На канале «Сайт Авиационной Истории» вышла статья уважаемого Н. В. Якубовича, автора многих книг, о перспективах возрождения Ан-12:
У меня на этот счёт давно есть свои мысли, но любые рассуждения обязаны стоять на фактах, поэтому для начала оценим, почему хороший транспортный самолёт Ан-12 порой терпел неудачи. Так как у любой машины есть период детских болезней, то простим самолёту первые 10 лет его долгой-долгой жизни, взяв данные с 1967 года.
Будут использованы лишь материалы сайтов airdisaster.ru и war.airdisaster.ru, если вам известны другие происшествия либо подробности указанных — комментарии открыты для всех! Также включены происшествия с Ан-10.
Шифры: ВО — внешние обстоятельства (боевые действия, пожар груза, стихийное бедствие), ОД — отказ двигателей, ОС — отказ самолёта (системы управления, гидросистемы, электросистемы и др.), ЧФ — человеческий фактор. Случаи с водой в топливе, кислородом в амортизаторах, перегрузом, ошибками диспетчера и так далее я тоже классифицирую как ЧФ, так как это ненадлежащее исполнение своих обязанностей оперативными работниками — наземными службами и/или лётным экипажем.
1967 — 1970 гг.
14.01.1967 — пожар груза. ВО.
06.03.1967 — взлёт с невыпущенными закрылками. ЧФ.
30.06.1967 — повреждение при сбросе груза. ВО.
02.12.1967 — возможно, перегруз. ЧФ.
10.04.1968 — взрыв амортизатора из-за заправки содержащим много кислорода азотом. ЧФ.
08.08.1968 — отделение в полёте основной опоры шасси из-за сокрытия перед этим грубой посадки. ЧФ.
26.08.1968 — отказ и несрабатывание системы флюгирования винта критического 4-го двигателя из-за обстрела с земли. ВО.
02.11.1968 — преждевременное снижение в горах, возможно, из-за отказа двигателя, однако со значительными нарушениями со стороны диспетчерской службы. ЧФ.
09.01.1969 — судя по всему, отказ двух двигателей без флюгирования из-за попадания в спутную струю другого самолёта, ошибки помощника командира из-за отсутствия командира на рабочем месте. Больше подходит ЧФ.
03.06.1969 — столкновение в воздухе из-за ошибок диспетчера. ЧФ.
23.06.1969 — столкновение в воздухе из-за ошибок диспетчера. ЧФ.
12.08.1969 — отказ двигателей из-за интенсивной коррозии деталей топливной аппаратуры — морская вода в топливе. ЧФ.
08.09.1969 — в Ан-12 въехал Ту-128. ВО.
13.10.1969 — экипаж сел на пересечённую траншеями полосу, не будучи предупреждённым о ремонтных работах аэродромной (перенос знаков) и диспетчерской службами. ЧФ.
13.11.1969 — судя по всему, потеря управляемости из-за обледенения стабилизатора. ОС.
06.12.1969 — также потеря управляемости из-за обледенения стабилизатора. ОС.
26.02.1970 — недолёт. ЧФ.
15.05.1970 — ошибки пилотирования в учебно-тренировочном полёте с выключенными двигателями. ЧФ.
08.08.1970 — отказ критического 4-го двигателя. ОД.
01.10.1970 — отказ двух двигателей по не выясненной до конца причине. ОД.
28.10.1970 — потеря ориентировки при заходе на посадку. ЧФ.
1971 — 1975 гг.
22.01.1971 — сваливание на этапе набора высоты из-за сильного обледенения вследствие неполного открытия кранов подачи воздуха. ОС.
31.01.1971 — сваливание при заходе на посадку из-за сильного обледенения вследствие неполного открытия кранов подачи воздуха. ОС.
16.02.1971 — боковое выкатывание из-за ошибок пилотирования. ЧФ.
31.03.1971 — разрушение крыла в полёте — конструктивный дефект, приведший впоследствии к прекращению эксплуатации Ан-10. ОС.
25.05.1971 — разрушение на пробеге правой стойки шасси. ОС.
29.07.1971 — грубая внеаэродромная посадка из-за ошибок в самолётовождении и пилотировании. ЧФ.
12.10.1971 — разрушение на посадке основной стойки шасси. ОС.
06.12.1971 — столкновение в землёй из-за грубых ошибок при попытках выдержать строй. ЧФ.
30.04.1972 — списание из-за грубой посадки. ЧФ.
18.05.1972 — разрушение крыла в полёте. ОС.
26.05.1972 — столкновение в землёй из-за грубых ошибок при попытках выдержать строй. ЧФ.
23.10.1972 — столкновение в воздухе из-за ошибок экипажей и диспетчера. ЧФ.
21.11.1972 — запоздалый уход на 2-й круг. ЧФ.
22.12.1972 — самовольное снижение в горной местности. ЧФ.
17.02.1973 — грубая посадка с разрушением основной опоры шасси, выкатывание и списание. ЧФ.
25.04.1973 — столкновение с землёй при полёте на предельно малой высоте. ЧФ.
02.10.1973 — ошибка при уходе на второй круг в горной местности. ЧФ.
07.01.1974 — невключение ПОС (противообледенительной системы) в условиях обледенения, потеря управляемости. ЧФ.
01.05.1974 — при взлёте с ледового аэродрома самолёт «споткнулся» о внезапно возникшую трещину. ВО.
18.10.1974 — внеаэродромная посадка из-за потери ориентировки. ЧФ.
04.12.1974 — в Ан-12 из-за ошибок диспетчера врезался Ан-2, выполнявший УТП (учебно-тренировочные полёты). ЧФ.
14.08.1975 — упал на взлёте из-за перегруза. ЧФ.
1976 — 1980 гг.
21.01.1977 — столкновение Су-11 с Ан-12 из-за плохой подготовки к учебным полётам. ЧФ.
22.02.1977 — при учебно-тренировочном полёте с выключением двигателя ошибочно зафлюгирован ещё и другой двигатель. ЧФ.
09.10.1978 — значительные боевые повреждения в полёте. ВО.
16.08.1979 — попадание в град из-за ошибок в самолётовождении, повреждение маслорадиаторов, уход масла и отказ двигателей. ЧФ.
24.08.1979 — вода в топливе. ЧФ.
09.12.1979 — неправильная установка давления на высотомерах и другие ошибки в самолётовождении, столкновение с горой. ЧФ.
07.01.1980 — грубые ошибки в пилотировании на посадке, выкатывание и столкновение с препятствием. ЧФ.
28.10.1980 — грубые ошибки в самолётовождении, столкновение с горой. ЧФ.
1981 — 1985 гг.
12.01.1982 — полная выработка топлива из-за ошибок в самолётовождении. ЧФ.
24.04.1982 — неправильно переключён режим управления разворотом передней опоры шасси, выкинуло с полосы. ЧФ.
24.08.1982 — отказ всех двигателей из-за воды в топливе. ЧФ.
16.11.1982 — не включили и не проверили авиагоризонты, упали с большим креном. ЧФ.
15.02.1983 — сбит ПЗРК. ВО.
02.07.1983 — сбит из пулемёта. ВО.
16.09.1983 — выкатился на пробеге, обстоятельства неясны. Возможно, ВО.
11.11.1983 — не включили и не проверили авиагоризонты, упали с большим креном. ЧФ.
21.11.1983 — из-за сильного обледенения при заходе на посадку потерял продольную устойчивость, что было характерно для Ан-10 и Ан-12 (срыв потока на стабилизаторе). ОС.
18.01.1984 — обстрелян с земли при заходе на посадку. ВО.
04.08.1984 — вошёл в зону сильной грозовой деятельности, попал в град, что привело к отказу двигателей. ЧФ.
27.08.1984 — отказ двигателей из-за воды в топливе. ЧФ.
11.07.1985 — сбит ПЗРК. ВО.
12.07.1985 — повреждён автоматным огнём, взорвался груз. ВО.
25.09.1985 — пожар двигателя, по-видимому, приведший к отделению части крыла или отказу поперечного управления. ОД.
25.11.1985 — сбит ЗРК. ВО.
= = = = = = =
Итого человеческий фактор стал причиной потери 42 Ан-12, дефекты самого самолёта привели к потере 9 машин, отказы двигателей — 3 самолётов. По внешним непреодолимым обстоятельствам с 1967 по 1985 год потеряны 13 Ан-12, включая один случай складывания опоры шасси Ту-128 с боковым выкатыванием. Этот случай можно классифицировать по-разному, но стечение обстоятельств поистине роковое.
С 1986 по 2023 год — во второй части. Если у вас есть дополнения по конкретным случаям или несогласие с классификацией — повторюсь, комментарии открыты для всех!
Вторая часть — здесь:
В Телеграме открыта единая группа Дзен-каналов по транспорту: http://t.me/vsechtodviz