герой собирается в дорогу, потом летит или едет куда-то, выходит из аэропорта и т. д.
Что поможет написать открывающую сцену
- Главный драматический вопрос должен возникнуть как можно раньше.
- Для того чтобы нарушать правила, нужно знать что это за правила и зачем их нарушать. Стоит это делать, если это как-то уникально развивает вашу историю и делает ее лучше.
- Специфика сериала такова, что в нем экспозиция более короткая. Ведь переключить канал гораздо быстрее, чем выйти из кинотеатра. В полном же метре, можно, при необходимости, наоборот, сделать экспозицию чуть длиннее.
- Не вмешивайтесь в работу режиссера и актера. Кино - это коллективное действие, которое получается, только тогда, когда каждый выполняет свою работу. Не прописывайте каждое движение актера, и положение камеры, если это не меняет суть истории.
- Сразу подумайте, какими способами можно представить слабости и черты характера героя, которые помогут зрителю понять к какому архетипу относится герой. Это должна быть в первую очередь визуальная информация. Выводы зритель сделает по действиям героя, ведь люди привыкли верить своим глазам.
- Если ваша вселенная работает по особенным, странным правилам, нужно найти возможность рассказать об этом зрителю и заявить особенности мира в первых сценах.
- Вы пишете сценарий фильма, а не радиоспектакль, поэтому не забывайте делать акцент на визуальный язык сторителлинга.
- При длинной экспозиции, сделать ее более динамичной, помогает прием флэш форвард. Когда мы увидим яркую сцену из будущего, куда приведет история. А потом начнем смотреть все с самого начала.
Общие характеристики для открывающих сцен
- Важно постоянно помнить, что история у вас про главного героя, именно поэтому он вводится раньше всех. Заявляйте его через поведение, действия и реакции. Заряжайте зрителя желанием узнать больше о судьбе героя.
- Все, что вы считаете нужным донести до зрителя, вы доносите через экранный показ. Это сложно, многие авторы теряют главное при переносе идей на бумагу, забывают что-то написать, в итоге, со стороны история становится непонятной. Это важный элемент мастерства, рассказать все, что вы хотели так, чтобы это понимали не только вы, но и те, кто видит ваш текст впервые.
- Следите за хронометражем, сцена длится от нескольких секунд до нескольких минут и не нужно сильно заходить за это время, только по необходимости и в виде исключений.
Клише: чего избегать
Ваша задача как новичка, удивить зрителя. Есть приемы, которые совсем приелись и считаются клише:
- Утро главного героя - просыпается чистит зубы и так далее. Один из самых избитых вариантов.
- Обманка - герой отправляется на луну, а потом оказывается, что это сон или съемки фильма.
- День рождения главного героя, где его все поздравляют, и зритель узнает, кто такой герой и сколько ему лет и т. д.
- Утренняя пробежка - это тоже клише.
- С голосом за кадром тоже нужно быть осторожным, сейчас очень немногие умеют использовать этот прием по-настоящему круто. И часто, прием не оправдан. Подумайте, можно ли донести всю необходимую информацию без рассказчика.
- Не бойтесь белого листа, пишите что есть, к первой сцене всегда можно вернуться и переписать, главное писать. Пусть для начала у вас будет хоть что-то, со временем вы разойдётесь, потом вернетесь и доработаете. Сценарий не пишется, а переписывается.
Часто, чтобы понять с чего история начнется, надо понять, чем она закончится. Это как с постановкой цели самому себе, например, вы решили переехать в другую страну. Это ваш финал, но какие шаги вы предпримите, с чего начнете? С изучения языка, накопления денег, сбора документов?
Это и хочет узнать зритель в первой сцене, какая цель у героя, каково его исходное положение, насколько сложно ему будет к этой цели добраться. Если он поймет, что путь героя намечается интересный, он останется с вами.
Больше материалов: