Найти тему

Как араб делал эпиляцию крестоносцу

Камаль ад-Дин Бехзад. Публичная баня. Эпоха Тимуридов, 1495
Камаль ад-Дин Бехзад. Публичная баня. Эпоха Тимуридов, 1495

«У нас был один банщик <...> по имени Салим <...> Салим рассказал мне: “<...> Однажды в баню пришел франкский рыцарь, а они не одобряют тех, кто, находясь в бане, опоясывается покрывалом. Он протянул свою руку, сорвал мое покрывало с пояса, отбросил его и увидел меня без всего, а я недавно обрил себе волосы на лобке.

“Салим”, — крикнул мне франк. Я подошел к нему, и он положил руку мне на лобок. “Салим, вот хорошо! — воскликнул он. — Клянусь истиной моей веры, сделай со мной то же самое”. И он лег на спину, а у него на этом месте была точно вторая борода. Я обрил его, а он провел по этому месту рукой, погладил его и сказал мне: “О Салим, заклинаю тебя истиной твоей веры, сделай то же с аль-дамой”. А “аль-дама” значит на их языке госпожа, и он имел в виду свою жену.

Персидская баня на миниатюре из рукописи сочинения поэта Джами. Иран, 1556-65. 46.12б,  fol. 59. Художественная галерея Фрира, Вашингтон.
Персидская баня на миниатюре из рукописи сочинения поэта Джами. Иран, 1556-65. 46.12б, fol. 59. Художественная галерея Фрира, Вашингтон.

“Скажи аль-даме, чтобы она пришла”, — крикнул он слуге, тот пошел и привел его жену. Она легла на спину, и рыцарь сказал: “Сделай с ней то же, что ты сделал со мной”.

И я брил ей эти волосы, а муж сидел и смотрел на меня. Затем он поблагодарил меня и дал мне денег за мою услугу.

Посмотрите на это великое противоречие: у них нет ревности, ни самолюбия, но они отличаются великой доблестью, а разве доблесть не происходит от самолюбия и боязни бесславия?»

Это отрывок из «Книги назидания» — автобиографии Усамы ибн Мункыза (1095-1188), повествующей о быте арабов в XII веке и их отношениях с крестоносцами. Ее автор, воин и поэт, прожил долгую и насыщенную жизнь. Хотя Усама не раз сражался с иноземцами-франками, он пишет о них как о достойных противниках, иногда даже с восхищением — и с юмором.

Деталь саркофага царицы Кавит, супруги фараона Небхепетра Ментухотепа II (2056/2046—2005/1995 годы до н. э.), основателя Среднего царства. Египетский Музей, Каир.
Деталь саркофага царицы Кавит, супруги фараона Небхепетра Ментухотепа II (2056/2046—2005/1995 годы до н. э.), основателя Среднего царства. Египетский Музей, Каир.

Стоит сказать, что сбривать и удалять волосы жители Средиземноморья и Ближнего Востока начали еще за тысячи лет до нашей эры. В разных культурах, от Древнего Египта до Древнего Рима, эта практика могло быть связана и с требованиями гигиены, и с ритуальной идеей очищения, и с высоким социальным статусом. Для этого использовались самые различные средства — острые скребки из морских раковин; воск; масло зеленых оливок; паста из смеси воды, пепла, гашеной извести и минералов (она до сих пор популярна в Индии и Иране); сахарная или персидская эпиляция и т.д.

Изображение покрытой шерстью женщины из Нюрнбергских хроник. 1500-1600.
Изображение покрытой шерстью женщины из Нюрнбергских хроник. 1500-1600.

А вот в средневековой Европе эпиляции научились далеко не сразу. Единственной частью тела, где показывать и отращивать волосы считалось неуместным для женщины, было лицо. При посторонних длинные локоны убирали под туго стягивавшие их платки и головные уборы. А чтобы придать лицу более идеально овальный контур, в XIV веке дамы даже выщипывали часть волос над лбом. В середине XVI века, при королеве Елизавете I Тюдор, в моду входит и выщипывание бровей. Однако даже в XVIII веке избавляться от растительности на теле все еще не вошло в привычку у европейских дам, даже из гигиенических соображений. Правда, в 1760 году парижанин Жан-Жак Перре изобретает безопасную бритву. Он даже стал автором сочинения о “искусстве бриться самостоятельно” (La pogonotomie, ou L'art d'apprendre à se raser soi-même). Новинка предназначалась прежде всего для мужчин, но, возможно, использовалась и женщинами.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM