Найти тему

Сарматская золотая диадема

В экспозиции Музея истории донского казачества посетители могут полюбоваться гальванокопией диадемы, извлеченной из сарматского клада. Клад состоит из золотых, серебряных и бронзовых изделий и драгоценностей, которые были созданы в I–II веках нашей эры. Оригинал Сарматской диадемы сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.

Клад был обнаружен в 1864 году в Новочеркасске при проведении строительных работ на территории кургана Хохлач. Он представляет собой захоронение высокопоставленной сарматской женщины, возможно царицы или жрицы. В то время сарматы обладали обширными территориями от Волги до Дуная, где обнаружены многочисленные курганные захоронения. Этот период также характеризовался популярностью сарматского «звериного стиля» в оформлении золотых изделий.

Большинство объектов, найденных в Новочеркасске, носят заметные черты зооморфного стиля, многоцветности и включают вставки из драгоценных и полудрагоценных камней, являющиеся типичными особенностями сарматского декоративно-прикладного искусства. Корону сарматской царицы, являющуюся главным сокровищем клада кургана Хохлач, составляют три части, украшенные крупными вставками из граната и стекла в золотых гнездах. Между вставками и на диадеме находятся фигуры хищных птиц, украшенные бирюзой и кораллами. В центре диадемы расположена высеченная из аметистового кварца античная камея, изображающая бюст женщины, возможно греко-римской богини. Камея увенчана золотой диадемой со вставками, а завершает сарматскую корону композиция, изображающая ритуальную сцену, где священные животные стремятся к древу жизни, украшенному амфоровидными подвесками с розетками.

Вероятно, диадему создал мастер, принадлежавший к эллинизированной культуре, в столице Боспорского царства Пантикапее, которая располагалась на территории современной Керчи. Об этом свидетельствует смешение античного и «звериного» стилей в украшении диадемы, также осложненное использованием иранских мотивов.