Найти тему
SteinTank

E 25 — она вам не "блоха"!

Ave, господа! Сегодня мы поговорим о настоящей легенде Мира Танков — немецкой ПТ-САУ VII уровня E 25. С момента ввода в 2013 году и по сей день, эта самоходка является одной из самых сильных машин на своём уровне, а за малые габариты и отличную подвижность игроки прозвали её "блохой". Но не многие знают, что в реальности у E 25 существовало несколько модификаций, и не исключено, что мы можем увидеть их в нашей игре. Но обо всём по порядку.

Модификации E 25 от Adlerwerke в представлении автора
Модификации E 25 от Adlerwerke в представлении автора

Что такое E-серия?

Немецкие танки времён Второй мировой войны имели два серьёзных недостатка: они были дорогими в изготовлении и сложными в ремонте. Именно эти проблемы предполагалось исправить, создав целую серию новых машин, отличающихся технологичностью, простотой обслуживания и взаимозаменяемыми узлами и агрегатами. Все проекты этого направления получали индекс E (от нем. Entwicklung — разработка), а число в названии должно было означать весовой предел танка (в тоннах). Правда, по мере продвижения работ все проекты значительно "растолстели", и фактический вес бронемашин значительно отличался от изначальных требований. Всего предполагалось создать 5 танков:

-2

E 25

Работы по созданию танка массой 25-30 тонн начались ещё в 1943 году. Предполагалось, что новая машина заменит устаревшие средние танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, а также самоходки, созданные на их базе (StuG III и StuG IV). Разработка машины велась параллельно двумя конструкторскими бюро: Porsche (в сотрудничестве с Rheinmetall-Borsig) и Adlerwerke (в сотрудничестве с Argus).

Интересно, что в то время немцы считали возможным отказаться от башни на танках, что позволяло упростить производство, а также снизить вес и высоту силуэта боевой машины. Такой подход был применён и на E 10, и на E 25, которые хоть и обозначались в немецкой документации как танки, по сути являлись самоходными установками.

Вариант Porsche

Работы над новым танком начались ещё весной 1943, и Фердинанд Порше как всегда использовал необычные конструкторские решения. Помимо электромеханической трансмиссии, первый вариант машины предполагал литую конструкцию корпуса, нехарактерную для немецкого танкостроения, и вооружение в виде 105-мм гаубицы leFH 18. Новый проект получил незамысловатое название Panzerkampfwagen Porsche — "Танк Порше":

При массе всего в 25 тонн машина обладала отличным бронированием: толщина лобовой брони достигала 120 мм; бортов, кормы и крыши (!) — 80 мм, а дно имело от 50 до 30 мм брони.
При массе всего в 25 тонн машина обладала отличным бронированием: толщина лобовой брони достигала 120 мм; бортов, кормы и крыши (!) — 80 мм, а дно имело от 50 до 30 мм брони.

Однако, уже 15 мая 1943 года Гитлер поддержал идею Гудериана об обязательном оснащении всей бронетехники зенитным вооружением, и проект Порше получил изменения в конструкции. Концерн Rheinmetall-Borsig разработал зенитную башню, вооружённую компактной авиационной 30-мм автоматической пушкой, которая была установлена вместо командирской башенки, а танк был переименован в Schwerer kleiner Panzerkampfwagen — "Тяжёлый маленький танк":

В течение следующих нескольких месяцев проект претерпел очень серьёзные изменения, первым из которых была полная переработка корпуса. Schwerer kleiner Panzerkampfwagen стал заметно выше и шире, что позволило улучшить условия работы экипажа и реконструировать внутреннее пространство, но за увеличение габаритов пришлось платить бронированием. Толщина лобовой брони теперь не превышала 80 мм, крыша и корма имели по 60 мм, а борта всего по 40 мм. Ходовая часть тоже была полностью переработана, но электромеханическая трансмиссия с задними ведущими колёсами осталась:

Помимо leFH 18, в качестве вооружения также рассматривалась пусковая установка PAW 1000 (10H64). Разработанное фирмой Krupp, это гладкоствольное орудие низкого давления отличалось небольшой массой и малыми габаритами, а в качестве боеприпасов для него использовались оперённые мины. Кумулятивный заряд массой 6,6 кг пробивал 200 мм бронелист при попадании под углом 60°, что позволяло уничтожить любой танк союзников, но показатели точности и эффективной дальности стрельбы оставляли желать лучшего.

Последние изменения в проекте Schwerer kleiner Panzerkampfwagen датированы 1 июня 1944 года: в конструкцию были добавлены инфракрасный прицел и стереоскопический дальномер, после чего Фердинанд Порше начал работу над своим последним танком — Typ 250.

Новая машина должна была использовать все наиболее успешные решения предыдущих проектов, а именно: компоновку, 105 мм гаубицу, зенитную башню Rheinmetall-Borsig с 30 мм автоматической пушкой и отличное лобовое бронирование. Корпус танка был полностью переработан, в результате чего высота машины снизилась до 1,5 м, а вместо литой брони было принято решение использовать катаные плиты:

Значительные изменения коснулись и моторно-трансмиссионного отделения: к двигателю Typ 101 предполагалось добавить 2 цилиндра, наддув и систему непосредственного впрыска топлива, что позволяло увеличить мощность с 350 л.с. до 500 л.с. В пару к новой силовой установке фирмой Voith была разработана полностью автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Отдельно рассматривался вариант с механической трансмиссией, он получил обозначение Typ 255.

В завершение ко всему, Фердинанд Порше хотел оснастить 105-мм орудие автоматом заряжания, за разработку которого взялся всё тот же концерн Rheinmetall-Borsig, но дальше эскизов работы не продвинулись.

Вариант Adlerwerke

Adlerwerke и Argus начали работы несколько позже Фердинанда Порше — лишь в конце 1943 года, а эскизный проект обрёл окончательные очертания только летом 1944.

Получившаяся машина выглядела достаточно необычно: при небольшой длине E 25 получился очень широким, и на то были свои причины. В погоне за снижением веса, а следовательно, и за уменьшением габаритов, было принято решение установить двигатель поперёк корпуса:

Послевоенный патент главного конструктора E 25 — Германа Клауэ. Компоновка и общие очертания машины не оставляют сомнений, что перед нами всё тот же танк
Послевоенный патент главного конструктора E 25 — Германа Клауэ. Компоновка и общие очертания машины не оставляют сомнений, что перед нами всё тот же танк

Вариантов силовых установок было несколько: от 10-литрового V12 Maybach HL100 мощностью 400 л.с., до 23-литрового V12 Maybach HL 230 мощностью 700 л.с. По поводу установки последнего в компактное моторное отделение E 25 есть определённые сомнения, но с таким двигателем предполагаемая максимальная скорость составляла 65 км/ч.

Насчёт вооружения однозначного решения тоже не было: изначально планировалось установить 7,5cm KwK 43 L/70, но время шло, советские танки становились всё более тяжёлыми и защищёнными, и появилась необходимость в более серьёзном орудии. Одним из вариантов была более мощная пушка 7,5cm KwK 44 L/70, разработанная совместными усилиями Škoda и Krupp. Помимо улучшенных показателей баллистики и бронепробиваемости, это орудие предполагало установку автоматической системы заряжания, которая позволяла производить до 40 выстрелов в минуту! К счастью для союзников, до конца войны Škoda успела собрать лишь несколько опытных образцов, а серийное производство запущено так и не было, поэтому рассматривались и другие варианты вооружения. Среди них была и 105-мм гаубица 10,5cm StuH 42, и всё та же пусковая установка PAW 1000, которую планировали установить в Schwerer kleiner Panzerkampfwagen производства Фердинанда Порше:

Был и ещё один проект, носивший название Panzerjagerwagen E 25 «Jaguar» — всё тот же E 25, вооружённый длинноствольным орудием 8,8cm PaK 43 L/71. Аналогичные пушки устанавливались на Ferdinand/Elefant, Jagdpanther и Tiger II, и страшно представить, насколько эффективной была бы подвижная самоходка с маленькими габаритами, вооружённая одним из лучших орудий Второй мировой войны. Хотя насчёт установки PaK 43 тоже есть определённые сомнения, ведь оно намного длиннее и тяжелее 75 мм орудия, под которое изначально разрабатывалась E 25:

-11
Нужно сделать важную ремарку насчёт зенитной башенки на E 25 от Adlerwerke — ни на одном из чертежей её нет!
Путаница возникла уже после окончания войны, когда англо-американский Объединённый Разведывательный Подкомитет (CIOS) исследовал немецкие архивы, в некоторых из которых самоходки Porsche также имели обозначение E 25.

Интересно, что несмотря на неопределённость с вооружением и силовой установкой, в конце 1944 года в городе Катови́це (Польша) было изготовлено несколько корпусов E 25, готовых к отправке для сборки во Франкфурте-на-Майне. Однако, 27 января 1945 года в город вошли войска Красной Армии, и планам немцев уже не суждено было сбыться.

Судьба E 25

Как и вся E-серия, E 25 оказался абсолютно невыполнимым проектом. Германия просто не могла себе позволить производство нового танка в конце 1944 года, да и острой необходимости в нём уже не было. В августе 1944 года начался выпуск Jagdpanzer IV, оснащённого длинноствольной 7.5 cm KwK. 42 L/70, что, с одной стороны, было далеко не идеальным решением, но в то же время самым простым. Созданный на базе самого массового немецкого танка, Jagdpanzer IV был относительно дешёвой и уже освоенной в производстве машиной, в то время как E 25 требовал сложного и долгого запуска в производство, и это при условии, что проекты были бы доведены до конца.

Однако, потенциал у машин Porsche и Adlerwerke всё-таки был. Typ 250 обладал рядом серьёзных преимуществ, таких как хорошее лобовое бронирование, малые габариты и зенитная башня с 30 мм орудием, которая была очень кстати в условиях доминирования авиации союзников, а E 25 от Adlerwerke хоть и уступал прототипу Porsche в бронировании, зато очевидно выигрывал в огневой мощи: как 7,5cm KwK 44 L/70 с автоматом заряжания, так и 8,8cm PaK 43 L/71 были отличным выбором для компактной и подвижной самоходки.

Но несмотря на все преимущества, шансы на серийное производство этих машин были практически равны нулю: как и другие танки E-серии, они оказались слишком сложными, дорогими и откровенно "сырыми". Для запуска в производство нужно было освоить большое количество новых узлов и агрегатов, таких как двигатель, трансмиссия, автомат заряжания и многое другое. На это требовалось множество ресурсов и времени, которых у Германии уже не было.

Заключение

А какой из перечисленных танков вы бы хотели увидеть в игре?

  • Schwerer kleiner Panzerkampfwagen со 105-мм гаубицей leFH 18;
  • Schwerer kleiner Panzerkampfwagen со 105-мм пусковой установкой PAW 1000;
  • Typ 250 с со 105-мм гаубицей leFH 18 с автоматом заряжания;
  • E 25 со со 105-мм гаубицей leFH 18;
  • E 25 со 105-мм пусковой установкой PAW 1000;
  • E 25 с 7,5cm KwK 44 L/70 с автоматом заряжания;
  • E 25 с 8,8cm PaK 43 L/71;

Напишите своё мнение в комментариях, а также ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Всем удачи на полях сражений!