Известно, что культовый детективный сериал "Место встречи изменить нельзя" снимался при активном содействии знаменитого советского барда В. Высоцкого (близкого друга режиссера фильма - С. Говорухина). Высоцкий был одновременно и правой рукой режиссера, и душой всего творческого коллектива. Он помогал режиссеру снимать отдельные эпизоды (например, сцена опознания Фокса Желтовской была снята не Говорухиным, а Высоцким), обозначал коллегам рисунок каждой роли, воодушевлял всю инициативную группу песнями, шутками, анекдотами.
Однако некоторые актеры весьма скептично оценивали деятельность Высоцкого-режиссера, обвиняя его то в тирании (В. Конкин) , то в непрофессионализме (А. Джигарханян). Последний, например, говорил: "Зачем ему "Высоцкому - Христофор+) ещё понадобилось. играть на сцене, сниматься в кино – не понимаю... Что такое Жеглов, что такое Дон Гуан?"
Поэтому возникает вопрос: насколько правомерна такая оценка? Действительно ли Высоцкий загубил культовый фильм? Пожалуй, стоит провести расследование и опросить коллег В. Высоцкого по цеху: В. Павлова, Л. Удовиченко, Н. Данилову и др. - относительно его тирании...
В. Павлов (Левченко). В. Павлов учился в высшем театральном училище имени Щепкина под руководством Веры Пашенной и Николая Анненкова. К моменту съемок культового детектива актер уже был хорошо известен советской публике. Он сыграл горе-студента в фильме "Операции "Ы" и другие приключения Шурика" ("Наваждение", 1965), разведчика Колю Гришанчикова, сына Штирлица ("Майор Вихрь", 1968), механика-водителя Г. Щербака ("На войне, как на войне", 1968), полицая Кутенко ("Проверка на дорогах", 1971) и много других очень ярких, запоминающихся ролей.
Однако главных ролей В. Павлову не давали, а те, которые он сыграл, были довольно схематичны (однозначны) и не отличались большой глубиной. Все изменилось для актера в культовом детективе С. Говорухина. Именно здесь В. Павлов получил свою "визитную карточку" - роль заблудившего фронтовика Сергея Левченко. Здесь сумел получить творческое удовлетворение. Не обошлось, конечно, без помощи В. Высоцкого, который и предложил В. Павлову сниматься в картине. Актер говорит:
"Сниматься мне предложил В. Высоцкий. Роль бывшего фронтовика, ныне заблудившегося человека была не очень большая, но чрезвычайно важная для понимания общего строя картины. Володя Высоцкий сказал мне тогда: "Соглашайся, – режиссёр тебе не знаком, роль сделаешь такой, какой ты её увидишь". Так и получилось. Я испытал большое творческое удовлетворение от участия в съёмках фильма "Место встречи изменить нельзя" (В.Павлов: "Моя любовь, моя судьба..." Интервью вела В.Марченко // "Вечерняя Алма-Ата", 11.09.1984 г.).
Итак, В. Павлов свидетельствует, что В. Высоцкий не мешал, а напротив - помогал Говорухину. И что никаким тираном он не был. Идем дальше.
Л. Удовиченко (Манька-Облигация). Получила прекрасное актерское образование. Училась сначала в театре-студии при Одесской киностудии. Затем - во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В кино Удовиченко стала сниматься уже с 9 класса ("Счастливый Кукушкин", 1970). И с этого момента успешно делала свою творческую карьеру, играя в основном "правильных" девочек. То Галину ("Дочки-матери", 1974), то лейтенанта милиции Татьяну ("Золотая мина, 1977).
К моменту съемок культового телесериала актрисе весьма поднадоели роли положительных персонажей. Они казались ей "пресными". Хотелось чего-то, экзотичного, пикантного, запретного... И когда С. Говорухин предложил Л. Удовиченко роль "правильной" девушки Вари Синичкиной, актриса отказалась наотрез. Она попросила дать ей роль воровки, женщины с социально пониженным статусом, которую, конечно, получила. Став в фильме знаменитой "Манькой-Облигацией", воровкой и так далее...
"Вживание" в образ произошло довольно быстро - всего за одну ночь. Удовиченко с разрешения режиссера картины обошла все знаменитые злачные места Одессы. А вот с возвращением в саму себя были проблемы. Актриса справилась с ними с помощью нескольких чашек английского чая "Earl Grey". А также - обаяния В. Высоцкого. Л. Удовиченко рассказывает:
"Когда снималась картина, мне было 22 года. И по молодости я попала в глупую ситуацию. Однажды Говорухин выделил день нашей съёмочной группе: "Разрешаю сегодня погулять по злачным местам". Съёмка проходила в Одессе, в моём родном городе, и я бросила клич: "Ребята, мы должны гудеть всю ночь!" В притоны мы, конечно, не пошли, но остальные знаменитые места не остались незамеченными. А на следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-ак пахло всяческой ночной жизнью! Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Высоцкий отвёл меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала и не стеснялась. А в довершение подарил жестяную банку английского чая "Earl Grey", тогда это была большая редкость. И чтобы хоть как-то прийти в себя, я целый день пила этот чай".* (Высоцкий спас Удовиченко" // "Экспресс-газета", Москва, № 11 (219), 1999 г., март, стр.20.).
Вновь не видим никакой тирании, но наоборот - индивидуальный подход.
Н. Данилова (Варя Синичкина). Н. Данилова окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Затем подвизалась в театре Г. Товстоногова. К моменту съемок культового фильма актриса так же, как и ее коллеги (В. Павлов, Л. Удовиченко), уже была известна зрителю. Она сыграла Машу Гаврикову в фильме "Завтра, третьего апреля" (1969), Тоню - в "Старых друзьях" (1976), Люшану - в "Комедии ошибок" (1976).
Больше того, к моменту съемок киношедевра Н. Данилова успела забеременеть и потерять ребенка (сначала произошла врачебная ошибка, а затем - ошибочное и подпольное прерывание беременности). Она знала, что у нее - такой молодой и красивой - уже никогда не будет детей. Поэтому сцены с младенцем-подкидышем давались ей очень тяжело. Часто она не могла сдержать слез, вспоминая свою боль. Никто не понимал Данилову, кроме... Высоцкого. Он выслушал ее, разделил ее беду и вдохновив на творческие подвиги. Н. Данилова рассказывает:
"На съёмках Володя меня встретил очень тепло. Когда снимали сцену, в которой пеленали подкидыша, малыш ужасно раскричался, и только один Высоцкий почувствовал, что я буквально вошла в ступор. Никому ничего не говоря, он попросил для него сделать перерыв. Вывел меня на лестницу, и я поделилась с ним своей бедой. Совсем недавно я сама должна была стать матерью, но потеряла ребёнка..." (Место встречи можно изменить". Интервью с Н.Даниловой вела М.Полубарьева // газ. ""МК" в Питере" 24.09-1.10.2003 г., стр.23.).
Итак, для Н. Даниловой Высоцкий также не был тираном. Скорее, отцом.
Алексей Миронов (Копытин). Трудно забыть погоню за Фоксом по ночной Москве. В этой погоне на первое место вышел актер А. Миронов, сыгравший водителя "Фердинанда" Копытина. А. Миронов воевал на фронте (заслужив 2 ордена Отечественной войны: 1 и 2 степени), учился в Московском городском театральном училище. Высоцкий помог Миронову-Копытину... Вернуть зрение. Бывает и так. А. Миронов вспоминает:
"А уж какой внимательный, человечный, сочувствующий горю! На съёмках "Места встречи..." я ослеп. Катаракта на обоих глазах была – и случилась эта трагедия. Высоцкий сразу это понял: "Что с тобой?" – "Да вот..." – "Я тебе дам телефон Фёдорова, офтальмолога. Он мой друг, поможет, всё для тебя сделает... И приняли у Фёдорова меня внимательно, и операцию сделали по высшему классу. С тех пор вижу обоими глазами!".
И здесь В. Высоцкий предстает внимательным, человечным, сочувствующим чужому горю человеком, какими все люди должны и быть. Выходит, никаким тираном Высоцкий не был? Свидетели говорят, что нет.
Возможно, кто-то скажет, а как же жалобы В. Конкина? Ответим так - это, конечно, обыкновенные жалобы на "родовые" муки - при рождении шедевра. Всему этому надлежало быть. Иначе бы, шедевр не родился.
Подробно о том, как снимался детектив - здесь: Скандалы и ссоры на съемках культового фильма "Место встречи изменить нельзя".
Читайте также другие статьи:
Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина
Как Шерлок Холмс "на глаз" датировал древний манускрипт с легендой о Собаке Баскервилей?