Найти в Дзене
Этносы и Человек

Цена прогресса

Сегодня многие экологи высказывают вполне обоснованные опасения на тему – что делать с побочными продуктами нефтянки? Не похоронит ли себя человечество под горой пластика? Интересно, что бы сказал на это великий наш учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев. В середине 19-го века, замечая какими темпами развивается конный транспорт, логистика и промышленность, он предположил, что лет, эдак, через 80-100 улицы европейских и русских городов непременно покроются многометровым слоем конского навоза. Чтобы быстро удалять навоз потребуется больше лошадей, а больше лошадей – значит и больше навоза. Тупик И Менделеев всерьёз занимался поиском способов переработки био отходов в промышленных масштабах. Но выход нашёлся сам и совершенно удивительный, хотя по-иному и быть не могло. Слишком уж много пытливых умов трудилось над созданием двигателя внутреннего сгорания. Немецкий изобретатель Рудольф Дизель и серб Огнеслав Костович первыми добились успеха на этом поприще. Карл Бенц дорабатывает окончат

Сегодня многие экологи высказывают вполне обоснованные опасения на тему – что делать с побочными продуктами нефтянки? Не похоронит ли себя человечество под горой пластика?

Интересно, что бы сказал на это великий наш учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев.

В середине 19-го века, замечая какими темпами развивается конный транспорт, логистика и промышленность, он предположил, что лет, эдак, через 80-100 улицы европейских и русских городов непременно покроются многометровым слоем конского навоза. Чтобы быстро удалять навоз потребуется больше лошадей, а больше лошадей – значит и больше навоза. Тупик

И Менделеев всерьёз занимался поиском способов переработки био отходов в промышленных масштабах. Но выход нашёлся сам и совершенно удивительный, хотя по-иному и быть не могло. Слишком уж много пытливых умов трудилось над созданием двигателя внутреннего сгорания. Немецкий изобретатель Рудольф Дизель и серб Огнеслав Костович первыми добились успеха на этом поприще. Карл Бенц дорабатывает окончательную версию автомобиля, а Генри Форд – конвейерную сборку.

первые авто
первые авто

Так кризис конского навоза был успешно преодолён, но тут же начался новый – нефтяной.

С появлением автомобилей, самолётов, фонарей, керосиновых ламп и примусов вырос и спрос на нефть.

Нефть начинает ассоциироваться с прогрессом. Но в условиях капитализма, как сказал бы Карл Маркс, крупные игроки в погоне за прибылью обречены вцепиться друг другу в глотки.

Что собственно и происходит: Германия, Австро-Венгрия, Италия, Великобритания, Франция, США и Россия вступают в новую экономику врагами.

Итак, начало 20 века - люди искусства полны уж нехороших предчувствий. Чего стоит лирика Блока или полная печальных аллегорий проза Кафки.

О причинах Первой мировой войны спорят и по сей день. Причин целый список. Простому народу предъявлен повод – смехотворный для такого масштабного события – убийство одного-единственного человека, эрцгерцога Франца Фердинанда. Ужели ради этого поставят на дыбы пол мира? Да, нет конечно. О причинах войны говорить вообще глупо. Нет причин. Есть факторы!

А факторы сводились к тому, что несколько государств вошли в силу и между ними неминуемо возникла конкуренция за сферы влияния. Нефть и изобретения новых технических средств подстегнули этот процесс.

В Первую мировую человечество въехало на лошадях, а закончило её на машинах. Существует мнение, что это война, мол, так подстегнула прогресс. Первые танки, гигиенические прокладки, чайные пакетики, первые ПВО и застёжки- молнии обязаны своим появлением войне? Или они бы и так появились? Ну танки и ПВО, вряд ли.

У Германии доступа к нефти не было. Немецкая техника питалась углём и проигрывала, более быстроходной британской, даже выбывшая из игры большевицкая Россия не помогла. И к окончанию войны всем было уже ясно: миром правит тот, кто имеет нефть.

Несмотря на то, что Первая мировая закончилась, основные противоречия так и не были сняты. Сведущие люди понимали, что это всего лишь перерыв, тайм-аут.

Кажется, странным, что ужасы Первой мировой не испугали тогдашнее человечество. А ведь общее количество жертв среди солдат и мирного населения составило около 40 миллионов человек! Плюс разруха, голод, эпидемии тифа и гриппа. Двадцатилетний перерыв между великими войнами – время технологического рывка, увеличения добычи «чёрного золота» и строительства нефтеперегонных заводов. Всё это вкупе позволит увеличить количество жертв во Второй мировой – до 80 миллионов! Такова цена за прогресс? Или за нефть?

Страны, не обладающие нефтью, например, Япония волей неволей втягивались в конфликты со странами поставщиками ценного ресурса – США.

К концу 30-х Япония, пытаясь расширить свои владения в Азии, входит в противоречия с США, от которой зависима в плане нефти. Чтобы хоть как-то снять эту зависимость Япония оккупирует Индокитай, где есть небольшие месторождения. Для Рузвельта - это последняя капля, переполнившая чашу терпения – следует нефтяное эмбарго. И Япония вступает в войну, которая заканчивается для неё плачевно - следуют ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки. 80 тысяч людей погибают разом, ещё половина в долгих мучениях от лучевой болезни.

Взрыв над Хиросима
Взрыв над Хиросима

Пока человечество усердно уничтожало друг друга, находя для этого убедительные лозунги, между нефтяными корпорациями велась беспрестанная борьба за контроль над регионами богатыми нефтью.

Был ли шанс избежать всего этого?

Может быть. Если бы технический прогресс не опережал многократно прогресс нравственный. Не упёрлось бы человечество в так называемую стрелу Аримана, описаннаю в романе Ивана Ефремова «Час Быка»

Термин подразумевает разрушающую силу, когда в обществе, где главенствуют мотив наживы – любые достижения оборачиваются не во благо, а во вред.

После войн цены на нефть взлетают вверх. Экономики стран Европы разрушены. Нужно восстанавливать. А в США быстрыми темпами растёт автомобилестроение. Опять же нужна нефть.

Румынские месторождения находятся под контролем Сталина, который делиться с Европой, отнюдь, не спешит. Что делать?

И тут на сцену выходят арабы. Словно специально ожидающие подходящего исторического момента.

Вообще-то арабы мечтали решить проблему с водой. С этим гуманным делом им решил помочь англичанин Джек Филби - человек с весьма интересной биографией. Он пригласил поучаствовать в проекте своего приятеля – американца Чарльза Крэйна. Однако, вместо воды в Аравийской пустыне обнаружилась нефть. Много нефти!

-4

Позже палеонтологи объяснят сей факт тем, что в палеозое эта территория была дном океана. Многие миллионы представителей древней флоры и фауны удобряли своими телами дно. Время запустило процессы ферментации и получилась та самая чёрная, маслянистая жидеость марки Брент.

Продолжение!

Спасибо за внимание!

Возможно, Вас заинтересует статья: - Эра нефти от первой капли.