После смерти Генриха V в 1422 году на престолы Англии и Франции был возведен полугодовалый младенец Генрих VI. Сформировался Регентский совет, в который вошли дяди короля и другие его ближайшие родственники за исключением последнего представителя Дома Йорков. 11-летнего Ричарда Йорка тогда не принимали в расчет. Как оказалось, зря.
В статье о Генрихе V я сказал, что корона к нему перешла без каких-либо проблем. Это не совсем справедливо. Проблемы всё-таки возникли. И связан он с Домом Йорков.
Посмотрим на генеалогическую схему.
Про линию Черного Принца и его сына Ричарда II забываем – она пресеклась в 1400 году.
Линию младшего сына Эдуарда III я из схемы совсем убрал – она нам сейчас не нужна. Остаются три линии: Лайонела Кларенса, Джона Гонта Ланкастера и Эдмунда Лэнгли Йорка.
Старшую линию оттерли от престола Ланкастеры. Йорки до поры, до времени вообще не котировались. Но эта самая пора наступила в 1411 году.
В 1408 году линии Кларенса и Йорка породнились – Ричард Кембридж женился на Энн Мортимер. В 1411 году у четы родился сын Ричард (на схеме помечен белой розой). Так уж вышло, что по обеим линиям прочие представители оставались без наследников. Следовательно, юный Ричард Йорк становился наследником сразу обоих Домов!
Теперь всё усложнилось. В передаче короны в линию Кларенса стали заинтересованы и Йорки. И вот в 1415 году отец юного наследника Ричард Кембридж составляет заговор в пользу Эдмунда Мортимера, 5-го графа Марчского.
Детали плана неизвестны. Пункты обвинения явно тенденциозны. В установлении истины судьи не были заинтересованы. Им бы лишь срубить головы заговорщикам.
В любом случае план провалился. Он стал известен королю вследствие доноса виновника торжества, самого Эдмунда Мортимера! 5 августа 1415 года Ричард Кембридж был казнен.
Строго говоря, я слегка поспешил, назвав малыша Ричарда Йорком. Титул тогда принадлежал старшему брату его казненного отца Эдуарду. Но и он умер в том же 1415 году – погиб в сражении при Азенкуре. Титул оказался заморожен, поскольку отец единственного наследника был казнен за измену.
И вот наступает 1425 год. Династия Ланкастеров получает еще один косвенный удар – Эдмунд Мортимер, 5-й граф Марчский скончался бездетным (от чумы). Помним, что его единственным наследником оказывается племянник по сестре Ричард пока-еще-не-Йорк.
Перед Регентским советом встает важная проблема: что делать с наследством обеих линий? Единственному наследнику уже 14 лет – вполне себе возраст по меркам Средневековья. Тянуть с решением вопроса нельзя.
С одной стороны, вроде бы его легко лишить наследства Йорков – отец казнен за измену и всё тут, наследники могут быть лишены прав. Но именно с этой стороны Ланкастерам нечего опасаться претензий: Йорки – младшая линия.
Гораздо опаснее претензии со стороны Мортимеров. Но тут нет законных оснований лишить Ричарда наследства – Эдмунд Мортимер вел себя безупречно по отношению ко всем королям династии Ланкастеров.
Есть еще одно соображение. Лишить наследства представителя высшей аристократии –вызвать недовольство очень многих. Сам-то парень ведь ничем себя не запятнал. А кровь в нем королевская – правнук Эдуарда III.
Совет решил отдать права Ричарду, которого с этого момента можно называть Йорком. Он же стал 6-м графом Марчским. И обладателем еще нескольких титулов. В общем, богатейшим аристократом в Англии.
Видимо, Ланкастеры решили, что угроза от молодого человека невелика. Во-первых, возраст – сопляк. Во-вторых, ну ведь были же Мортимеры верны короне, будет и молодой наследник. Да и вообще с момента узурпации трона прошло больше двадцати лет, на престоле третий король, династия вроде бы укрепилась.
Лорды еще чуток подстраховались. До совершеннолетия они назначили опекуном Ричарду Ральфа Невилла, который был женат на сестре кардинала Бофорта (то есть дочери Джона Гонта Ланкастера).
Ральф тут же окрутил парня со своей дочерью Сесили Невилл. И этот брак так же сыграл свою роль в грядущем конфликте Роз. Но об этом речь еще впереди.
Запутал я вас? Ничего не поделаешь, копаться в генеалогиях – отдельный вид, пусть и извращенного, но удовольствия. Если коротко, то нам важно просечь одно: после 1425 года Ричард Йорк, соединил в своих руках большую военную силу и убедительные права на престол. Права Ланкастеров при определенном угле зрения выглядели бледнее.
---------
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: