«Да она же вертихвостка!» - закричала мать. – Вся Европа обсуждает её роман с приёмным отцом! И мы должны породниться с этой…», - а затем последовали слова, которых принц Карл прежде не слыхал от изысканной и утончённой маменьки. Надо признать, что негодование принцессы Амалии было вполне справедливым – Карл разделял мнение матери о своей невесте. Вот только изменить что-либо было нельзя – приказы Наполеона Бонапарта не обсуждались, а именно он подобрал пару для принца Баденского.
С какой же грустью Карл думал о своей прежней избраннице, той, которая, как он когда-то надеялся, станет его супругой. Кроткая и скромная принцесса, которую он при первой встрече посчитал невзрачной и неинтересной, сейчас ему виделась совершенным идеалом. Но все они превратились лишь в слабые шахматные фигуры в руках Наполеона. Что же ожидало одну из этих «пешек», принца Баденского?
Любимец семьи
В июне 1786 года в германском Карлсруэ всё радовалось, сияло и пело. Ещё бы – произошло знаменательное событие: у наследного принца Баденского родился сын, на которого возлагались большие надежды. Маленький Карл уже имел пятерых сестёр, а годом ранее его старший брат умер в младенческом возрасте. Конечно, его родители верили, что этот малыш, единственный мальчик-наследник, будет жить долго и счастливо.
Юный Карл был любимцем в своей семье. Мать души не чаяла в сыне, сёстры одаривали его своим вниманием, а вскоре на юношу посыпались и значительные привилегии. В немалой степени этому способствовала протекция старшей сестры Луизы Марии, которая стала супругой наследника российского престола Александра Павловича. В 1801 году принцу Карлу был пожалован орден Святого Андрея Первозванного, и здесь тоже явно не обошлось без вмешательства сестры.
Современники неоднозначно отзывались о принце Баденском. Одни считали его избалованным юношей, который в душе всегда оставался ребёнком. Другие заявляли, что порой при всей внешней несерьёзности Карл мог удивлять окружающих глубокими суждениями и проницательностью. Как мне кажется, и те, и другие были правы. Принц вырос в доброжелательной обстановке, атмосфере тепла и любви, но при этом получил хорошее образование и неплохо разбирался в людях, что было необходимым будущему правителю.
Политически игры Бонапарта
В качестве невесты для Карла его мать подобрала принцессу Августу Баварскую. Девушка утончённая и скромная, она не произвела особого впечатления на Карла, однако со временем он рассмотрел в ней неординарную натуру и весьма интересного собеседника. Несомненно, они могли бы стать прекрасной парой. Однако вмешался совершенно посторонний и крайне могущественный человек, который разрушил все планы семейства Баденского.
Наполеон Бонапарт решил женить своего пасынка Евгения Богарне на принцессе Августе, а вот судьбу принца Карла он решил связать с приёмной дочерью Стефанией де Богарне. Репутация этой девушки была, мягко говоря, сомнительной. После того, как Наполеон пожаловал ей титул принцессы Франции и поселил в роскошном дворце, она стала оказывать ему различные знаки внимания. Молодая и обворожительная кокетка явно нравилась корсиканцу, и тот стал отвечать ей взаимностью.
А вскоре уже не только при французском дворе, но и в других европейских столицах заговорили о скандальной связи Наполеона с его приёмной дочерью. В конце концов Жозефина, супруга Наполеона, в сердцах заявила девушке, что та «должна строить глазки своему жениху, а не чужим мужьям».
От презрения до любви
Пышные свадебные торжества состоялись в Париже в 1806 году. Жених с презрением смотрел на невесту, она отвечала ему тем же. Вечером Стефания захлопнула перед Карлом Баденским двери своей опочивальни, заявив, что не желает иметь с ним ничего общего. А в следующие дни на всех балах она кокетничала и танцевала с Жеромом Бонапартом, младшим братом Наполеона. После очередного скандала император велел супругам удалиться в Карлсруэ.
Вероятно, именно там Стефания переосмыслила своё отношение к мужу. Принц Карл был добрым и внимательным человеком, однако не сразу поверил в перемену её отношения. Они стали вполне счастливой парой, родителями пятерых детей и влиятельными государственными деятелями. Однако смерть сына омрачила жизнь пары – ни Карл, ни Стефания не смогли примириться с этой потерей.
Карл Баденский стал великим герцогом после смерти своего деда. Однако правителем на своих землях он пробыл совсем недолго – в 1818 году он внезапно умер. Для Стефании, которая некогда презирала своего супруга, эта потеря оказалась страшным ударом. Став вдовой в 29 лет, она продолжала скромно жить в родовом замке, периодически бывая в Париже и вспоминая о блеске и роскоши, которые уже не могли ей заменить человека, которого она полюбила вовсе не с первого взгляда.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))