Итак, продолжаем рассказ про дадао и отряды мечников. Первую часть смотрим тут.
Есть известная поговорка мира Улинь:
На цунь длиннее - на цунь сильнее
一寸长一寸强
yīcùn cháng yīcùn qiáng
Хотя она возникла совершенно в другое время, в других условиях и применительно к совершенно другой составляющей традиционного ушу, в ХХ годы её вспомнили уже в отношении к дадао, оружию специальных отрядов дадаодуй-«Отрядов больших мечей», сражавшихся против японских оккупантов.
И сегодня мы продолжим наш рассказ об этом, ибо накопилось несколько вопросов, на которые неплохо бы ответить.
Благодаря нашим статьям, читатели уже в курсе причин и условий возникновения таких отрядов (кто подзабыл - читаем цикл статей "Эпоха Китайской Республики как последний исторический период массового использования холодного оружия на масштабном военном театре"), кто стоял у истоков (спойлер - шаньдунец Чжао Дэнюй (赵登禹 Zhào Dēngyǔ, 1898-1937)), кто выпустил одно из наиболее известных и сохранившихся руководств для армии (спойлер - Цзинь Эньчжун (金恩忠 Jīn ēnzhōng, 1904 - ?)).
Были и другие видные мастера, например, Инь Юйчжан (尹玉章 Yǐn Yùzhāng 1923-1944), автор «Практического метода техники дадао», или Вань Лайшэн (万籁声 Wàn Làishēng, 1903–1992), автор знаменитой книги «Общие основы боевых искусств».
Однако в русскоязычной среде почему-до обычно предпочитают ставить знак равенства между дадаодуй и пофэнбадао (破锋八刀 Pò fēng bā dāo, «Восемь мечей, ломающих лезвие»), которые есть восемь техник владения мечом дадао, разработанные знаменитым мастером Ма Фэнту (马凤图 Mǎ Fèngtú, 1888-1973). Однако даже в Северо-Западной армии, где он обучал дадао, их было несколько таких выдающихся специалистов!
Но обо всём - по порядку! :)
Как видим, существуют разные мнения об источнике техники фехтования в отрядах дадаодуй и кто конкретно готовил тех бойцов, кто победил при Сифэнкоу.
Разобраться в этом непросто, только основных и хорошо задокументированных версий - не менее четырех.
На самом деле, эти четыре способа фехтования дадао являются четырьмя разными школами традиционного китайского фехтования. Развивались они относительно независимо и все так или иначе повлияли на подготовку отрядов дадаодуй.
Одна из них восходит к имени Ли Яочэня. Сегодня расскажем про него. Ибо он - Легенда Старого Ушу.
Ли родился в провинции Хэбэй, и в молодости изучал тайцзуцюань (太祖拳 Tàizǔquán, по легенде его создал сунский император Чжао Куанъин , он же Тайцзу :) , этот стиль фигурирует в знаменитой истории об возрождении Шаолиньского ушу из 18 народных школ).
Ушу было очень популярно в его родном уезде, но занимались по ночам, ибо днем надо было зарабатывать на жизнь. Поэтому среди местных практиков ушу была в ходу фраза при встрече:
你熬过两灯油么?
Суть её в том: продержался ли ты на тренировке, пока не выгорели две заправки масла для лампы. Это довольно долго, и это было очень круто в среде таких же ушуистов-парней из местного ополчения, обеспечивающих безопасность в уезде.
Однако в возрасте 14 лет он был вынужден отправиться в Пекин, чтобы зарабатывать на жизнь. В то время чиновничество и администрация империи Цин были сильно коррумпированы, а транспорт и почтовая служба крайне слабо развиты, в стране царил полный бардак. Поэтому, выезжая куда либо из крупных городов, торговцы, состоятельные путешественники и даже простолюдины часто искали защиты у людей, владеющих боевыми искусствами. При различных чифаньках часто жили люди, владеющие боевыми искусствами, ожидая, пока их наймут.
Так же пробовал зарабатывать и Ли Яочэнь. После того, как его нанимали, он отправлялся в путь: толкал по дороге маленькую телегу с товаром или вещами нанимателя, так он проходил по восемьдесят ли в день. Таков был тяжелый хлеб телохранителя.
Четыре года спустя его приняли в знаменитое «Охранное бюро поддерживающих дружбу» (会友镖局 Huìyǒu biāojú), где он и проработал более четверти века.
Ши Мяосин (释妙兴 Shì Miàoxīng, 1891-1927), один из самых молодых настоятелей храма Шаолинь и последний в непрерывной линии передачи этого титула, оставил очень занятные размышления про этот стиль в своей книге «Семьдесят два искусства Шаолиня», но об этом - в другой раз.
Кстати, о совпадениях...
Один из авторов руководств для дадаодуй, Цзинь Эньчжун говорил, что изучал шаолиньские боевые искусства у Ши Мяосина и даже сражался на его стороне в те дни, когда сожгли сам Храм Шаолинь.
Нам же важно, что именно в том бюро и появились выдающиеся телохранители, такие как Ван Фуцюань по прозвищу «Железный архат», Чэн Юцин по прозвищу «Силач Чэн», Лю Дэшэн по прозвищу «Большой меч Лю» (нам повезло обучаться дадао у его сына Лю Баоминя) и конечно же - Ли Яочэнь. Ли не только работал там, но еще и обучался у местных специалистов, например он изучил технику фехтования люхэдао. Он проработал в охранной конторе до до 1921 года, когда активное развитие страны, новых коммуникаций и технологий, а главное - наведение хоть какого-то порядка в стране после Синьхайской революции сделали существование охранных контор бессмысленным.
Он открывает чайный дом, где продвигает занятия боевыми искусствами согласно уже новым, общегосударственным веяниям. Он продвигает такой лозунг:
один человек может укрепить свое тело, занимаясь боевыми искусствами, вся семья может укрепить свою семью, занимаясь боевыми искусствами, и весь народ может укрепить свою страну, занимаясь боевыми искусствами.
Это было замечательное время! У нас мало кто знает, но в Новом Китае с 1921 по 1931 год была так называема «эпоха чайных боевых искусств» (武术茶社时代 Wǔshù cháshè shídài), девиз был такой:
искоренение насилия, достижение мира, распространение боевых искусств
除暴安良,护佑一方,传播武术.
Но мирное время скоро закончилось. После «инцидента 18 сентября 1931 года» Тун Лингэ, заместитель командующего 29-й армией, развернутым м подробным письмом пригласил Ли Яочэня обучать фехтованию.
Там, основываясь на традиционной школе люхэдао, Ли и разработал для дадаодуй 29 армии уникальную технику фехтования под названием «Беспредельный меч-дао» ( 无极刀 Wújí dāo), где можно рубить и колоть, и эта техника была очень практична.
С названием тоже забавно, дословно первые два иероглифа означают: «высшее начало, начало всех начал», а так же «беспредельный, безграничный, бесконечный». Кроме того, это еще и термин из даосизма, но об этом - в другой раз!
Идея была проста: при извлечении дадао, клинок свешивается вниз и обращен к себе, он поднимается вверх, тыльная сторона клинка отбрасывает винтовку, и в то же время край лезвия рисует дугу вперед, как раз вовремя, чтобы ударить по шее противника.
Это, кстати, отражено в «Марше большого меча», также известного как «Большой меч отрубает головы дьяволам!» по первой строчке песни. Эта песня была написана Май Синем в июле 1937 года в Шанхае как раз, чтобы прославить этот «Отряд больших мечей» 29-й армии Национальной революционной армии после их первой и знаменательной победы над японцами.
Перевод первого из куплетов получается примерно такой:
Большой меч отрубил дьяволам головы!
Братья Национальных Вооруженных Сил!
Настал день войны сопротивления, настал день войны сопротивления!
Впереди добровольцы с северо-востока,
За спиной люди со всей страны,
Наши военные и гражданские лица смело идут вперед в единстве,
Найди врага,
Убей его, убей его!
Тут сразу вспоминается Константин Симонов и его знаменитое стихотворение «Если дорог тебе твой дом»:
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Ли Яочэнь полагал, что из костяка 29-й армии нужно сформировать специальные команды из фехтовальщиков, то есть «Отряд больших мечей»- дадаодуй, и они будут непосредственно у него обучаться технике меча «Уцзидао», а затем передавать ее дальше - другим офицерам и солдатам 29-ой армии.
Тигриное могущество.
虎虎生威
hǔhǔshēngwēi
Девиз мечников дадаодуй.
Эта идея была сразу поддержана Тун Лингэ и вскоре реализована. Несколько месяцев спустя команда дадаодуй начала обучать уже отработанную ими технику «Уцзидао» всем остальным военнослужащим армии, тем самым обеспечивая высокий охват и уровень подготовки.
Кто регулярно читает наши статьи про реформы боевых искусств в начале ХХ века должен заметить, как тогда было всё намешано и переплетено! Генерал Фэн Юйсян в то время был известен своей хорошей подготовкой вверенных ему войск, поэтому в Северо-Западной армии с 4:30 до 6:00 ежедневно выделялось специальное время на тренировки дадао, штыковому и рукопашному бою.
Нам же важно, что в 1933 году Тун Лингэ помог Сун Чжэюаню в битве у Великой стены одержать знаменитую победу при Сифэнкоу. Японская газета "Асахи Симбун" написала тогда, что за эпоху Мэйдзи императорская армия не испытывала подобного унижения. Есть интересная китайская история, что после этой резни японцы снабжали каждого солдата железным ошейником.
И, якобы, в битве при Фэнтае китайская армия с удивлением обнаружила, что все японские солдаты носят "железные шарфы". Правда или нет - не знаю, но как-то.. сомнительно! :)
В 1937 году Ли Яочэнь участвовал в битве при обороне моста Лугоу и кровопролитном сражении в Наньюане, затем участвовал в тайном сборе останков своего покровителя, генерала Тун Лингэ. После этого трагического события и больших потерь в 29 армии, Ли Яочэнь по неясным причинам оставил военную службу и вернулся к прежней деятельности - чайному домику в Тяньцзине.
В 1941 году, после оккупации японской армией Пекина, Ли Яочэнь жил там под псевдонимом, но был арестован командующим японским гарнизоном из-за доноса осведомителя.
Существует такая занятная легенда:
в 1942 году японский военный офицер Такэда Ниси часто тренировал дзюдо.
Однажды он предложил соревноваться с Ли Яоченом.
Условия, заключались в том, что Ли Яочэнь будет освобожден в случае победы, а в случае проигрыша ему придется смириться и признать себя виновным.
После того, как Ли Яочен дважды сбил его с ног, японец якобы взял у охранников две катаны и предложил биться на них, но был обезаружин. После чего Ли - быстро расстреляли вежливые и культурные японцы естественно отпустили.
Далее есть много интересных и непонятных историй. В 1943 году он участвует в каких-то соревнованиях-поединках против японцев, где (естественно!) успешно побеждает. В 1945 году он помогает прятать от оккупантов храмовые сокровища в Пекине, а с 1946 по 1949 год неоднократно участвует в спасении подпольщиков Коммунистической партии Китая, укрывая их в своей чайной.
Он умер в 1973 году в Пекине в возрасте девяноста семи лет. Перед смертью он был членом Национальной ассоциации ушу и директором Пекинской ассоциации ушу, его неоднократно приглашали в качестве главного судьи национальных соревнований по ушу. Но самое главное, пока ему не стукнуло девяносто, он продолжал обучать всех желающих в Храме Неба и парке Чжуншань.
Вот такая история. Что обидно, на данный момент не найдено его письменное руководство по этой системе фехтования...
В начале статьи мы упомянули занятный парадокс, связанный с дадао и отрядами дадаодуй, который отражен в поговорке, той, что и в заголовке.
Суть поговорки проста: длинное оружие выигрывает у короткого.
Есть два таких класса оружия в Китайских боевых искусствах. Более того, изначально в поговорке речь шла о противостоянии длинного копья и меча-дао.
Восходит она к трактату «Шоубилу» (手臂录 shǒubì lù). Этот знаменитый военный трактат о фехтовании времен империи Мин создал мастер У Шу (吴殳 Wú Shū, 1610 - 1694), известный поэт и фехтовальщик из провинции Цзянсу. В трактате есть знаменитая максима о превосходстве копья над всеми остальными видами (арбалеты и лук со стрелами - это отдельная тема, если что):
Копье главное над всем оружием, и всё оружие потерпит поражение от копья
枪乃诸器之王,以诸器遇枪立败也
Qiāng nǎi zhū qì zhī wáng, yǐ zhū qì yù qiāng lì bài yě
А кто не в курсе, в китайском языке термин "винтовка" тоже записывается с иероглифом "копьё" (步枪 bùqiāng), то есть в некотором роде винтовка со штыком - то же "копьё".
Сразу возникает вполне логичный вопрос: винтовка априори длиннее дадао, то есть, получается, поговорка должна подчёркивать превосходство японского оружия над китайским?
А вот и нет! Это у вас прямолинейное лаовайское западное мышление! :) Китайцы же противопоставляли своему оружию не винтовку, а штык!
В любом случае он был существенно короче самой винтовки, однако, естественно, длиннее штыка, который был общей длиной 510 мм и с длиной лезвия 400 мм.
Но подразумевалось же противостояние бойца с дадао против японца, вооруженного винтовкой с примкнутым штыком?
Так что, смысл использования данной поговорки, в целом-то, понятен, но на мой взгляд - несколько не правомочен.
А вы как думаете?
Хотя есть такая попытка натянуть сову на глобус занятная версия, ибо всем японским пехотинцам выдавались Type 30, независимо от того, были ли они вооружены винтовкой, пулеметом, пистолетом или даже были безоружны.
Так что вероятность встречи мечника с дадао и японца со штыком и без винтовки была вполне ненулевая, как минимум те же артиллерийские расчеты при Сифэнкоу. Хотя и странно.
Но такая версия тоже имеет право на существование, почему нет?
Но вернемся к разработчикам методичек по фехтованию дадао в 29-ой армии.
Наш следующий герой - Шан Юньсян.
Шан Юньсян с детства увлекался боевыми искусствами, сперва более десяти лет изучал гунлицюань, а затем - синъицюань.
Существует так же точка зрения, что в кровавой битве при Сифэнкоу в 1933 году технике владения мечом, использовавшейся китайской стороной, обучал именно Шан Юньсян, мастер стиля синъицюань (形意拳 xíngyìquán) и ученик Ли Цуньи и Го Юньшэня. Кстати, он работал в охранном агентстве, организованным Ли Цуньи. То есть это очередной бяоши в нашей истории, а мы не раз говорили, что это была основная среда, где в Страром Китае культивировали, изучали и развивали боевые искусства.
С детства был он невысоким и хилым, поэтому окружающие обзывали его сяотангуа (小糖瓜 xiǎotángguā). Так называют кусочки засахаренной дыни или круглые леденцы для жертвоприношения дyxy очага. На что он отвечал:
Засахаренная дыня хоть и мала, но пусть зубы им поломает!
糖瓜虽小,却要让它崩牙!
Он упорно тренировался, пренебрегая настолько заработком на жизнь, что не мог позволить себе даже простые традиционные китайские тряпичные тапки, что сейчас привычный и обязательный аксессуар современного true-ушуна. Но стопы его от этого лишь укрепились, и он приобрел прозвище «Будда с железными ногами» (铁脚佛 Tiějiǎo fú).
Сунь Лутан (孫祿堂 Sūn Lùtáng,1860-1933) даже напишет про него, что сила его настолько яростна, что никто не может его победить:
吾友尚云祥劲力之刚猛无人能击其右。
В 1931 году по приглашению Сун Чжэюаня в армию прибывает Шан Юньсян, чтобы обучать своей системе фехтования непрерывной рубки ляньхуаньдао (连环刀 Liánhuán dāo), разработанной на базе синъи усин дао (形意五行刀 Xíngyì wǔxíng dāo), основанной на концепции взаимоусиления и взаимоослабления У-син.
С другой стороны, есть мнение и упоминания, что он учил технике двуручного дао, комбинируя под требования и задачи дадаодуй фехтовальные техники дао гусиного крыла (雁翅刀 Yàn chì dāo), пудао ( 朴刀 pǔ dāo) и шуаншоудай (双手带 shuāngshǒu dài), популярные в народе еще с времен империи Мин. Здесь как раз интересен двуручный шуаншоудай, близкий родственник японского нагамаки. Из-за высокой популярности в Мире Цзянху, изготовление и хранение давно ещё запретили, легитимным оставили только «поясной меч», о чём нам пишет в своей хронике знаменитый ученый и географ Сюй Сун (1781-1848). Хотя ещё в «Истории династии Сун» пишут про указ 1035 года о запрете жителям Гуннаня покупать такое оружие, а мастеровым - изготавливать подобное оружие. Однако в Мире Цзянху его продолжали использовать. Несмотря на запреты властей, а может как раз и вопреки им, это оружие становится крайне популярным в гористой местности, издавна славящейся свои бандитским раздольем
Принципиальное отличие: у деревенского шуаншоудай длина древка (рукояти) сопоставима с длиной клинка, вместе они образуют оружие длиной до полутора метра. Напомню, что исторически шуаншоудай - это переделка из поясного дао (腰刀 yāodāo), что и отражено в названии (первоначально такое оружие называлось иначе 博刀 bó dāo). Ну и кольцо опять же на торце древка - это сейчас стандартная составляющая.
Однако его популярность в Мире Цзянху могла повлиять в качестве первоначальной идеи для создания «армейского дадао». Как, впрочем, и не менее знаменитый чжаньмадао (斩马刀 zhǎnmǎdāo) эпохи Сун, что был длиной под 1,4 метра. Иногда «армейский дадао» считают развитием чжэкудао (着袴刀 zhekùdāo), у которого такое кольцо использовалось для ношения на поясе, но кто в здравом уме станет на поясе носить такую оглоблю?!
Это промежуточное оружие между поясным дао и длиннодревковым было достаточно популярно из-за его простоты изготовления, даже в «Речных заводях» главе 61 упоминается как Лу Цзюньи, собираясь на бой с героями Ляншаньбо, изготавливает подобную штуку из подручных материалов: обычного меча и шеста.
Но вернемся в 29-ю армию. Как же происходили известные события первого боевого крещения этого отряда?
Была сформирована специальная команда из пятисот лучших бойцов (国民革命军第二十九军大刀队 Guómín gémìng jūn dì èrshíjiǔ jūn dàdāoduì), отобранных в отряд за хорошие навыки владения мечом и рукопашного боя.
Ночью 9 марта Чжао Дэнъюй впервые послал два своих батальона, чтобы ночью атаковать японскую армию. В час ночи 10 марта командир 1-го батальона Ван Куньшань повел свои войска на атаку артиллерийских позиций противника, они ворвались во вражеский лагерь, изрубив от двухсот до трехсот вражеских солдат, а заодно сожгли более десяти единиц вражеской техники. В 2:30 они заняли успешно их заняли и отрезали противнику пути обратного хода и возможного прибытия помощи извне.
Одновременно Сунь Жусинь, заместитель командира полка, в 1:30 ночи вывел 2-й батальон и атаковал противника в высокогорье к северу от Сифэнкоу, застав из спящими.
В итоге было убито более 500 японских солдат, захвачено более 10 пулеметов и много других трофеев.
Но основная победа была 12 марта, когда успешно сняв часовых, команда мечников забросала гранатами казармы японцев в деревне Санцзязи что в устье пика Сяоси за Великой китайской стеной, порубав тех, кто попытался выскочить. Одновременно «Отряд мечников» одним махом овладел позициями противника в Ландунцзы и Байтайцзы, где зарубил более сотни спящих японских артиллеристов. Это был большой успех, так как было захвачено большое количество артиллерии и боеприпасов. Впоследствии отряд дадаодуй сжег припасы японской армии, взорвал захваченную артиллерию и бронетехнику, затем под прикрытием отошел с поля боя .
Эту летопись можно было бы продолжать и далее, но я хочу обратить внимание: это не была тактика прямого противостояния дадао и винтовки со штыком.
Обусловлена она была даже не столько «патронным голодом», сколько хитростью китайцев сложным горным рельефом, позволяющим быстро перевести огневой контакт в рукопашную. Можно даже сказать: в рамках известной всем концепции «пуля дура - штык молодец!».
Тактика была проста: грамотная тщательная разведка и хорошее знание местности обеспечивает скрытное и быстрое выдвижение к месту атаки, затем согласованный залп даёт шанс прорваться на дистанцию броска гранаты, а затем - рукопашная.
Казалось бы, причем тут индивидуальное мастерство фехтовальщика?...
Но об этом поговорим после! Или можно практически обсудить на наших семинарах по оружейке в Минске или Питере... :) Кому интересны материалы уже прошедших семинаров по дадао, то см. тут.
Шаньдунец Шан Юньсян же занимался боевыми искусствами на протяжении всей своей жизни. Он работал телохранителем и детективом, был судьёй на Всекитайских испытаниях по боевым искусствам в Нанкине и учителем боевых искусств, и про него сохранилось множество историй и анекдотов в Мире Улинь. Он активно общался с другими видными представителями Мира ушу. Например, ездил в провинцию Шаньси к знаменитому Сун Шичжуну, а у его потомков в городе Тайгу мне посчастливилось познакомиться с вышеупомянутой техникой фехтования синъи ляньхуаньдао.
Вот такая история. Что обидно, пока не найдено его руководство по этой системе фехтования. Существует байка, что в 29-армии решили, что напечатают ее в виде брошюры и распространят в армии. Но Шан Юньсян почему-то отказался, и она была утеряна.
Однако школа его - жива и по ныне, благодаря его дочерям. Более того, в 2012 году правительством Цзинаня заслуженно признала эту школу ушу как нематериальное культурное наследие. Приходилось бывать там, по молодости. :)
Говоря об 29-й армии, в Китае обычно вспоминают инцидент на мосту Марко Поло, оборону укреплений Ваньпина на восточной стороне моста да кровавую битву в Наньюане, гибель двух генералов Тун Лингэ и Чжао Дэнъюя и фактическое падение Северного Китая.
Кстати, «отец отрядов дадаодуй» Чжао Дэнъюй был признан «первым «антияпонским героем». Для нас же важно, что война переходит в другую, более ожесточенную фазу, именуемую почему-то «Восьмилетней войной».
До этого ситуация была довольно странной, могли воевать, а могли и сотрудничать. Например, Таширо Ваничиро, командующий японской гарнизоном в Тяньцзине, заключил с Сун Чжэюанем «Договор экономического сотрудничества». Пункты договора включали строительство железной дороги Тяньцзинь-Шицзячжуан, взаимную регулировку тарифов в Северном Китае, разработку рудников и закупки японцами хлопка в Северном Китае. Какая-то странная война, не так ли?
Для понимания ситуации, как занятно там было, есть хорошая цитата
У китайских коммунистов есть хорошие армии, которые, как они утверждают, ведут партизанскую войну против японцев в Северном Китае - на самом деле они тайно или даже открыто строят себя для борьбы с правительственными войсками генералиссимуса.
Генералиссимус [Чан Кай-ши ] естественно считает эти армии главной угрозой стране и своему господству...
Он не видел необходимости предпринимать искренние попытки заключить с ними хотя бы перемирие на время войны...
Никакой дипломатический гений не смог бы преодолеть принципиальное нежелание генералиссимуса рисковать своими армиями в битве с японцами.
Брукс Аткинсон из Чунцина для «New York Times»
На самом деле, всё гораздо запутанней и интереснее. Сперва японское правительство щеголяло так называемой «Политикой не экспансии» (不扩大方针 bù kuòdà fāngzhēn), формально основанной на принуждении китайцев, к миру и взаимосотрудничеству:
迫和为主,内变策应为从.
Именно этим оправдывают неготовность японских войск на том этапе войны, когда китайские отряды мечников дадаодуй удачно заставали их врасплох и зачастую даже спящими. Но затем ситуация резко изменилась.
Важно другое: после вышеупомянутого «Инцидента 07.07» остатки 29-ой армии были переброшены с целью усиления армии Гоминьдан в битве за Ухань.
По сути на этом история отрядов дадаодуй 29-ой армии и заканчивается.
Это вполне логично - боевые действия стали более интенсивными и ожесточенными, требовалось не только насыщение войск современным вооружением, но и его обучение согласно условиям современной войны. Хотя в Китае и не было доминирования «танковых клиньев и ковровых бомбардировок», отряды дадаодуй, не смотря на их первоначальный успех 1933 года, уже в 1937 году не могли эффективно выполнять свои задачи штурмовых отрядов и сил специального назначения для диверсионных операций.
Увы, несмотря на сильный пиар средств массовой информации и масс-медиа, и многочисленный успех в множестве послевоенных кинофильмов и сериалов, в реальной жизни после 1937 года - это уже тактика малых партизанских отрядов.
Более того, пример знаменитой Восьмой армии показывает, что с развитием соединения, ростом численности личного состава происходит прогрессивное развитие согласно военным нормам той эпохи. Включая "пересмотр" победы пятисот фехтовальщиков 29-ой армии в тот же период: военачальники других армий подвергают их действия критики, ибо надо было, к примеру, не уничтожать артиллерию и боеприпасы противника, а постараться по максимуму вывести к своим, что стало бы серьезным подспорьем.
Но вернемся же к нашей теме, истокам техники фехтования в 29-ой армии.
Обобщая предыдущие статьи по теме дадаодуй, надо отметить, что было четыре периода и четыре наиболее известных инструктора:
- «Восемь мечей, ломающих лезвие» (破锋八刀 Pò fēng bā dāo) и «Учебное пособие по штыковому бою»(白刃战术教程 Báirèn zhànshù jiàochéng) мастера Ма Фэнту (马凤图 Mǎ Fèngtú, 1888-1973), вероятно, являются самыми ранними, поскольку появились в 1930 году в Северо-Западной армии Фэн Юйсяна. Речь, конечно же, про ганьсыдуй (敢死队 gǎnsǐduì, дословно «отряд смертников»). История его возникновения довольно проста. Генерал Фэн Юйсян предложил своему штабному офицеру Ма Инту (马英图, 1898-1956), брату Ма Фэнту, сформировать особый «Отряд смельчаков» из ушуистов уезда Цансянь округа Цанчжоу провинции Хэбэй. И отобрали группу из двухсот человек. Эта была специальная штурмовая группа (先锋 xiānfēng). Она была вооружена пистолетами Mаузер C-96, короткими винтовками, ручными гранатами и дадао.
- «Беспредельный меч-дао» ( 无极刀 Wújí dāo) Ли Яочэня (李尧臣 Lǐ Yáochén, 1876-1973).
- «Связанные [неразрывные] техники меча-дао» (连环刀 Liánhuán dāo) Шан Юньсяна (尚云祥 Shàng Yúnxiáng, 1864-1937).
Когда Фэн Юйсян потерпел поражение в войне на Центральных равнинах в 1930 году, часть Северо-Западной армии была включена Чжан Сюэляном в состав 29-й армии. В документах указано, что Ли Яочень и Шан Юньсян обучали уже солдат 29-ой армии, поэтому эта техника появилась точно после 1930 года. Как нам известно, оба эти специалисты были приглашены в 1931 году.
- «12 принципов искусства фехтования дадао» ( 大刀術 十二道 主義 Dàdāo shù shí'èr dào zhǔyì) Цзинь Эньчжуна (金恩忠 Jīn ēnzhōng, 1904 - ?). Это наиболее позднее руководство 29-ой армии, ибо издано 1933 году. Кстати, в предисловии упоминается победа при Синьфэкоу.
Однако задолго до появления этих четырех систем в Северо-Западной армии Фэн Юйсяна уже активно использовались тренировки по фехтованию на дао!
В июне 1925 году советскому советнику Примакову показали в штабе Лу Чжунлиня тренировку солдат, практикующих «Двенадцать принципов [фехтования] пидао», о чем он рассказывал так:
Во дворе множество гвардейцев в белых рубашках размахивали саблями, совершая в общей сложности двадцать пять рубящих движений. Зрелище было очень зрелищным. Около 600 молодых воинов с очень крепкими телами стремительно размахивали сверкающими клинками, утрамбованная земля на полигоне издавала низкий звук от топота и прыжков.
Подводя итоги, отметим, что фехтование дадао в армии возникло примерно в 1925 и продержалось до 1937, когда было вытеснено современными требованиями войны, где важнейшими были не индивидуальное мастерство фехтовальщика, но всем известные «три кита»:
дисциплина, строй, огневая мощь.
Конечным результатом противостояния винтовки со штыком и дадао является совокупный эффект психологического состояния, физической подготовки, технических и тактических способностей обеих сторон и... удачи.
А в наше время дадао - это отличный Путь для саморазвития, тренировки тела и духа! И мы продолжаем сохранять эту традицию.
Но на сегодня - всё!
Всем - отличных тренировок!
Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.
Дм. Моисеев, СПб - 2023