В октябре 2006 года в полицию города Липецка поступило заявление о пропаже местного пенсионера – Виктора Мещерякова. В ходе поиска были найдены свидетели, которые видели Мещерякова в компании мужчины, с которым он играл в шахматы в нижнем парке – крупнейшем парке Липецка. Милиционеры быстро установили личность этого человека. Им оказался 53-летний бомж Николай Шубин 1956 года рождения.
6 октября 2006 года его задержали. На допросе он сразу признался в убийстве своего случайного знакомого, а также показал, где закопал его тело. В полиции уже готовить к быстрому закрытию дела, однако на самом деле, до этого было еще очень далеко.
В ходе расследования всех обстоятельств этого преступления одному из следователей – женщине, удалось войти в доверие к преступнику, что привело к его признанию в других убийствах, совершенных в Липецке ранее. О многих из них полиция даже не знала, потому что большинство убитых Шубиным людей были одинокими и безработными алкоголиками и их пропажи никто не замечал, так как просто-напросто этих людей не искали, а значит и заявления в полицию об их исчезновении не поступали.
Шубин абсолютно не стыдился своих преступлений и рассказывал о них очень гордо и с полной уверенностью, что он все делал правильно.
Практически каждую неделю Шубин сообщал об очередном убийстве и показывал места, где закапывал тела.
Все жертвы были убиты одним и тем же способом: Шубин оглушал человека сильным ударом по голове и к моменту когда жертва приходила в сознание он уже успевал связать ей руки и ноги проволокой, которую всегда носил с собой. После этого Шубин проводил с человеком своеобразную воспитательную беседу, а затем, невзирая на мольбы о пощаде накидывал на шею удавку, которая также всегда была у него с собой в кармане.
Нередко, для того, чтобы усыпить бдительность человека, Шубин вместе с ним совместно распивал спиртные напитки и вел задушевные разговоры.
Почти всех убитых Шубин закапывал в левобережном районе Липецка на территории гаражного кооператива автолюбитель-3, расположенного на улице лесной. Два трупа были найдены в районе старых проходных новолипецкого металлургического комбината, а одно тело убийца закопал в кустах в 100 метрах от отделения полиции.
Так как тела были закопаны примерно в одном и том же районе, Шубин сам себя называл директором кладбища.
Мотив для убийства, как правило, у него был формальный: проигранная партия в шахматы или ссора из-за пустяка. В частности, по поводу последней жертвы, Шубин сказал, что обиделся на Мещерякова за то, что тот выиграл у него несколько партий в шахматы.
В рамках следствия Шубин также показал люк, где хранилась лопата, с помощью которой он закапывал своих жертв.
Николай Шубин родился в Тбилиси работал в трамвайном депо, но жизнь в Грузии не заладилась и он решил переехать к родственникам в Воронежскую область. В 1976 году он находился на стационарном лечении в "Воронежском областном клиническом психоневрологическом диспансэре" с диагнозом неврастения.
В начале 80-х годов вместе с воронежскими студентами химиками он открыл подпольный цех по производству джинсов. В 1984 году Шубина задержали с партией товара и осудили по статье спекуляция в особо крупных размерах, присудив ему четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима из которых он отсидел всего два.
После освобождения Шубин женился, нашел работу, однако семейная жизнь быстро закончилось разводом и он решил перебраться в Липецк. Поиски постоянной работы оказались неудачными и Шубин оказался на улице. Став бомжом он начал селиться в дачных домиках, а после перебрался в микрорайон Новолипецк и обитал в районе остановки общественного транспорта на улице "9 мая".
По словам одного из свидетелей, Шубин приходил в нижний парк Липецка в течение трех лет. В шахматы он играл не очень хорошо и выглядел неопрятно, поэтому с ним старались не общаться. Единственным партнером безработного бомжа был Виктор Мещеряков. Тот самый, которого Шубин позже и убил.
Женщину-следователя, которая вела дело Николая Шубина посреди следствия решили назначить на более высокую должность и зачем-то сразу заменить другим следователем. Однако когда Шубин узнал об этом, то заявил, что с новым следователям сотрудничать не будет и не даст дальнейших показаний о совершенных им убийствах. Из-за этого планы высокого начальства пришлось несколько сдвинуть и следователю пришлось довести расследование до конца. Лишь после направления уголовного дела в суд женщина получила повышение в должности и новое звание.
В рамках следствия была проведена судебно-психиатрическая экспертиза и Шубину был поставлен диагноз хроническое психиатрическое расстройство в форме параноидальной шизофрении непрерывного типа течения. Это стало причиной признания преступника невменяемым и направлением его на принудительное лечение вместо тюрьмы.
На допросах Шубин говорил про своих жертв следующие слова:
«Они все носили маски и я очищал этот мир от зла. В настоящей жизни они были другими и я это чётко видел».
Исходя из его слов, в правильности диагноза сомневаться не приходится.
По словам Шубина, впервые он убил человека в 2001 году. Стоит отметить, что почти всех своих жертв он помнит по именам, но точной даты совершения убийств он назвать не смог.
Было установлено, что всего Шубин убил 13 человек, что делает его самым кровавым маньяком за всю историю Липецка.
На данный момент ему шестьдесят шесть лет, он жив и находится на принудительном лечении.