Найти в Дзене

Сапожковское земство принимает решения (1914)

Памятник в селе Никуличи Рязанской области. Поставлен погибшим односельчанам в честь 100-летия Первой Мировой войны. Фото из открытых источников. На территории  бывшего Сапожковского уезда сегодня открыт только один памятник герою этой войны-  генералу Л.Н.Гобято в селе Морозовы Борки.
Памятник в селе Никуличи Рязанской области. Поставлен погибшим односельчанам в честь 100-летия Первой Мировой войны. Фото из открытых источников. На территории бывшего Сапожковского уезда сегодня открыт только один памятник герою этой войны- генералу Л.Н.Гобято в селе Морозовы Борки.

Во второй половине 1914 года события развивались быстро. Еще 28 июня Земское собрание Сапожковского уезда на своем внеочередном заседании обсуждало сугубо мирные вопросы: покупки земли для агрономических целей, увеличение процентов по займам для удовлетворения текущих потребностей, дальнейшее развитие телефонной сети, устройство квартир агрономам. Участники представить себе не могли, что через месяц на повестке будут совершенно другие вопросы.

6 августа 1914 года земцы собрались для обсуждения мероприятий, вызванных начавшейся войной. Среди присутствующих ощущалось воодушевление, которое было характерно для всего росссийского населения в тот момент. И молебен отслужили, и гимн спели, и телеграмму в поддержку войны правительству отправили, и доклады по поводу объявления войны Германии и Австрии прочитали. Гласный В.В.Карандеев в своем выступлении обратил внимание на единодушие всех присутствующих в вопросе войны: «Сейчас настало время, когда русские воины и русское общество ждут от Земства не хороших слов, а серьезных чрезвычайных жертв».

Начали обсуждать план действий

На первом месте стоял вопрос помощи населению в деле уборки урожая и посева озимых. Эти и многие другие вопросы помощи семьям призванных ложились на местные крестьянские общины. Уже в декабре возникнет предложение для сельскохозяйственных работ использовать военнопленных. Что из этого получилось, вы можете прочитать в моей статье «Военнопленные должны работать». Земство оставляло за собой право на материальную помощь наиболее нуждающимся семьям мобилизованных. С самого начала на эти нужды выделили 30 тыс. рублей.

Возможность предотвращения повышения цен на товары первой необходимости собрание посчитало преждевременным, пока не будут выработаны общие губернские меры контроля над ценами. Но в сентябре обсуждение этого вопроса снова было отложено по той же причине.

Как и в прошлые годы в земских больницах были выделены места для раненых и больных воинов. Первоначально речь шла о 35 койках- в Сапожковской городской больнице -15, Сараевской и Путятинской по 10 мест, позже отдали еще 10 коек в Можарской больнице. Расходы на перевозку и содержание больных земство брало на себя. Но при подведении итогов года оказалось, что за первые месяцы войны медицинскую помощь в уезде получили всего 35 раненых. В остальное время больницы пустовали.

Вообще в августе, сентябре, декабре 1914 года на заседаниях постоянно выбирали представителей в благотворительные комитеты, прорабатывали все новые возможности помощи пострадавшим от войны: вот передали 1000 рублей Российскому Обществу Красного Креста, еще 500 рублей жителям Сербии и Черногории, вот образовали Комитет по заготовке белья и разных принадлежностей для нужд армии и т.д. Особенно хочется обратить внимание на несколько важных решений. Земское Собрание сохраняет рабочие места за всеми призванными в армию земскими служащими (в том числе учителями и врачами) с сохранением квартир и денежных выплат. И решают увеличить городской приют до 40 детей, чтобы принимать туда детей-сирот нижних чинов.

Гласные находились в очень затруднительном положении. С одной стороны, затраты на военные нужды выросли, с другой стороны, необходимо было развивать уезд дальше. Тем более 1914 год был юбилейный- 50-й год существования земства. Естественно, празднование было решено отложить до.... 1915 года. Никто из присутствующих тогда не думал даже, что навсегда. Земцы очень не хотели экономить на тех программах, которые были их реальным детищем, например, на образовании. В частности, тот же гласный В.В.Карандеев во время обсуждения бюджета в сентябре сказал: «Мы могли бы, конечно, многое сократить и в народном образовании, и в агрономии, но это временное сокращение может губительно отразиться на наших начинаниях».

Впервые в истории земство принимает меры к получению в каждом селе и деревне информации о ходе военных действий. Было решено выделить деньги на распечатывание и пересылку населению телеграфных известий.

Военная карточка моего деда, участника Первой Мировой войны. Рязанский ополченец.
Военная карточка моего деда, участника Первой Мировой войны. Рязанский ополченец.

Не могу не обратить внимание на доклад 13 на внеочередном декабрьском Земском собрании. Дело в том, что 18 июля 1914 года была прекращена продажа водки, а впоследствии пива и всех других спиртных напитков населению. Для чего это было сделано анализировать не буду. Так вот, наши сапожковские гласные так были рады «наступлению полного отрезвления» крестьян, что предложили правительству запретить продавать народу любые крепкие спиртные напитки навсегда. Они так и оставались идеалистами.

В декабре 1914 года встал вопрос об увековечивании памяти жертв Великой Европейской войны. Решили выделить специальные участки для захоронения жертв войны на погостах в селах и городе, особенно там, где находились земские больницы. Предлагалось обносить их каменными заборами и ставить там часовни, кресты и памятники за счет земских средств.

Продолжение следует…

Источники: Журналы Сапожковского уездного собрания за июнь, август, сентябрь и декабрь 1914 г. РГБ

-3