Найти тему
Христофор+

Неужели В. Высоцкий был тираном на съемках фильма "Место встречи изменить нельзя"? Проводим расследование...

Известно, что культовый детективный сериал "Место встречи изменить нельзя" снимался при активном содействии знаменитого советского барда В. Высоцкого (близкого друга режиссера фильма - С. Говорухина). Высоцкий был одновременно и правой рукой режиссера, и душой всего творческого коллектива. Он помогал режиссеру снимать отдельные эпизоды (например, сцена опознания Фокса Желтовской была снята не Говорухиным, а Высоцким), обозначал коллегам рисунок каждой роли, воодушевлял всю инициативную группу песнями, шутками, анекдотами.

Однако некоторые актеры весьма скептично оценивали деятельность Высоцкого-режиссера, обвиняя его то в тирании (В. Конкин) , то в непрофессионализме (А. Джигарханян). Последний, например, говорил: "Зачем ему "Высоцкому - Христофор+) ещё понадобилось. играть на сцене, сниматься в кино – не понимаю... Что такое Жеглов, что такое Дон Гуан?"

Поэтому возникает вопрос: насколько правомерна такая оценка? Действительно ли Высоцкий загубил культовый фильм? Пожалуй, стоит провести расследование и опросить коллег В. Высоцкого по цеху: В. Павлова, Л. Удовиченко, Н. Данилову и др. - относительно его тирании...

В. Конкин в роли В Шарапова и В. Павлов в роли С. Левченко.  Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".
В. Конкин в роли В Шарапова и В. Павлов в роли С. Левченко. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".

В. Павлов (Левченко). В. Павлов учился в высшем театральном училище имени Щепкина под руководством Веры Пашенной и Николая Анненкова. К моменту съемок культового детектива актер уже был хорошо известен советской публике. Он сыграл горе-студента в фильме "Операции "Ы" и другие приключения Шурика" ("Наваждение", 1965), разведчика Колю Гришанчикова, сына Штирлица ("Майор Вихрь", 1968), механика-водителя Г. Щербака ("На войне, как на войне", 1968), полицая Кутенко ("Проверка на дорогах", 1971) и много других очень ярких, запоминающихся ролей.

Однако главных ролей В. Павлову не давали, а те, которые он сыграл, были довольно схематичны (однозначны) и не отличались большой глубиной. Все изменилось для актера в культовом детективе С. Говорухина. Именно здесь В. Павлов получил свою "визитную карточку" - роль заблудившего фронтовика Сергея Левченко. Здесь сумел получить творческое удовлетворение. Не обошлось, конечно, без помощи В. Высоцкого, который и предложил В. Павлову сниматься в картине. Актер говорит:

"Сниматься мне предложил В. Высоцкий. Роль бывшего фронтовика, ныне заблудившегося человека была не очень большая, но чрезвычайно важная для понимания общего строя картины. Володя Высоцкий сказал мне тогда: "Соглашайся, – режиссёр тебе не знаком, роль сделаешь такой, какой ты её увидишь". Так и получилось. Я испытал большое творческое удовлетворение от участия в съёмках фильма "Место встречи изменить нельзя" (В.Павлов: "Моя любовь, моя судьба..." Интервью вела В.Марченко // "Вечерняя Алма-Ата", 11.09.1984 г.).

Итак, В. Павлов свидетельствует, что В. Высоцкий не мешал, а напротив - помогал Говорухину. И что никаким тираном он не был. Идем дальше.

Л. Удовиченко (Манька-Облигация). Получила прекрасное актерское образование. Училась сначала в театре-студии при Одесской киностудии. Затем - во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В кино Удовиченко стала сниматься уже с 9 класса ("Счастливый Кукушкин", 1970). И с этого момента успешно делала свою творческую карьеру, играя в основном "правильных" девочек. То Галину ("Дочки-матери", 1974), то лейтенанта милиции Татьяну ("Золотая мина, 1977).

Д. Удоаиченко в роли Маньки. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".
Д. Удоаиченко в роли Маньки. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".

К моменту съемок культового телесериала актрисе весьма поднадоели роли положительных персонажей. Они казались ей "пресными". Хотелось чего-то, экзотичного, пикантного, запретного... И когда С. Говорухин предложил Л. Удовиченко роль "правильной" девушки Вари Синичкиной, актриса отказалась наотрез. Она попросила дать ей роль воровки, женщины с социально пониженным статусом, которую, конечно, получила. Став в фильме знаменитой "Манькой-Облигацией", воровкой и так далее...

"Вживание" в образ произошло довольно быстро - всего за одну ночь. Удовиченко с разрешения режиссера картины обошла все знаменитые злачные места Одессы. А вот с возвращением в саму себя были проблемы. Актриса справилась с ними с помощью нескольких чашек английского чая "Earl Grey". А также - обаяния В. Высоцкого. Л. Удовиченко рассказывает:

"Когда снималась картина, мне было 22 года. И по молодости я попала в глупую ситуацию. Однажды Говорухин выделил день нашей съёмочной группе: "Разрешаю сегодня погулять по злачным местам". Съёмка проходила в Одессе, в моём родном городе, и я бросила клич: "Ребята, мы должны гудеть всю ночь!" В притоны мы, конечно, не пошли, но остальные знаменитые места не остались незамеченными. А на следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-ак пахло всяческой ночной жизнью! Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Высоцкий отвёл меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала и не стеснялась. А в довершение подарил жестяную банку английского чая "Earl Grey", тогда это была большая редкость. И чтобы хоть как-то прийти в себя, я целый день пила этот чай".* (Высоцкий спас Удовиченко" // "Экспресс-газета", Москва, № 11 (219), 1999 г., март, стр.20.).

Вновь не видим никакой тирании, но наоборот - индивидуальный подход.

Н. Данилова (Варя Синичкина). Н. Данилова окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Затем подвизалась в театре Г. Товстоногова. К моменту съемок культового фильма актриса так же, как и ее коллеги (В. Павлов, Л. Удовиченко), уже была известна зрителю. Она сыграла Машу Гаврикову в фильме "Завтра, третьего апреля" (1969), Тоню - в "Старых друзьях" (1976), Люшану - в "Комедии ошибок" (1976).

Больше того, к моменту съемок киношедевра Н. Данилова успела забеременеть и потерять ребенка (сначала произошла врачебная ошибка, а затем - ошибочное и подпольное прерывание беременности). Она знала, что у нее - такой молодой и красивой - уже никогда не будет детей. Поэтому сцены с младенцем-подкидышем давались ей очень тяжело. Часто она не могла сдержать слез, вспоминая свою боль. Никто не понимал Данилову, кроме... Высоцкого. Он выслушал ее, разделил ее беду и вдохновив на творческие подвиги. Н. Данилова рассказывает:

 Н. Данилова роли Вари Синичкиной. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".
Н. Данилова роли Вари Синичкиной. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".
"На съёмках Володя меня встретил очень тепло. Когда снимали сцену, в которой пеленали подкидыша, малыш ужасно раскричался, и только один Высоцкий почувствовал, что я буквально вошла в ступор. Никому ничего не говоря, он попросил для него сделать перерыв. Вывел меня на лестницу, и я поделилась с ним своей бедой. Совсем недавно я сама должна была стать матерью, но потеряла ребёнка..." (Место встречи можно изменить". Интервью с Н.Даниловой вела М.Полубарьева // газ. ""МК" в Питере" 24.09-1.10.2003 г., стр.23.).

Итак, для Н. Даниловой Высоцкий также не был тираном. Скорее, отцом.

Алексей Миронов (Копытин). Трудно забыть погоню за Фоксом по ночной Москве. В этой погоне на первое место вышел актер А. Миронов, сыгравший водителя "Фердинанда" Копытина. А. Миронов воевал на фронте (заслужив 2 ордена Отечественной войны: 1 и 2 степени), учился в Московском городском театральном училище. Высоцкий помог Миронову-Копытину... Вернуть зрение. Бывает и так. А. Миронов вспоминает:

"А уж какой внимательный, человечный, сочувствующий горю! На съёмках "Места встречи..." я ослеп. Катаракта на обоих глазах была – и случилась эта трагедия. Высоцкий сразу это понял: "Что с тобой?" – "Да вот..." – "Я тебе дам телефон Фёдорова, офтальмолога. Он мой друг, поможет, всё для тебя сделает... И приняли у Фёдорова меня внимательно, и операцию сделали по высшему классу. С тех пор вижу обоими глазами!".

И здесь В. Высоцкий предстает внимательным, человечным, сочувствующим чужому горю человеком, какими все люди должны и быть. Выходит, никаким тираном Высоцкий не был? Свидетели говорят, что нет.

Возможно, кто-то скажет, а как же жалобы В. Конкина? Ответим так - это, конечно, обыкновенные жалобы на "родовые" муки - при рождении шедевра. Всему этому надлежало быть. Иначе бы, шедевр не родился.

Подробно о том, как снимался детектив - здесь: Скандалы и ссоры на съемках культового фильма "Место встречи изменить нельзя".

Читайте также другие статьи:

5 отличий экранного Глеба Жеглова от литературного прототипа из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия"

Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?

Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина

Владимир Высоцкий о характере Глеба Жеглова и его отношении к бандитам: "Их надо давить - от начала до конца".

Как Шерлок Холмс "на глаз" датировал древний манускрипт с легендой о Собаке Баскервилей?