Найти тему

Самолеты и авиация. Энциклопедия с Чевостиком

Сегодня день авиастроителя. Смешно спрашивать что читать-листать в этот день - естественно, книги о самолетах. Нет, отличную книгу В.Шаврова "История конструкций самолетов в СССР" я вам предлагать не буду. Предложу из нового, с цветными картинками.

Давайте полистаем книгу о самолетах из популярной серии "Детские энциклопедии с Чевостиком". Наверняка, вы уже знакомы с книгами этой серии. Ведь популярностью она пользуется уже несколько лет.

Так же как в остальных книгах серии, эта начинается со странички знакомства,

-2

так же построена на вопросах и ответах героев, которые все так же перемещаются во времени и пространстве при помощи времяскока, так же дается практическое задание в конце каждой главы.

-3

Книга просто знакомит детей с понятием "авиация", рассказывает о принципе полета в атмосфере аппарата тяжелее воздуха, немножко касается вех развития авиации и деления ее на военную и гражданскую. Все очень кратко, как во всех детских энциклопедиях, но доступно для понимания старших дошкольников и младших школьников. Специально для торопящихся развить детей родителей скажу, что в 3-4 года читать ее, однозначно, нет смысла. Открывать стоит лет в 6. При крайней заинтересованности раньше можно полистать и посмотреть картинки. Тем более, что объяснение аэродинамических качеств посложнее, чем обычная плавучесть в книге о кораблях.

Хорошо, что автор не растекается "мыслию по древу", выбрав для рассказа только самолеты. Первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки, воздушные шары, дирижабли, планера, вертолеты - все это потом, где-нибудь в других книгах по истории воздухоплавания, где подробно освещаются все дороги, которыми бороздили воздушный океан.

Текст построен на пояснении все нарастающей мощности и увеличении скорости летающих машин. От мечты полететь, махая крыльями как птица и от рисунка Леонардо да Винчи

-4

с объяснениями как летает воздушный змей

-5

до первого полета, который, хоть и длился всего 12 секунд, но знаменовал собой открытие новой эры.

-6

Первые "летающие этажерки", рассказы о Жуковском, Блерио, Нестерове,

-7

о фигурах высшего пилотажа.

"Русский витязь" в детстве мне казался летающим трамваем )

-9

Как и "Илья Муромец" )

-10

Я особенно признательна автору за упоминание в этой главе пса Шкалика, которого взял с собой в рекордный полет конструктор этой "громадины" Игорь Сикорский.

12 февраля 1914 года. Четырехмоторный биплан Сикорского "Илья Муромец №107" совершил полет в России с 16 пассажирами на борту. 
Фото из открытых источников
12 февраля 1914 года. Четырехмоторный биплан Сикорского "Илья Муромец №107" совершил полет в России с 16 пассажирами на борту. Фото из открытых источников

Цель книги - рассказать об отечественном авиастроении. Названы имена руководителей ведущих КБ. Вот и самолеты их можно увидеть на рисунках - от легкомоторных авиеток до тяжелых машин гражданской и военной авиации.

Понятно, что в таком ознакомительном варианте многого не охватишь, но одной главы мне все же не хватило. Именно потому что книга выпускается в такой популярной серии, которая буквально формирует у сегодняшних детей определенные представления и знания об истории, здесь совсем не лишней была бы глава об отечественных рекордах и перелетах довоенного времени в период стремительного развития авиации - о Чкалове, Громове, Коккинаки, о женском экипаже Гризодубовой. Страна должна знать своих героев, а не только Линдберга. И в главе, посвященной Туполеву, совсем не лишне было бы упомянуть и нарисовать краснокрылый рекордный АНТ-25.

Для рассказа об устройстве военного самолета выбран Ил-2, легендарный штурмовик, прозванный "летающим танком". Это самый массовый боевой самолет за всю историю авиации. Их было выпущено более 36 000.

-13

Сейчас на планете есть два ЛЕТАЮЩИХ экземпляра легендарного штурмовика. Один был восстановлен в 2011 году по заказу американского коллекционера и передан в США.
Второй, поднятый со дна озера под Мурманском, совершил свой первый полет после восстановления в Новосибирске 16 июня 2017 года.

Ну правда же красавец!

-14

В июле 2017 самолет участвовал в летной программе авиасалона МАКС-2017

-15

А Чевостик с дядей Кузей после того, как познакомились с работой аэропорта, а также внутренностями аэровокзала и пассажирского лайнера,

как раз отправляются на авиасалон в Жуковском, а я могу им только позавидовать...

Я бы тоже с удовольствием побывала на таком празднике, окунулась бы в эту атмосферу, как когда-то... Хотелось бы посмотреть воздушное шоу, опять услышать рев двигателей и околоавиационные разговоры, увидеть как руками изображают фигуры высшего пилотажа...

Хорошая книга. С удовольствием прочла, придавила свое "мало, мало, хочу еще!". Иллюстрации мне понравились - хорошие рисунки. Но вот схемы самолетов в разрезе... Прямо скажем, не Бисти... Надписи со стрелками живут своей жизнью, порой указывая неизвестно на что непонятно где. В целом для знакомства выборка надписей, обозначающих элементы конструкции, узлы и агрегаты самолета странноватая. Нет важных органов управления, но отмечены второстепенные детали. На схеме самолета есть надпись "педали управления рулем направления" и стрелочка, утыкающаяся туда где они должны быть, но педали не нарисованы, а руль есть, но не подписан. Есть надпись "тяги управления рулем высоты и направления", а тяг управления рулем высоты нет, и руль опять не подписан. Видимо, слово "руль" у художника ассоциируется только с автомобильной баранкой. Ручку управления тоже не разглядела. Типа в принципе оно тут есть... За кабиной стрелка находится загадочная "рама", стрелочка от названия которой не показывает ничего.

-18

Зато рама с амортизаторами шасси имеется у самолета Блерио, которая делает его очень узнаваемым, но названа она "Ручным и ножным управлением самолетом". Неожиданно... Что должен думать читающий? Что можно управлять самолетом при помощи шасси? И сиденье пилота переехало прямо на двигатель, тогда как кабина пилота находится у задней кромки крыла, что видно на прекрасном рисунке самолета над Парижем.

Ну и в тексте есть маленькая ошибка или опечатка. В главе про Ил-2 сказано, что рядом с ним сражались самолеты Яковлева Як-2 и Як-9. Самолет Як-2 был признан неудачным, в серию не пошел, тогда как Як-1, Як-3 и Як-7 выпущены количеством от 4 до 8 тысяч каждая из моделей. Двойку легко можно исправить на любую из этих цифр.

-20

Текст книги, как всегда, простой и доступный, делает ее хорошим вариантом для первого знакомства. Даже при хорошем знании темы его интересно читать, радуясь удачно скомпонованному материалу. Несмотря на недочеты, книгой все равно очень довольна. При интересе к теме мои издания уже более серьезны и предназначены для средних школьников. А вот для младшего возраста совсем не лежала душа к переводным книгам, в которых отсутствовали наши самолеты. Ну и подкупает понятный детский диалог.

А как складываются ваши отношения с Чевостиком? Читаете-слушаете с детьми?