Линдберг... тот самый таинственный Линдберг, известный всему миру, и о котором в наших книгах нигде НИЧЕГО невозможно было найти, даже в Большой Советской Энциклопедии...
Когда-то я знала его только по маркам - худощавое лицо, летный шлем с очками, странный самолетик с надписью на борту "Spirit of St. Louis", очень смахивающий на наш Як-12, с подкосами под крыльями и стойками шасси, удивляющий отсутствием привычного остекления кабины, схема маршрута - пунктирные точки через океан...
Линдберг - малюсенькая иллюстрация и несколько скупых строчек в переводных детских книгах, купленных, когда рухнул железный занавес.
Линдберг - набранное имя в строке поисковика с наступлением эпохи интернета, и уже можно читать биографию, смотреть фотографии, схемы, удивляться изменениям, внесенным в конструкцию самолета для рекордного перелета от Нью-Йорка до Парижа...
Еще при рассматривании марок удивляло отсутствие лобового стекла в кабине пилота. Самолет проектировался и строился специально для перелета, призом которого были 25000 долларов. Линдберг нашел спонсоров в городке Сент-Луис, и надпись на самолете - дань их участию в этом предприятии. Самолет строился на базе обычного одномоторного почтового самолета, на котором летал Линдберг, но с некоторыми специальными изменениями. Был установлен более мощный двигатель, длиннее стали крылья. Отсутствовала радиостанция и установлен минимум приборов - Линдберг боролся за вес. Он решил лететь в одиночку, установив на месте пилота дополнительный топливный бак, полностью перекрывающий обзор, но зато сохраняющий центровку самолета. А летать, глядя в боковые окошки, ему не привыкать - так он и перевозил почту, забив кабину сумками доверху, опять же, чтоб сохранялась центровка. Но дополнительный перископ все же сконструировал и установил. Зато отказался от парашюта и взял с собой только легкий надувной плот.
Из навигационного оборудования у него был только компас...
5800 км на восток по компасу через океан за 33 с половиной часа...
33 часа в воздухе! Один над океаном! В паршивую погоду без хорошего обзора из кабины! В сплошном тумане он снижался настолько, что чувствовал соленый запах воды... Он долетел.
Вечером 21 мая 1927 года он приземлился в Ле-Бурже. И стал легендой.
У каждого человека есть слова-пароли. Их много. Часто о том, что это слово - пароль, ты совершенно не подозреваешь, и узнаешь об этом лишь тогда, когда оно звучит, или вдруг натыкаешься на него на открытой странице. И оказывается совершенно невозможным равнодушно скользнуть взглядом и закрыть вкладку... Эти пароли открывают какие-то двери, дверцы и окошки, отпирают сундуки и шкатулки, отдергивают пыльные занавески в нашей памяти...
Собирая детскую библиотеку, я сто раз зарекалась - все!!! Никаких пушистиков с умильными мордочками и путано-корявыми историями я больше покупать не буду!!!
Но это звучное имя Линдберг! Звонкое, легкое дилинь-динг! Линд - проворачивается винт, берг - затарахтел невидимый поршневой моторчик... Линдберг! Дух Санта Луи витает вокруг... вот она, эта надпись на обшивке маленького монопланчика...
Линдберг - один из тех самых паролей...
Линдберг - четкие бежевые буквы на шоколадной обложке, да-да, он самый!!! Вот же - двухлопастный винт, знакомая надпись, кольцо цилиндров звездообразного двигателя и вдруг... какой-то мышонок...
Книга стоила, если не как крыло от самолета, то немногим меньше стабилизатора... Я долго не решалась ее купить. Никак не могла уложить в голове, соединить имя знаменитого летчика с каким-то мышонком, о котором мне сообщала аннотация и демонстрировали сканы страниц. При чем тут мышонок?
Но однажды все же появилась возможность взять ее в руки и пролистать.
Смотрите - чертежи, так похожие на чертежи Леонардо, крылья, винт, компоновка самолетика... перелистнем... да! Готические буквы газетных заголовков, знакомые фото...
и... мыши, мыши, мышеловки, городские пейзажи, снова мыши, коты, совы, пароходы, паровозы, чемоданы, детали, детали, паровой??????? двигатель, крылья,
портовые причалы, краны, пароходы,
самолет,
городские панорамы,
океан,
Нью-Йорк...
и... мыши-мыши-мыши,
газетные заголовки и мальчик...
Перед рекламной афишей - маленький Чарлз Линдберг, практически ни в одной школе не удерживавшийся на целый учебный год из-за плохих оценок.
Неведомый мышонок совершил путь из Европы в Америку, по замыслу автора вдохновив мальчишку совершить подобное. Ну правильно, меня тоже сказочно-фантастическая версия для малышей устраивает больше, чем сообщать истинную причину вдохновения и решимости в долларовом эквиваленте.
Очень нравились дивные иллюстрации. Текст, хоть и отрывочный, оказался вполне читабельным. НО! Но абсолютная хрень с технической точки зрения. Вы себе можете представить крылья с самоваром на спине? Даже если он обернут чем-нибудь типа листового асбеста?
А паровой двигатель вот на этой ребристой легонькой этажерочке? И запасы дров или угля на ней же? Ведь паровой двигатель - двигатель внешнего сгорания, который нужен для выработки перегретого пара, а уже этот пар будет работать - крутить то, что должно крутиться. И без кочегара, кидающего уголь в топку, тут никак не обойтись...
Понятно, что это совсем не энциклопедия, что книга детская, что это просто сказка, а в сказках в качестве топлива для двигателей используются совершенно неожиданные вещи - варенье, овсяная каша, лимонад... Но там были двигатели внутреннего сгорания, там условность и шуточность сразу ясна, а здесь же есть заявка на некоторую историческую достоверность. Отсылки к реальным именам. Стимпанк, конечно, нынче в моде, но летающие и пышущие паром громадины Миядзаки у меня не вызывали возмущения, там все казалось вполне возможным, альтернативным. А тут, скорее, попахивало профанацией. Я понимаю, что перфекционизм хорош только в небольшой дозировке. Что я придираюсь к сказочной детской книжке, совсем не претендующей на энциклопедичность. Что к ней надо относиться только как к детской сказке, в которой возможно все. Это не познавательная литература, а просто приключенческая история, которую надо читать средним дошкольникам. Интересующимся техникой, а уж тем более в ней разбирающимся старшим, уже надо давать грамотные пояснения, что, возможно, пойдет только на пользу родителям ))
Книгу я купила - пароль сработал, да и иллюстрации покорили, и магазинчик понравился - тогда еще только недавно открывшийся магазин "Перемен", который хотелось поддержать, и мероприятие, в нем проходившее оказалось очень душевным.
Читать мы взялись сразу по приезду из Новосибирска - прямо с места в карьер. Ориентировалась я на шестилетнего Тёму, самого старшего в детсадовской разновозрастной группе, ожидая восторженной реакции. Для малышей сюжет сложноват и иллюстрации слишком "взрослые" - очень реалистичные и довольно мрачные из-за того, что выполнены в желтовато-коричневых тонах - так и кажется, что смотришь альбом со старинными фотографиями.
Линдберга Тёмка слушал рассеянно, остальные трехлетки очень по-разному. Родион возился, вздыхал, недовольно сопел и бубнил, Мика сидела, насупившись и поджав губы, Лёша слушал несколько отстраненно, вальяжно развалившись, и только Максим сидел прямо, не шевелясь, и ел глазами страницы, весь обратившись в слух. Где-то с середины я уже начала не столько читать, сколько пересказывать, подольше задерживаясь на дымчато-солнечных разворотах, стараясь быстрей пролистнуть ночные темные. Правда, мальчиком в конце все заинтересовались - я ткнула пальцем на самолетик у него в руках, привирая на ходу про его любимую игрушку. Но как только я закрыла книгу, Родион встал и принес картонку "Мой мишка", а Тёмка моментально улизнул...
Чтоб сильно не грузить детей, марки я показала им на следующий день. Тёмка поглядывал со стороны, иногда заглядывая поближе, зато Лёша с Максимом оттоптали ноги мне и друг другу, толкаясь около альбома. Поскольку была команда руками не лапать, они только тянули шеи и наваливались пузом на край стола, Максим таращил глаза и торопился переспрашивать, всех перебивая, Лёша тоже все время что-то возбужденно лопотал.
Корабли мы с ними тоже посмотрели, их ведь довольно много в книге.
И сравнили марки с иллюстрациями
И Максим с Лёшей загалдели-заорали - почитать! почитать! еще! еще! сейчас! прямо сейчас! почитай еще!
Ну и почитала, конечно, а тут за ними и родители пришли.
А книги с пушистыми мышатами Торбена Кульманна, несмотря на все свои зароки, я собрала все.
А, мораль-то )) Что книга про самолеты из энциклопедий Чевостика - вполне достойная книжка для дошкольников и младших школьников.
Р.S. А у меня новые блоки марок появились!
Подарок себе на очередной День Авиации )